4.3.5. Развитие и изменение социальных институтов :: vuzlib.su

4.3.5. Развитие и изменение социальных институтов :: vuzlib.su

262
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
4.3.5. Развитие и изменение социальных институтов

.

4.3.5. Развитие и изменение социальных институтов

Развитие любого общества во многом осуществляется за счет
развития социальных институтов. Самый верный критерий зрелости общества —
многообразие и разви­тость существующих в нем социальных институтов, спо­собных
надежно, устойчиво, на профессиональном уров­не удовлетворять разнообразные
потребности индивидов и социальных групп и эффективно регулировать их пове­дение.

Уже на ранних этапах развития общества началось формирование
социальных институтов (производствен­ных организаций институтов, духовной
жизни, семьи). Но синкретический характер человеческой деятельности обу­словил
и синкретичность первых институтов, выразив­шуюся в многофункциональности,
нерасчлененности их функций. «Неразвитость труда по всем его параметрам (орудия
и прочие технические средства, производствен­ный опыт и навыки, кооперация и
дифференциация труда), преобладание… живого труда над овеществлен­ным,
привязанность производства к природным услови­ям… выступают причиной
присущего первобытному об­ществу синкретизма[59]
общественных отношений, невычленности различных сфер общественной жизни,
слитности материального и духовного производства. Об­щина — универсальный
институт, осуществляющий хо­зяйственную, семейно-бытовую, культовую и другие
функции. Определяя собой все стороны общественной жизни,
материально-производственная деятельность еще не обособляется от других видов
деятельности. Кровно­родственные отношения, связующие элементы социаль­ной
структуры и внутри общины, и между общинами, также характеризуются
синкретизмом» [163. С.340].

Данные этнографических исследований свидетельст­вуют, что
довольно скоро появились признаки распада синкретизма. Община, род и племя
начали разделяться, «в общине при всей ее универсальности на первый план все
больше выходит производственная деятельность, ин­ституты же рода и племени
берут на себя функцию меж­общинного общения, в силу экзогамии к ним естественно
отходят и брачно-семейные отношения» [163. С.340]. На­чинает складываться
тенденция усложнения обществен­ной структуры.

Усложнение отношений внутри родов, племен, общин в
результате произошедшего прогресса в изготовлении орудий труда, перехода к
производящему хозяйству и обособления скотоводства и ремесла привело к формиро­ванию
иерархии родов, племен, их союзов. В этот период появляются институты
старейшин, вождей, жрецов, в обязанность которых входила организация
коллективных трудовых процессов, военного дела, культовых действий, а также
сохранение и передача от поколения к поколению социального опыта.

4.3.5. Развитие и изменение социальных институтов :: vuzlib.su

Дальнейшее развитие общества, «введение земледелия и
животноводства переворачивает весь жизненный уклад первобытных людей. Внутри
общины, перерождающейся в соседскую, все большую хозяйственную самостоятель­ность
приобретает семья. Вместе с тем развиваются и усложняются формы кооперации
труда, являющиеся ус­ловием существования семейного хозяйства» [163. С. 344].
Это, в свою очередь, ведет «к изменению форм обмена взаимной деятельностью, ее
результатам, к постепенному нарушению равнообеспечивающего принципа распреде­ления
и потребления жизненных средств. Получающее все большую экономическую
самостоятельность семейное хозяйство превращается в главную форму организации
производительных сил, вытесняя в данной роли родовую общину» [163. С. 344]. Так
постепенно (через ряд реформ) на смену кровнородственной общине приходит община
соседская, земледельческая община.

Зарождение системы социальных институтов началось в период
разложения первобытнообщинного строя и было связано с процессом общественного
разделения труда. Разделение труда привело к появлению и развитию част­ной
собственности, которая, в свою очередь, привела к разделению общества на
классы, что и обусловило необ­ходимость появления таких социальных институтов,
ос­новной функцией которых было осуществление классо­вых интересов и
потребностей, охрана существующего социального порядка.

Таким образом, уже на ранних этапах развития обще­ства
появляется потребность в формировании механизмов управления социальными
процессами, Т.е. соответствующих социальных институтов. В качестве их
предвестников на ранних ступенях первобытного общества выступали советы
старейшин, родоплеменные советы, народные со­брания, функции которых еще не
были четко определены, в основном они выполняли военные, судейские и жречес­кие
функции. В период становления классового общества формируется социальный
институт управления, обеспе­чивающий функционирование общества в целом, его об­щностей
и социальных групп в интересах господствующе­го класса, — государство.

В эпоху средневековья социальные институты высту­пали прежде
всего как средства закрепления отношений личной зависимости и внеэкономического
принуждения, «сращивания» политической власти и экономического господства, а
также обеспечения устойчивости социаль­ного целого, общества. Среди институтов
феодального владения можно отметить такие, как майорат, феод, им­мунитет,
вотчина и др. В классовом обществе в этот период происходит выделение сословия
профессиональ­ных служителей культа, возникают особые религиозные организации,
что ведет к становлению церкви, религии в качестве особого социального
института. Религия как со­циальный институт играла важную роль в интеграции
политически и экономически раздробленного общества. Она приобрела и начала
осуществлять нерелигиозные функции — политические, экономические (церковь была
крупным земельным собственником в этот период). Ей были полностью подчинены
наука, образование и искус­ство.

Становление капитализма привело к развитию целост­ной
системы социальных институтов, обеспечивающих функционирование разных сфер
общественной жизни: производство и потребление материальных благ, духовное
производство, распространение и потребление духовных ценностей и т.д. В это
время возникают институты науки, образования, искусства и т.д.

История появления и развития социальных институ­тов — это
история постепенного превращения социально­го института традиционного типа в
современный соци­альный институт. В ходе своего развития социальные институты
стали более специализированными по функци­ям, а некоторые из них заняли
господствующее место в системе социальных институтов. Так, например, в
первобытном обществе, как уже было отмечено выше, особую роль играла семья, в
феодальном обществе в качестве базовых выступали религиозные институты, в
России после Октябрьской революции господствующее место за­нимали политические
институты, в первую очередь, Ком­мунистическая партия, а в капиталистическом
обществе особую роль играют экономические институты.

Развитие социальных институтов может осуществлять­ся двумя
путями: 1) появление новых социальных инсти­тутов; 2) развитие и
совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

Первый путь развития институтов в настоящее время характерен
для многих народов бывшего СССР, где со­здаются такие важнейшие институты, как
финансы, армия, дипломатия, высшее образование, наука и т.д.

Второй путь — развитие и совершенствование уже сложившихся
социальных институтов — в свою очередь также может проходить по-разному: а) за
счет внутренней дифференциации, специализации связей, функций, уч­реждений.
Например, в настоящее время в рамках инсти­тута здравоохранения появилась
тенденция к превраще­нию наркологической службы в самостоятельный инсти­тут; б)
за счет перерегулирования социального института. В данном случае основные
участники институализированных социальных связей стремятся кардинально изме­нить
принципы регуляции, не уничтожая при этом сам институт, так как потребность в
нем сохраняется. Напри­мер, институт собственности в России. Многих в настоя­щее
время не устраивает моральное, материальное, юри­дическое регулирование их прав
и обязанностей, связан­ных с собственностью. Если раньше граждане не владели и
не распоряжались собственностью, но имели право на гарантированный минимум
уровня жизни, то сегодня часть населения уже хочет владеть, распоряжаться,
риско­вать, имея при этом лишь только шанс жить зажиточно и независимо. А так
как не все население России не удовле­творено сложившейся системой регуляции,
поэтому ста­новлению новых форм собственности ставятся всевоз­можные препоны и
препятствия [см.: 189. С.135-137].

В качестве другого наглядного примера можно взять институт
образования в постсоветском обществе, который после распада СССР стал нуждаться
в изменении самой концепции образования, создании новых учебных заведений, ином
выборе предметов и т.п., которые должны быть переориентированы на потребности
формирующихся ры­ночных отношений и предстоящие изменения на рынке труда.

В истории развития общества можно найти ряд при­меров
эффективного, более-менее безболезненного ре­формирования социальных
институтов, но чаще всего такие реформы все-таки завершались революционными
событиями.

Следует отметить, что изменение каждого отдельного
социального института, как и всей системы социальных институтов, может
происходит как эволюционным, так и революционным путем. Как указывал Т.Парсонс,
источни­ками изменения могут быть как эндогенные (т.е. внутрен­ние), так и
экзогенные (т.е. внешние) факторы, или те и другие одновременно [см.: 191.
С.469-470]. Среди экзо­генных факторов наиболее важными являются воздейст­вия
со стороны культуры (изменение культуры, а также изменение ценностных
ориентаций) и личности (всякого рода новаторская деятельность человека).
Эндогенные из­менения социальных институтов происходят в основном из-за того,
что определенный институт перестает эффек­тивно обслуживать цели и интересы тех
или иных соци­альных групп и коллективов. Например, распад такого социального
института, как семья, может быть обуслов­лен изменением ролевого поведения
супругов (например, измена одного из них) или конфликтами, возникшими в семье
из-за вмешательства в семейные отношения роди­телей супругов.

Таким образом, социальный институт является исто­рически
сложившейся устойчивой формой организации совместной деятельности людей,
которая, в то же время, может подвергаться различным изменениям в ходе разви­тия
общества.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ