ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§ 2. Роль труда и общения в развитии сознания и личности
.
§ 2. Роль труда и общения в развитии
сознания и личности
В своей классической работе «Роль
труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф.Энгельс показал, что труд —
первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что
мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека*. Разъясняя
это положение, он опирался на данные науки, которые неопровержимо доказывают,
что в определенный исторический период под влиянием резкого изменения природных
условий жизни у предков человека произошли серьезнейшие биологические и
психологические изменения. Постепенно у них появилась прямая походка и передние
конечности превратились в руки, которые все более и более совершенствовались в
процессе труда. Под влиянием труда начала быстро развиваться центральная
нервная система, особенно полушария головного мозга и их кора, состоящая из
множества нервных клеток, принимающих сигналы внешней и внутренней среды, и
благодаря этому способная отражать действительность во всех ее тонких связях и
отношениях с человеком.
_____________________________________________________________________________
* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.20,
с.188-189
Давая такую классическую
характеристику труда и определяя его роль в формировании человека, следует
отметить, что труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и
природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью
опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить
вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит и
движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и
пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее,
он в то же время изменяет свою собственную природу. Человек не только изменяет
форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе
с тем и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер
его действий и которой он должен подчинить свою волю.
Указанные выше моменты глубоко
характеризуют специфически человеческую деятельность и показывают, как человек
сознательно отражает объективную действительность. Вместе с тем здесь
подчеркивается, что процесс отражения влияет на деятельность человека, ориентирует
ее и приводит к изменению окружающего мира.
Изготовление орудий труда является
связующим звеном между человеком и природой. Там, где отсутствует это звено,
нет трудовой деятельности. Однако производство орудий труда (средств воздействия
на природу) представляет собой совершенно новый, качественно своеобразный,
специфически человеческий этап развития жизни на Земле. Известно, что и в
животном мире наблюдаются случаи использования, например, человекообразной
обезьяной камня для того, чтобы разбить твердый орех, или палки, с помощью
которой она достает пишу. Особенно успешно это происходит в экспериментальной
обстановке под влиянием человека. Но камень и палка в данном случае не являются
орудиями. Они сами по себе не удовлетворяют биологических потребностей и
поэтому не сохраняются животными впрок, на будущее. Это обусловлено тем, что
используемые животными камень и палка непосредственно не способствуют
поддержанию их жизни.
У людей все это обстоит
принципиально иначе. Уже первобытный человек на самой начальной стадии своего
развития не только использовал, но и сохранял впрок камень, палку и другие
орудия, при помощи которых он добывал пищу. Больше того, человек постепенно
научился изготовлять сложные орудия и этим начал подчинять себе природу.
Безусловно, следует отметить, что
изготовить орудие, пусть для начала самое примитивное, — значит по-человечески
познать определенные закономерности объективно существующей материальной
действительности; и не только познать, но и посредством одних сил природы
сознательно воздействовать на другие силы. Психологически это представляет
сознательную постановку на достижение целей и учет всех свойств как орудий, так
и той части природы, на которую направлено их воздействие. Чрезвычайно существенным
в сознании человека является то, что у него есть возможность предвидеть
результат своей деятельности и на основе этого управлять своими действиями.
Ясно, что для осуществления
сознательной трудовой деятельности недостаточно обладать только врожденными
механизмами поведения, как это свойственно животным; особо необходим и
индивидуально приобретенный опыт.
В онтогенезе человек проходит ряд
ступеней своего развития, каждой из которых соответствует определенный вид
деятельности. В детском возрасте основным видом деятельности является игра, в
которой человек развивается и духовно и физически, готовясь к самостоятельной
жизни в обществе. В детской игре всегда отражены конкретные социальные условия
жизни взрослых людей. Чем содержательнее игра детей, чем лучше она организована
с точки зрения использования психологических закономерностей, тем активнее и
эффективнее в процессе ее развивается личность.
Игровой деятельностью занимаются не
только дети, но и взрослые. Они развивают в процессе игры свои способности и
наклонности, интересы и чувства, волю, ум. Так, в спортивных играх формируются
сообразительность, воля, настойчивость, мастерство и каждый участник
психологически формируется как личность.
Известно, что в процессе труда
формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то
сказать друг другу. Так появился язык — средство общения людей между собой,
способ передачи мыслей друг другу и сообщения о своих чувствах, действиях и
поступках. Язык возник вместе с сознанием человека. Он так же древен, как и
сознание. Именно язык как порождение труда привел к образованию понятий и
мышления в психике и к образованию второй сигнальной системы в высшей нервной
деятельности человека. А это в свою очередь привело к образованию новых форм
психического отражения. На основе комплексных ощущений возникли восприятия, на
основе эмоций — чувства, на основе механической памяти — смысловая, появилась
специфическая человеческая форма отражения — воля и, наконец, как их интеграл —
сознание человека — наивысшая в эволюционном ряду форма отражения, для которой
характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной действительности
и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности. Так было
в истории возникновения — антропогенезе. Аналогичное происходит и в
индивидуальном развитии каждого человека. Формирование сознания и личности
непосредственно связно с общением. Труд, игра и учение человека происходят не
сами по себе, а в общении с другими людьми, во взаимодействии с ними. Человек,
как правило, является членом ряда общностей (семья, производственный,
спортивный, профсоюзный коллективы и т.д.). В каждом из них он играет
определенные заранее заданные роли: хозяина семьи, опытного мастера,
заслуженного спортсмена и т.п., с определенных позиций относится к себе и
другим людям. С течением определенною времени личность овладевает
соответствующим образом общения, то есть система социальных ролей и отношений
личности преломляется в ее сознании.
Следует отметить, что, удовлетворяя
потребность в познании других людей и взаимодействуя с ними, человек получает
возможность тем самым осознать себя и свое положение среди себе подобных и свое
отношение к ним, самооценить себя и утвердить среди других. Благодаря всему
этому возникает сознание своего «Я» — самосознание и сознание. В деятельности
человека проявляется весь механизм общения — подражание и соперничество,
антипатии и сочувствие, взаимное внушение и требования, складывается
определенный уровень притязаний и другие механизмы развития психики человека.
Общение и деятельность человека выступают в качестве основных исходных условий
взаимодействия с обществом и формирования сознания и личности. В общении,
взаимодействии проявляются и формируются особенности личности. Человек
обретает социальные качества и становится личностью в деятельности и общении, в
которых удовлетворяются потребности и осуществляются действия и поступки. Они,
как правило, связаны с оценкой и самооценкой индивида как личности, которые
развивают волю человека, оттачивают его ум и моторную сферу, формируют характер,
развивают способности. В деятельности и общении проявляются все стороны
личности.
.