§ 3. О структуре сознания :: vuzlib.su

§ 3. О структуре сознания :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. О структуре сознания

.

§ 3. О структуре сознания

Структура сознания — это единство
элементов целого и их связей. Для структурного анализа сознания поэтому
необходимо выявить все его элементы, их взаимообусловленность между собой и
связь с целым, которым и является сознание.

Сознание (как уже было сказано) —
это высшая форма психического отражения действительности, развивающаяся на
основе более простых форм и включающая их в себя. Все формы психического
отражения являются частями целого, которое входит в структуру сознания челове­ка.
Значит, три категории психических явлений (психические процессы, состояния и
свойства личности) также входят в структуру индивидуаль­ного сознания. Этот
факт и обуславливает общие качества сознания, которые называют его
динамичностью и константностью, взаимодействие которых и определяет диалектику
сознания личности.

Константность сознания — это
относительная его неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность,
определенная памятью. Как правило, «мое сознание» сегодня — это во многом то же
сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими
состояниями и особенно свойствами личности. Динамичность же сознания — это его
изменяемость, развиваемость, обусловливаемая кратков­ременными и быстро
сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состояниях и
в изменении свойств личности.

Следует, однако, отметить, что
каждый акт сознания как целостный, константный и ограниченный в течение этого
длительного и динамичного потока сознания всегда содержит в себе три
компонента: познание, переживание и отношение. Каждый из этих элементов в
различных актах сознания может играть определенную роль. Однако сущность
сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом
психическом акте в их неразрывном единстве. Так, познание — это процесс
приобретения в ходе общественно-практической деятель­ности истинных знаний об
объективном мире. Познание есть отражение человеком природы. Элементарной
формой познания является ощуще­ние, высшей — творческое мышление. Уже сами
слова «познание» и «сознание» показывают их связь между собой и со знанием.

Знания — это целостная и
систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком. Их
физиологическими механизмами является де­ятельность второй сигнальной системы.
Психологически в основе знаний лежат мышление и память. Но знания человека
включают в себя и первосигнальные ощущения, свойственные и животным. Последние
лежат в основе процесса узнавания, свойственного и человеку, хотя и
приобретающего у него более сложную форму и тесную связь с усвоением.

Отметим, что усвоение — это
психическое явление, в структуру которого входят понимание, запоминание и
возможность активного использования определенных сведений, включаемых в систему
понятий. Переживание — это одна из форм, один из компонентов сознания, не
содержащий образа отражаемого или мыслей о нем, а отражающий реальный мир в
форме удовольствия или неудовольствия (сострадания), напряжения или разрешения,
возбуждения или успокоения. Эти три пары переживаний обычно рассматривают как
простейшие эмоции, которые входят в более сложные эмоции и чувства.

Отношение — (последний) компонент
акта сознания; в нем проявля­ется активность последнего и его обратная связь с
отражаемым миром. Сознание — это не только отражение, но и отношение человека к
ок­ружающему; при этом отражение и отношение не внеположны. Само отражение
включает отношение к отражаемым явлениям*. Теснее всего отношения связаны с
эмоциями и чувствами; наиболее отчетливо они проявляются в волевых актах.

____________________________________________________________________________

* Рубинштейн C.Л. Принципы  и  пути
развития  психологии. М., 1959. с. 158.

Следует отметить, однако, что
отношения еще бывают и объективно существующими. Отражением этих реальных
объективных отношений являются субъективные, психические отношения людей,
изучаемые психологией. Никаких субъективных психических отношений, которые не
являлись бы отражением объективных отношений, нет. Но личность в силу
избирательности общения всегда в соответствии со своими особенностями несколько
видоизменяет отражаемые отношения. Следовательно, необходимо четко различать
две формы отношений, называя первую объективными отношениями, а вторую —
психическими отно­шениями, являющимися отражением первых.

Сознательные, личностные отношения
представляют высшую форму психических отношений и начинаются с противопоставления
«Я» и не-«Я», то есть с появления сознания и личности. Для человека личностные
и психические отражения совпадают, поскольку субъективный компо­нент
человеческой психики — это и есть сознание, а личность — чело­век как носитель
сознания. Поскольку сознание может быть разной степени ясности и различного
уровня, постольку по этим же критериям многообразны и личностные отношения.

Появляясь на свет как индивид,
человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер.
Процесс усвоения личнос­тью социального опыта осуществляется через посредство
внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что
он делает и что совершается с ним. Активность личности проявляется в
характерных для нее мотивах поведения, установках, отношениях, способах
действия, то есть в многообразной деятельности, направлен­ной на преобразование
объективной реальности. Она находит выраже­ние в жизненной позиции, которую
человек занимает. Все внешние воздействия на человека в свою очередь оказываются
преломленными социально обусловленной системой или совокупностью внутренних ус­ловий
деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем личностью.
Личностные отношения — это отражение тех объективных отношений, в которых
предметы и явления реального мира находятся в определенной связи с данной
личностью — субъектом познания.

Нам следует сказать и о том, что
объективные отношения и свя­зи неизбежно и закономерно возникают в любой
реальной группе (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества,
взаимопомощи и др.). Отражением этих объективных взаимоотношений между членами
группы являются субъективные межличностные отношения, которые предстают одним
из важнейших объектов изучения социальной психо­логии, в том числе и
юридической.

Основной путь исследования
межличностных отношений внутри группы — это углубленное изучение различных
социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в
состав данной группы. Задача изучения межличностных отношений возникает при
работе с каждым коллективом, в том числе и коллективом работников юридического
труда, где повседневно совершаются «социальные факты» (явления взаимопомощи,
дружбы и т.д.). В каждой группе, коллективе существуют личности с отчетливо
выраженными личностными отношениями; нередко ряд личностей выявляют более или
менее одинаковые отношения. Они-то и определяют отношения группы в целом.
Правильное понимание и использование личностных и межличностных отношений важно
как для психологической теории, так и для юридической деятельности.

Уровень ясности сознания — еще одна
сторона структуры сознания. Она играет весьма существенную роль для юридической
психологии, поскольку юридическая деятельность часто выполняется в
экстремальных условиях, заметно влияющих не только на отдельные психические
функции, но и на сознание в целом.

Одним из низших уровней ясности
сознания является спутанное сознание. Отметим, что его каждый может наблюдать у
себя и других лиц в просоночном состоянии, в период перехода от сна к
бодрствова­нию. Оно отмечается и у юристов в состоянии тяжелого утомления. Во
время обморока сознание совсем отсутствует. Высшим уровнем созна­ния является
самосознание.

Самосознание — это осознание
человеком своего «Я», роли в общест­ве и активное их регулирование. Высшей
формой самосознания является коллективизм как самосознание личности, осознавшей
себя членом коллектива. Иногда личность связывают не с сознанием в целом, а
толь­ко с самосознанием. Такая точка зрения сужает понятие личности. Однако чем
выше и яснее самосознание личности, тем больше ее ценность для общества.

Такова структура сознания, которая
определяет и ряд его общих качеств: активность, константность, целостность,
преемственность и ясность.

Сознание всегда проявляется в
деятельности, и его структура в каж­дый определенный отрезок времени
соответствует психологической структуре деятельности, совершаемой человеком в
этот отрезок време­ни. Однако эти структуры только соответствуют друг другу, но
не тождественны, как едины, но не равнозначны сознание и деятельность. Понимание
структуры сознания имеет не только общее, но и специфи­ческое значение для
юридической психологии.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ