6. Классификация методов познания в юридической психологии :: vuzlib.su

6. Классификация методов познания в юридической психологии :: vuzlib.su

31
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6. Классификация методов познания в юридической психологии

.

6. Классификация методов познания в
юридической психологии

Каждой науке присущи предмет и
соответствующие ему методы науч­ного исследования, к которым предъявляются
следующие требования. Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в
своем раз­витии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими
системами. Во-вторых, научное исследование должно быть объективно. Это
означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от
себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

По целям исследования методы
юридической психологии делятся на три группы:

Методы научного исследования. С
помощью них изучаются психи­ческие закономерности человеческих отношений,
регулируемых норма­ми права, а также разрабатываются научно обоснованные
рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или
предупреждению преступности.

Методы психологического воздействия
на личность. Они осуществля­ются должностными лицами, ведущими борьбу с
преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной
деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания пре­ступников,
приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной
среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны
на научных методах психо­логии и тесно связаны с криминологией,
криминалистикой, исправи­тельно-трудовой педагогикой и т. д.

Методы судебно-психологической
экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное
исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или
судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограни­чен
требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

К своеобразным методам юридической
психологии относится психо­логический анализ уголовного дела. Актуальным
является и метод психоанализа, который способствует более глубокому и
всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.

Применительно к способам
исследования судебная психология рас­полагает следующими методами:

Метод наблюдения. Ценность его
заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход
деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо
соблюдать ряд условий: 1) определить заранее, какие закономерности наблюдения
нас интересуют; 2) составить программу наблюдения; 3) правильно фиксировать
результаты исследования; 4) определить место самого наблюдаю­щего и его роль в
среде изучаемых лиц. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы
технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на
магнитофонную пленку. В от­дельных случаях полезно применять фотосъемку и
киносъемку. В ус­ловиях предварительного следствия технические средства могут
быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение может проводиться не
только исследователем-психоло­гом, но любым должностным лицом, которому
необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее
анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информа­ции о
возможной причастности допрашиваемого к событию преступле­ния может иметь
наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А что­бы избежать предвзятой
субъективной оценки результатов такого на­блюдения, оно должно вестись строго
объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при
достаточной научной ин­терпретации результатов наблюдения.

Анкетный метод. Этот метод
характеризуется однородностью вопро­сов, которые задаются относительно большой
группе лиц для получения количественного материала об интересующих
исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и
анализу, В об­ласти юридической психологии анкетный метод получил распростране­ние
при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время
анкетный метод начал применяться практически­ми работниками для исследования
некоторых аспектов причин пре­ступности.

Параллельно с анкетированием
применяется «автомат общественного мнения».

Главное достоинство этого метода —
его полная анонимность. Благо­даря этому на целый ряд «критических» вопросов
испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как
вспомогательный метод активно ис­пользуется в самом начале исследования с целью
общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при
иссле­довании личности на предварительном следствии. Свободная, не­принужденная
беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности
собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с
допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и
достижению его главной це­ли — получению объективной и полной информации о
событии пре­ступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять
формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретны­ми и понятными.

Метод эксперимента. При
использовании этого метода эксперимен­татор изучает зависимость особенностей
психических процессов от осо­бенностей действующих на испытуемого внешних
стимулов. Экспери­мент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция
изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюде­ния
заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления
того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью
изменения внешний ситуации пред­намеренно вызвать нужный психический процесс. В
практике судебно-психологических исследований получили распространение
лаборатор­ный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент в основном
распространен в научных исследованиях, а также при проведении
судебно-психологической экс­пертизы. К недостатком лабораторного эксперимента
следует отнести трудность использовании техники в условиях практической
деятельнос­ти правоохранительных органов, а также отличие протекания психичес­ких
процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти
недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного
эксперимента.

В целом системный подход в сочетании
с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко
проанали­зировать взаимодействие и выявить основные психологические
закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых
норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих
элементов.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ