Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта :: vuzlib.su

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта :: vuzlib.su

212
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

.

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную
работу транспорта

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником
движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил
безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние
повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда
здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо
арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до
двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть
человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или
лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи,
повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми
лет.

Комментарий к статье 268

1. Объект преступления — безопасность железнодорожного,
воздушного, водного, автомототранспорта и городского электротранспорта.

2. Объективная сторона заключается в нарушении правил
безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении
последствий в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека и
причинной связи между деянием и причиненным вредом.

3. Рассматриваемая норма носит бланкетный характер. Она в
самом общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не
конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни
правила, относящиеся к безопасности движения или эксплуатации транспортных
средств. Следует учитывать, что ст. 268 УК говорит о более узком круге правил,
чем ст. 263 УК, поскольку в ней речь идет о безопасности эксплуатации не
транспорта вообще, а лишь транспортных средств, являющихся основным, но не
единственным элементом транспорта как системы.

Содержание объективной стороны необходимо раскрывать с
учетом объекта посягательства — безопасности функционирования транспорта. В
этом — одно из проявлений взаимосвязи объективных признаков рассматриваемого
преступления.

4. Правила, на которые ссылается закон, содержатся в
ведомственных нормативных актах железнодорожного, воздушного, водного,
автомобильного и других видов механического транспорта (исключая лишь
трубопроводный).

Например, запрещается самовольно открывать шлагбаумы,
проезжать по переезду без разрешения дежурного, через железнодорожные пути в
неустановленных местах и т.д. В целях охраны безопасности движения установлены
также правила прогона скота через полотно железной дороги, выпаса скота вблизи
полотна и в полосе отвода железных дорог. Пассажирам воздушного транспорта
категорически запрещается ходить по перрону без сопровождения дежурного,
поскольку этими действиями создается угроза безопасности полетов. Движение
пассажира навстречу самолету, выруливающему на стоянку, может вынудить экипаж к
экстренному торможению и привести к тяжким последствиям. Прогон скота по
территории временного аэродрома при наличии других признаков состава преступления
также может быть уголовно наказуемым.

Конкретные проявления рассматриваемого посягательства могут
быть самыми разнообразными, в связи с этим дать их исчерпывающий перечень
невозможно. Наиболее часто указанные в законе правила нарушаются пешеходами, неожиданно
появляющимися в опасной близости к движущимся автомототранспортным средствам,
переходящими дорогу в неустановленных местах, и т.д.

При расследовании и рассмотрении уголовных дел необходимо
обязательно установить, какие именно правила нарушены виновным и в чем эти
нарушения выразились.

5. Суть рассматриваемого преступления заключается в создании
искусственных помех для работы транспорта лицом, не управляющим транспортным
средством. Поэтому оно не может выражаться в эксплуатации технически неисправных
лодок, катеров, яхт, несоблюдении правил маневрирования при расхождении со
встречными судами, управлении плавсредством в состоянии опьянения и т.д., как
это утверждают некоторые авторы. Во всех указанных случаях лицо непосредственно
эксплуатирует транспортное средство, оно ответственно за его безопасность.
Деяние виновного квалифицируется либо по ст. 263 УК, если он является
работником транспорта, обязанным соблюдать правила безопасности в силу
выполняемой работы, либо по статьям о преступлениях против личности или
собственности, если он не является таковым.

6. Преступление имеет материальный состав. Для наступления
уголовной ответственности необходимо, чтобы был причинен тяжкий или средней
тяжести вред здоровью человека. При отсутствии указанного преступного
последствия речь может идти лишь об административном проступке.

7. Субъективная сторона преступления предусматривает
неосторожность в виде легкомыслия или небрежности.

8. Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или
другой участник движения. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в
инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие
санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Законодательная формулировка не
исключает уголовную ответственность и лиц, управляющих транспортом, не
являющимся механическим, например гужевым. Однако при этом надо иметь в виду,
что действия водителя гужевого транспорта могут быть квалифицированы по данной
статье лишь при условии нарушения им правил безопасности движения, которое
привело к дорожно — транспортному происшествию с механическим транспортным
средством. Во всех других случаях (наезд на пешехода, уничтожение или
повреждение чужого имущества и т.д.) его ответственность по ст. 268 УК
исключается.

В силу прямого указания закона не могут нести
ответственность по рассматриваемой статье субъекты преступлений,
предусмотренных ст. 263 и 264 УК.

9. Термин «участник движения» нельзя рассматривать
расширительно. Неверно относить к ним, как это иногда делается, сотрудников
милиции, осуществляющих регулирование движения, и иных лиц, объединяемых
понятием «регулировщик», а также лиц, непосредственно связанных с
выполнением каких-либо работ на дороге (ремонт проезжей части, нанесение
разметки, уборка снега и т.п.). Права и обязанности этих лиц определяются
соответствующими ведомственными инструкциями, требования которых хотя и
основываются на Правилах дорожного движения и не могут противоречить им, но
имеют самостоятельный характер.

В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется
по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам — по ч. 3 данной статьи.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ