ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
9. МЕНЕДЕМ
.
9. МЕНЕДЕМ
Менедем, ученик Колота Лампсакского. По словам Гиппобота, он
так увлекался чудесным, что расхаживал, одетый Эринией, и говорил, что вышел из
Аида к дозору за грешниками, чтобы потом вновь сойти под землю и доложить о том
преисподним божествам. Одежда эта была такая: темный хитон до пят, поверх него
пурпурный пояс, на голове аркадский колпак, расшитый двенадцатью небесными
знаками, трагические котурны, длиннейшая борода и ясеневый посох в руке.
* * *
Таковы жизнеописания каждого из киников. Добавим к этому те
мнения, которые для них были общими, – если только мы считаем эту школу
философией, а не просто образом жизни.
Логику и физику они отвергают (наподобие Аристона Хиосского)
и сосредоточиваются единственно на этике; именно Диогену (по утверждению
Диокла) принадлежат слова (приписываемые иными Сократу 117) о том, что
исследовать нужно,
Что у тебя и дурного и доброго в доме случилось 118.
Равным образом они пренебрегают и общим образованием: так,
Антисфен утверждал, что достигший здравомыслия не должен изучать словесность,
чтобы не сбиться с пути вслед за другими. Отвергают они и геометрию, и музыку,
и все подобное. Так, Диоген, когда ему показали солнечные часы, сказал:
«Полезная штука, чтобы не опоздать на обед!» – а когда ему показали
музыкальные приемы, сказал:
Не звоном струн, не дуновеньем флейт –
Мужским умом стоят и дом и град 119.
Далее, мнение их таково, что предельная цель есть жизнь,
согласная с добродетелью (так говорит Антисфен в «Геракле»), – точно
так же, как и у стоиков, ибо между этими школами есть некоторая общность.
Оттого и о кинизме говорят, что это кратчайшая дорога к добродетели, и Зенон
Китийский вел свою жизнь таким же образом.
Далее, мнение их таково, что жить нужно в простоте, есть в
меру голода, ходить в одном плаще; богатство же, славу и знатность они
презирают. Некоторые из них едят зелень и пьют только холодную воду, а живут в
первом попавшемся укрытии – даже в бочке, как Диоген, заявлявший, что богам дано
не нуждаться ни в чем, а мужам, достигшим сходства с богами, – довольствоваться
немногим 120.
Далее, мнение их таково, что добродетели можно научить (так
говорит Антисфен в «Геракле»), а потерять ее невозможно. Мудрец
достоин любви, непогрешим, друг себе подобным и ни в чем не полагается на
случай. Что лежит между добродетелью и пороком, то они почитают безразличным
(вместе с Аристоном Хиосским).
Таковы киники. Теперь нам следует перейти к стоикам, первым
из которых был Зенон, тоже ученик Кратета.
.