§ 2. Роль труда и общения в развитии сознания и личности ::...

§ 2. Роль труда и общения в развитии сознания и личности :: vuzlib.su

47
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Роль труда и общения в развитии сознания и личности

.

§ 2. Роль труда и общения в развитии
сознания и личности

В своей классической работе «Роль
труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф.Энгельс показал, что труд —
первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что
мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека*. Разъясняя
это положение, он опирался на данные науки, которые неопровержимо доказывают,
что в определенный исторический период под влиянием резкого изменения природных
условий жизни у предков чело­века произошли серьезнейшие биологические и
психологические изменения. Постепенно у них появилась прямая походка и передние
конечности превратились в руки, которые все более и более совершенствовались в
процессе труда. Под влиянием труда начала быстро развиваться центральная
нервная система, особенно полушария головного мозга и их кора, состоящая из
множества нервных клеток, принимающих сигналы внешней и внутренней среды, и
благодаря этому способная отражать действительность во всех ее тонких связях и
отношениях с человеком.

_____________________________________________________________________________

* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.20,
с.188-189

Давая такую классическую
характеристику труда и определяя его роль в формировании человека, следует
отметить, что труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и
природой, процесс, в ко­тором человек своей собственной деятельностью
опосредствует, регу­лирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
Вещест­ву природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить
вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит и
движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и
пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее,
он в то же время изменяет свою собственную природу. Человек не только изменяет
форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе
с тем и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и ха­рактер
его действий и которой он должен подчинить свою волю.

Указанные выше моменты глубоко
характеризуют специфически че­ловеческую деятельность и показывают, как человек
сознательно от­ражает объективную действительность. Вместе с тем здесь
подчеркива­ется, что процесс отражения влияет на деятельность человека, ориен­тирует
ее и приводит к изменению окружающего мира.

Изготовление орудий труда является
связующим звеном между чело­веком и природой. Там, где отсутствует это звено,
нет трудовой деятель­ности. Однако производство орудий труда (средств воздействия
на при­роду) представляет собой совершенно новый, качественно своеоб­разный,
специфически человеческий этап развития жизни на Земле. Известно, что и в
животном мире наблюдаются случаи использования, например, человекообразной
обезьяной камня для того, чтобы разбить твердый орех, или палки, с помощью
которой она достает пишу. Осо­бенно успешно это происходит в экспериментальной
обстановке под влиянием человека. Но камень и палка в данном случае не являются
орудиями. Они сами по себе не удовлетворяют биологических потреб­ностей и
поэтому не сохраняются животными впрок, на будущее. Это обусловлено тем, что
используемые животными камень и палка непо­средственно не способствуют
поддержанию их жизни.

У людей все это обстоит
принципиально иначе. Уже первобытный человек на самой начальной стадии своего
развития не только использовал, но и сохранял впрок камень, палку и другие
орудия, при помощи которых он добывал пищу. Больше того, человек постепенно
научился изготовлять сложные орудия и этим начал подчинять себе природу.

Безусловно, следует отметить, что
изготовить орудие, пусть для на­чала самое примитивное, — значит по-человечески
познать определенные закономерности объективно существующей материальной
действительности; и не только познать, но и посредством одних сил природы
сознательно воздействовать на другие силы. Психологически это пред­ставляет
сознательную постановку на достижение целей и учет всех свойств как орудий, так
и той части природы, на которую направлено их воздействие. Чрезвычайно существенным
в сознании человека является то, что у него есть возможность предвидеть
результат своей деятельности и на основе этого управлять своими действиями.

Ясно, что для осуществления
сознательной трудовой деятельности недостаточно обладать только врожденными
механизмами поведения, как это свойственно животным; особо необходим и
индивидуально приобретенный опыт.

В онтогенезе человек проходит ряд
ступеней своего развития, каждой из которых соответствует определенный вид
деятельности. В детском возрасте основным видом деятельности является игра, в
которой чело­век развивается и духовно и физически, готовясь к самостоятельной
жизни в обществе. В детской игре всегда отражены конкретные соци­альные условия
жизни взрослых людей. Чем содержательнее игра детей, чем лучше она организована
с точки зрения использования психологических закономерностей, тем активнее и
эффективнее в процессе ее развивается личность.

Игровой деятельностью занимаются не
только дети, но и взрослые. Они развивают в процессе игры свои способности и
наклонности, интересы и чувства, волю, ум. Так, в спортивных играх формируются
сообразительность, воля, настойчивость, мастерство и каждый участник
психологически формируется как личность.

Известно, что в процессе труда
формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то
сказать друг другу. Так появился язык — средство общения людей между собой,
способ передачи мыслей друг другу и сообщения о своих чувствах, действиях и
поступ­ках. Язык возник вместе с сознанием человека. Он так же древен, как и
сознание. Именно язык как порождение труда привел к образованию понятий и
мышления в психике и к образованию второй сигнальной системы в высшей нервной
деятельности человека. А это в свою очередь привело к образованию новых форм
психического отражения. На ос­нове комплексных ощущений возникли восприятия, на
основе эмоций — чувства, на основе механической памяти — смысловая, появи­лась
специфическая человеческая форма отражения — воля и, наконец, как их интеграл —
сознание человека — наивысшая в эволюционном ряду форма отражения, для которой
характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной действительности
и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности. Так было
в ис­тории возникновения — антропогенезе. Аналогичное происходит и в
индивидуальном развитии каждого человека. Формирование сознания и личности
непосредственно связно с обще­нием. Труд, игра и учение человека происходят не
сами по себе, а в об­щении с другими людьми, во взаимодействии с ними. Человек,
как правило, является членом ряда общностей (семья, производственный,
спортивный, профсоюзный коллективы и т.д.). В каждом из них он играет
определенные заранее заданные роли: хозяина семьи, опытного мастера,
заслуженного спортсмена и т.п., с определенных позиций относится к себе и
другим людям. С течением определенною времени личность овладевает
соответствующим образом общения, то есть сис­тема социальных ролей и отношений
личности преломляется в ее сознании.

Следует отметить, что, удовлетворяя
потребность в познании других людей и взаимодействуя с ними, человек получает
возможность тем самым осознать себя и свое положение среди себе подобных и свое
отношение к ним, самооценить себя и утвердить среди других. Благодаря всему
этому возникает сознание своего «Я» — самосознание и со­знание. В деятельности
человека проявляется весь механизм общения — подражание и соперничество,
антипатии и сочувствие, взаимное внуше­ние и требования, складывается
определенный уровень притязаний и другие механизмы развития психики человека.
Общение и деятель­ность человека выступают в качестве основных исходных условий
взаи­модействия с обществом и формирования сознания и личности. В обще­нии,
взаимодействии проявляются и формируются особенности личнос­ти. Человек
обретает социальные качества и становится личностью в деятельности и общении, в
которых удовлетворяются потребности и осуществляются действия и поступки. Они,
как правило, связаны с оценкой и самооценкой индивида как личности, которые
развивают волю человека, оттачивают его ум и моторную сферу, формируют харак­тер,
развивают способности. В деятельности и общении проявляются все стороны
личности.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ