1. Постулат квазипостоянства :: vuzlib.su

1. Постулат квазипостоянства :: vuzlib.su

22
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

1. Постулат квазипостоянства

.

1. Постулат квазипостоянства

Главным назначением этого постулата
является такая замена понятий обыденного здравого смысла «вещь» и
«личность», которая не предполагает понятия «субстанции».
Этот постулат можно сформулировать следующим образом:

Если дано какое-либо событие А, то
очень часто случается, что в любое близкое время в каком-либо соседнем месте
имеется событие, очень сходное с А.

«Вещь» и есть
последовательность таких событий. Именно потому, что такие последовательности
событий обычны, «вещь» является практически удобным понятием. Следует
заметить, что в последовательности событий, которую обыденный здравый смысл
обычно рассматривает как принадлежащую одной «вещи», сходство должно
быть только между событиями, не широко разделенными в пространстве-времени.
Имеется не очень большое сходство между трехмесячным зародышем и взрослым
человеком, но они связаны постепенны ми переходами от одного состояния к
следующему и поэтому рассматриваются как стадии в развитии одной
«вещи».

Часто случается — если взять,
например, каплю воды в море,— что в данное близкое время имеется множество
соседних событий, сходных с А. Путем постепенных переходов мы можем перейти от
одной капли в море к любой другой. Наш постулат не подтверждает и не отрицает
множество таких сходных с А событий в какое-либо данное время; его
удовлетворяет утверждение, что, вероятно, существует по крайней мере одно такое
событие. Наш следующий постулат о причинных линиях позволит нам сказать, что
когда имеется много таких событий в данное время, то существует обычно одно,
имеющее с А особую связь такого рода, что это заставляет нас рассматривать его
как часть истории той «вещи», к которой принадлежит А Это существенно
для того, чтобы иметь возможность сказать, что капля воды в море в одно время
скорее, чем любая другая капля, есть «та же самая», что и
определенная капля в другое время. Нашего настоящего постулата недостаточно для
того чтобы сказать это, но он дает нам часть того, что нужно.

Наш постулат имеет как субъективный,
так и объективный аспекты. Допустим, что вы взглянули на солнце и вслед за тем
закрыли глаза. Ваше субъективное состояние изменяется быстро, но непрерывно;
оно проходит через стадии ощущения, непосредственного воспоминания и постепенно
угасающего верного воспоминания. Солнце, как мы думаем, не имеет аналогичных
изменений; мы думаем, что его изменения тоже постепенны, но совсем другого
рода. Физическая и психологическая непрерывности — например, непрерывность
движения и непрерывность угасающего воспоминания — подчиняются разным законам,
но обе служат примерами нашего постулата.

.

    Назад