§ 2. Общественный строй :: vuzlib.su

§ 2. Общественный строй :: vuzlib.su

69
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Общественный строй

.

§ 2. Общественный строй

Класс феодалов. Господствующим классом в Молдавии были зем­левладельцы
Наиболее крупные из них именовались боярами или па­нами. Среди них самым
богатым землевладельцем был господарь Молдавии. В его распоряжении находился
огромный земельный фонд, состоящий как из населенных и обработанных, так и
необработан­ных земель. В его владение переходили земли выморочные, конфис­кованные
и др. Значительные доходы приносили господарю разные государственные монополии
(на меха, воск, серебро и породистых мес­тных коней). Он получал большие суммы
от налогов и таможенных сборов с внутренней и особенно внешней торговли,
судебные пошли­ны. Несвободные сельские жители были обязаны выполнять на гос­подаря
всевозможные работы, поставлять ему большую часть про­дуктов своего хозяйства.

Верхушку класса феодалов составляли бояре. Им принадлежали
большие земельные владения с населением, которое попало в феодаль­ную
зависимость. Большое значение для имущественного роста бояр­ства имело их право
на монополии (баналитеты). Например, моно­польное право боярина на мельницу
обязывало крестьян молоть зерно только на мельнице своего господина, который за
это взимал опреде­ленную часть зерна. То же относилось и к праву ловить рыбу,
содер­жать пасеку и т.п. В руках бояр сосредоточивалось экономическое и
политическое господство.

Бояре делились на «великих» и «малых». Великие бояре
составля­ли разряд крупных землевладельцев, малые бояре, или бояринаши, были
средними и мелкими феодалами. Все они владели вотчинами с правом передачи их по
наследству, освобождались от податей и по­винностей, могли занимать
государственные должности. Великие бо­яре, обладая общими феодальными правами,
имели ряд особых прав. Например, право на подсудность только господарскому
суду, право выходить на войну под своим знаменем, участвовать в важнейшем
государственном учреждении Молдавии — раде, занимать наиболее ответственные посты
в государственном аппарате. Все они подчиня­лись господарю. Даже мелкие
феодалы, находясь на службе у круп­ных, были в прямой зависимости от господаря.

Положение крупного боярства в XVI — XVII вв. заметно измени­лось
по сравнению с предшествующим временем. В этот период боярству удалось усилить
свое экономическое и политическое господство. Война с турками в XVI в.
значительно ослабила центральную власть и усилила власть крупных феодалов.
Страной фактически управляла боярская олигархия — представители 75 наиболее
влиятельных бояр­ских фамилий, перечисленных Д. Кантемиром в его произведении
«Описание Молдавии», законченном в 1716 г. и в 1789 г. переведен­ном на русский язык. Усиление боярской олигархии привело к усиле­нию феодальной
эксплуатации социальных низов, а это неизбежно сказалось на обострении
классовых противоречий в Молдавии.

К классу феодалов относились и «слуги». Так назывались в Мол­давии
дворяне, составлявшие основной контингент войска господаря. За свою службу они
жаловались господарем земельными владениями на праве поместья. Начиная с XVI в.
они получили новое название — куртяне. В политическом отношении интересы
господаря и дворянст­ва совпадали. Дворяне, страдавшие от бесчинств крупных
феодалов, стремились к усилению центральной власти.

Духовенство имело важное значение в феодальном обществе Мол­давии,
будучи не только служителями культа, но и принимая участие в государственном
управлении. Верхушка духовенства (митрополи­ты, архиепископы, епископы,
игумены) заседала в боярской раде. Пред­ставители духовенства имели обширные
земельные владения и боль­шое количество феодально зависимых крестьян.

Крестьяне. Крестьянство находилось в различной степени
зависи­мости от феодалов. По своему правовому положению оно делилось на
несколько разрядов. Основная масса крестьян жила по местному «валашскому»
праву, сложившемуся в то время, когда крестьяне, бу­дучи лично свободными, жили
сельской общиной. Землей они владе­ли сообща на общинном праве.

Собственность валашской общины выражалась в характерных
чертах крепостного права Молдавии. Каждый свободный общинник в прежние времена
обязан был работать на общинной земле только несколько дней в году. Феодалы,
захватив в свое распоряжение об­щинные земли, присвоили себе и связанные с ними
повинности. Поэ­тому молдавские крестьяне в этих условиях должны были трудиться
на феодалов то количество дней в году, которое раньше отрабатыва­ли на земле,
являвшейся общинной собственностью. Не увеличивая числа дней в году, которые
крестьяне обязаны были работать на них, феодалы компенсировали это тем, что
начисляли на каждый день та­кое количество работы, которое фактически можно
было выполнить только за много дней. Кроме обязанностей в пользу феодала
крестьяне выполняли различные, все увеличивавшиеся повинности в пользу церкви и
государства.

Крестьяне в XIV — XV вв. делились на две группы:
государствен­ных (зависимых от господаря) и частновладельческих, т. е.
зависимых от отдельных светских или духовных феодалов. Первая группа кресть­ян,
в отличие от частновладельческих, сохраняла большие права. Вто­рая же, хотя
номинально считалась свободной, имея право перехода, была обязана отбывать
барщину, платить феодалу десятину (дижму), судиться у него. Все это создавало
для зависимых крестьян положе­ние, близкое к полному закрепощению.

В XVI — XVIII вв. существовала еще небольшая категория юри­дически
свободных крестьян общинников — резешей. По своему эко­номическому положению
они были неоднородны: среди них можно было встретить зажиточных крестьян, лиц
среднего достатка и бедня­ков. Резеши пользовались правом распоряжаться своей
землей, вплоть до отчуждения. Однако за общиной сохранялось право строго
следить за тем, чтобы отчуждаемые земли не попадали в руки нечленов общи­ны.
Члены общины пользовались преимущественным правом приоб­ретения продаваемого
тем или иным резешем земельного участка. Про­дажа же земли нечленам резешской
общины допускалась лишь после отказа всех резешей-общинников от ее покупки.
Регламентируя отчуж­дение земельных участков, община стремилась не допускать в
свой состав посторонних лиц, противостоять всевозрастающему обезземе­ливанию
крестьян, которое в широких масштабах проводили в это время молдавские феодалы.

Крестьяне-резеши, разоряемые непосильными налогами и побо­рами,
ограбляемые турецкими захватчиками и местными властями, попадали в кабалу к
феодалам-ростовщикам, которые за неуплату долгов отнимали у крестьян
принадлежавшие им участки земли. Та­кие захваты оформлялись нередко актами
купли-продажи.

Боярин, купивший у резешской общины участок земли, как и дру­гие
члены общины, имел преимущественное право покупки земель, продаваемых резешами.
Этим пользовались бояре и скупали кресть­янскую землю за бесценок. Во второй
половине XVII в. бояре вводят новый порядок, в силу которого крестьянин,
проживший на боярс­кой земле 12 лет, считался крепостным. В результате основная
масса крестьянства в XVII и XVIII вв. была превращена в крепостных, на­зываемых
вечинами (в славянских документах их называли соседями). Вечины должны были
платить натуральный и частично денежный об­рок своему господину — десятину от
всего производившегося в их хозяйстве, а также доставлять ему изделия домашнего
промысла. По­мимо оброка крепостные отрабатывали на полях феодала известное
количество барщинных дней, число которых устанавливалось землевладельцем. Кроме
того, они несли подати и повинности в пользу госу­дарства.

Крепостные вечины были бесправны. Будучи лично зависимыми от
помещика, они лишались права перехода с одного места на другое. Их могли
передавать по наследству, дарить, обменивать, закладывать и продавать вместе с
землей.

В еще худшем положении, чем вечины, находились крепостные
цыгане, по сути, рабы молдавских феодалов. Господа могли прода­вать и менять
цыган вместе с землей или без земли, как скот. На цыган была даже установлена в
законодательном порядке цена.

Усиление закрепощения крестьян вызвало массовое движение кре­постных
и холопов Молдавии, Галицкой земли и Подолии в 1490 — 1492 гг. под руководством
Мухи (в некоторых источниках его называ­ют Андреем Борулей). После его
подавления процесс закрепощения крестьян еще больше усилился. Закрепощение
крестьян было посте­пенно оформлено в грамотах молдавских господарей XV — XVI
вв.

В XVII в. господари Молдавии издали ряд законодательных ак­тов
о борьбе с бегством крестьян. Сводом законов Молдавии — Уложением 1646 г. — запрещалось принимать и укрывать беглых крестьян.

В целях обеспечения хозяйств феодалов рабочими руками госпо­дари-фанариоты
в XVIII в. превращали в частновладельческих и тех крестьян, которые несли
повинности в пользу государственной каз­ны. Эта группа крестьян получила
название скутельников. Они долж­ны были вносить боярам десятину, исполнять
барщину и другие фео­дальные повинности.

Дальнейшее развитие феодально-крепостнических отношений пов­лекло
за собой издание новых законодательных актов о закрепоще­нии крестьян, о борьбе
с бегством феодально зависимого населения страны. Так, в 1748 г. господарь Константин Маврокордат подтвер­дил барщину в размере 12 дней для крестьян-невечин,
живущих на земле монастырей, а в 1749 г. в специально изданном законе
провозгласил, что в Молдавии упраздняется сословие вечин. Однако в действитель­ности
отменено было только название «вечин». Фактически же закон способствовал
углублению крепостнических отношений. Бывшие ве­чины стали называться царанами
(цара — село). Зависимость их от бояр сохранилась. Царане должны были нести
повинности в пользу бояр: исполнять барщину и вносить десятину.

Законом Константина Маврокордата о вечинах стирались грани
между различными категориями зависимого крестьянства (послушни­ками,
лэтурашами, скутельниками и др.), фактически слившимися в один разряд
крепостных крестьян — царан.

В 1766 г. господарь Григорий Гике издал закон о полном
закрепо­щении крестьян. Крестьянам, жившим на боярских землях, запреща­лось
переходить от одного боярина к другому, и полиция должна была возвращать
беглецов на прежние места.

Крепостнический гнет, который испытывало крестьянство со сто­роны
молдавских феодалов, усугублялся налоговым гнетом и нату­ральными повинностями
в пользу турок и господарей. В XVIII в. фа­нариоты ввели много различных
налогов как прямых, так и косвенных. Население было обложено подушным налогом в
пользу турецких сул­танов, господарей и церкви. Налоги брались за убой скота,
за право торговать на рынке и т. д.

Закрепощение крестьян и национальное порабощение Турцией
Молдавии вызывали массовое движение против молдавских феода­лов и иноземных
угнетателей. Начиная с XVII в. классовая борьба часто обретала форму
гайдукского движения. Небольшими отрядами гайдуки нападали на боярские усадьбы,
на сборщиков податей, на турецкое войско. Несмотря на жестокие меры, господарям
и боярам не удалось подавить гайдукское движение, которое было следствием
безудержной эксплуатации феодально зависимого населения и турец­кого
национального гнета.

Холопы. В их число входили военнопленные, главным образом
татары, лица, осужденные за тяжкие преступления, неисправные долж­ники, цыгане.
Жили холопы по «татарскому», или холопскому, праву, лишавшему их по существу
всех гражданских прав. Феодалы исполь­зовали холопов в качестве ремесленников и
дворовых, их продавали и дарили вместе с вотчиной или отдельно, семьями и
порознь. Дети хо­лопов отнимались от родителей.

Городское население. Развитие земледелия в Молдавии XV — XVI
вв. обусловило дальнейший процесс отделения ремесла от сель­ского хозяйства,
оживление торговли и рост городов. Усиление внут­ренней торговли укрепило
экономические связи между отдельными частями Молдавии. По Днестру, Дунаю,
Черному морю шла ожив­ленная торговля севера Европы с Востоком и странами
Средиземного моря. Особую роль в торговых операциях, связанных с Молдавией,
играл входивший тогда в состав Польского государства Львов, где начинался так
называемый большой королевский путь, соединявший Польшу с Валахией и
Трансильванией.

По своему социальному положению городское население делилось
на несколько разрядов. Самыми богатыми были купцы. Купцы объединились в
гильдии. Господарь Василий Лупу в грамоте 1634 г. упо­минает гильдию купцов г. Яссы как центр торгово-промышленной деятельности Молдавии.

Однако развитие внутренней и внешней торговли Молдавии тор­мозилось
турецкими скупщиками, которые, разъезжая по городам и селам, насильно забирали
у населения продукты сельского хозяйства, а если и платили, то не более 1/3 или
1/4 части действительной стои­мости вещи. Местные купцы облагались
всевозможными пошлина­ми, в то время как иностранные, заручившись от турецкого
султана особыми привилегиями, получали неограниченную возможность учас­твовать
в ограблении населения Молдавии.

Другую часть городского населения составляли ремесленники
раз­ных специальностей, которые в XVI — XVII вв. в условиях роста ре­месленного
производства объединялись в цеховые организации, рег­ламентировавшие их
деятельность.

Внутри молдавских городов обострялась социальная дифферен­циация,
росли противоречия между городской верхушкой — купечес­кой и цеховой знатью и
городскими низами — мелким торгово-ремес-ленным населением и чернорабочими из
беглых крестьян. Торгово-промышленная верхушка города совместно с городскими
властями и господарскими чиновниками всю тяжесть различного рода повиннос­тей и
податей взвалила на трудящееся население города.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ