ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Лекция 4. Экономические идеи в Западной Европе и в России
.
Лекция 4. Экономические идеи в Западной Европе и в России
Экономическая мысль средневековья тесно связана с экономической
политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его
стабилизацию Защитники интересов феодалов отрицательно относились к торговле и
ростовщичеству. Натуральнохозяйственная ограниченность производства считалась
преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.
В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную
роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку,
принимала богословское оформление.
Представление об экономических идеях раннего средневековья
(VI-X вв.) дает старинная запись судебных обычаев франков «Салическая
правда», составленная в начале VI в. н. э.
Приводя перечень штрафов за всевозможные преступления, она
характеризует экономические воззрения франков: общинного крестьянства с одной
стороны, и служилых людей или дружинников — с другой. В ее предписаниях
сельское хозяйство выступает как естественное занятие франка. Городам и
промышленности не уделялось особого внимания. Проблемы торговли полностью
отсутствуют.
«Салическая правда» отстаивала позиции общины,
устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной.
Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с
признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как
правомерных явлений.
«Салическая правда» отразила разложение родового
строя, начавшийся процесс феодализации дифференциации франкского общества и
интересы служилой аристократии, группировавшейся вокруг короля.
Спустя три столетия экономические вопросы средневекового поместья
получили отражение в «Капитулярии о виллах» (закон о поместьях),
изданном при Карле Великом. В нем закреплялась крепостная зависимость
крестьян, задача экономической политики сводилась к утверждению
крепостничества.
.