§ 1. Общественный строй :: vuzlib.su

§ 1. Общественный строй :: vuzlib.su

58
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Общественный строй

.

§ 1. Общественный строй

Период сословно-представительной монархии — период развито­го
феодализма — характеризуется сдвигами во внутриклассовых и осо­бенно в
межклассовых отношениях. Наиболее важное событие в этой сфере — полное
закрепощение крестьян.

Вместе с сельским хозяйством развиваются ремесло и торговля.
В XVII в появляются мануфактуры, основанные преимущественно на крепостном
труде, однако применяющие частично и труд наемных ра­бочих. Тем самым в недрах
феодализма зарождаются первые ростки буржуазных отношений. В том же веке
начинает складываться еди­ный всероссийский рынок.

Феодалы. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыду­щий
период, был монарх. Большую роль в усилении его экономичес­кой мощи сыграла
опричнина. Одним из ее результатов явилось то, что царь получил наиболее
удобные земли, которые он использовал в качестве поместного земельного фонда,
что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство,
заинтересованное в центра­лизации государства и усилении власти царя. В руках
монарха в это время сосредоточились и другие богатства.

Класс феодалов, как и прежде, был неоднороден. К наиболее
круп­ным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия. Она со­стояла из
двух основных групп. Первую группу составляли бывшие удельные князья,
потерявшие свои прежние политические привилегии, но сохранившие до введения
опричнины прежнее экономическое зна­чение. Позже они слились с основной массой
боярства. Во вторую груп­пу феодальной верхушки входили крупные и средние
бояре. Интересы и позиции этих двух групп феодалов по некоторым вопросам были
различны. Бывшие удельные князья последовательно выступали про­тивниками
централизации, они принимали меры для ослабления цар­ской власти. Опричнина и
направлялась главным образом против этой группы феодальной верхушки. Некоторая
часть боярства на первом этапе правления Ивана IV поддерживала царскую власть и
мероприя­тия по укреплению централизованного государства. Боярам надоело
подчиняться бывшим удельным князьям. Они предпочитали служить только одному
великому князю, царю, в то же время выступали про­тив ограничения их прав, за
предоставление определенной самостоя­тельности в решении различных вопросов, в
том числе и крупных го­сударственных. Бояре считали, что главную роль в жизни
страны должна играть Боярская дума, с мнением которой царю следовало счи­таться.
В дальнейшем, особенно после введения опричного террора, между царем и
боярством возник конфликт.

Нижней, но наиболее многочисленной частью феодалов было дво­рянство.
Разумеется, общие эксплуататорские интересы объединяли его с боярством. Однако
у дворян были и свои собственные потреб­ности, отличавшиеся от боярских и порой
противоречившие им. Мел­кие феодалы жаждали новых земель, стремились к
закрепощению крестьян, а поэтому поддерживали монарха и его активную внешнюю
политику.

В период сословно-представительной монархии в России сохра­нялся
в силе сложившийся еще ранее порядок замещения государствен­ных должностей в
соответствии с родовитостью, а не личными дело­выми качествами (принцип
местничества). Даже Иван IV не посмел посягнуть на этот принцип. Формально его
отмена произошла лишь в 1682 г.

При Иване IV начинает оформляться понятие подданства. Феода­лы
потеряли прежнюю привилегию выбирать: служить или не служить великому князю.

Крупным феодалом в этот период была церковь, которая имела
огромные земельные владения, а также многие другие богатства. Большое
количество крепостных крестьян работало на землях, принадле­жавших монастырям и
другим церковным организациям. В руках цер­кви продолжали концентрироваться
огромные земельные владения. Монархи пытались ограничить церковное
землевладение, но все эти попытки оказались неудачными. Церковь продолжала
накапливать богатства. Только в 1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых
ограничений, которые касались дальнейшего роста церковного зем­левладения.

Феодально-зависимое население. В годы разрухи, вызванной оп­ричниной
и войнами, началось массовое бегство крестьян со своих мест. Раньше крестьяне
были прикреплены к земле своим хозяйством. В связи с этим они редко
использовали предоставляемую законом воз­можность перехода от одного феодала к
другому в Юрьев день. Те­перь же, в условиях разорения, в поисках лучших мест
они начали по­кидать свои земли Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их
закрепощение. В 1580 г был издан указ о заповедных летах, отменив­ший Юрьев
день. На следующий год началась всеобщая перепись крестьян, завершенная в 1592 г. Она создала юридические основания для поисков беглых крестьян. Чтобы облегчить споры между
владель­цами по поводу беглых, в 1597 г был издан указ об урочных летах, т.е.
об исковой давности по таким спорам. Первоначально срок дав­ности равнялся пяти
годам, потом он неоднократно менялся, пока Со­борное уложение 1649 г не отменило урочные лета, разрешив искать беглых бессрочно.

Холопы еще сохранялись, хотя их стало меньше, чем раньше Их
правовое положение оставалось прежним. К ним примыкала новая категория
зависимого населения — кабальные люди. Они формиро­вались из свободных (главным
образом из потерявших земли) кресть­ян. Для того чтобы стать кабальным,
требовалось обязательное офор­мление служилой кабальной грамоты, в которой
закреплялось правовое положение кабального. Для составления кабальной грамо­ты
необходимы были определенные условия (лицо должно достичь известного возраста,
быть свободным от крепостной зависимости, от государственной службы и др.).

Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками. Они
обеспечивали обработку господской земли на основе барщины. Страд­ники, не
имевшие собственного хозяйства, были мало заинтересова­ны в своем труде.
Поэтому к барщине все больше начинают привле­кать и крестьян. В этот период
окончательно складывается система барщины наряду с прежней оброчной системой.

Посадские люди. Во второй половине XVI и в XVII в. продолжа­ется
рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается чис­ленность
посадского населения, которое в XVII в. прикрепляется к посаду.

Растет купечество, которое имело привилегии (освобождение от
ряда повинностей). Намечается четкое разделение в городах на купе­чество и
«черных» людей. К последним относились ремесленники и мелкие торговцы.

Кроме «черных» слобод в посадах существовали «белые» слобо­ды,
дворы, владельцы которых не несли государева тягла, что вызы­вало протесты со
стороны «черных» людей. Соборное уложение 1649 г. упразднило «белые» слободы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ