§ 2. Профессиограммы юридических профессий :: vuzlib.su

§ 2. Профессиограммы юридических профессий :: vuzlib.su

15
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Профессиограммы юридических профессий

.

§ 2. Профессиограммы юридических
профессий

Психологическое изучение профессий
является необходимым услови­ем научной организации труда. Юридическая
психология, изучая зако­номерности психической деятельности в следственной,
судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое
свое­образие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону
профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, опе­ративного
работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения
и совершенствования.

Повышение качества труда юриста
невозможно без учета индивиду­альных особенностей его личности и соответствия
личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

Одним из главных результатов
психологического анализа юридичес­кой деятельности должно явиться создание
юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение
основных сто­рон этой деятельности, а также качеств, которые в ней
реализуются*.

____________________________________________________________________________

* См.: Васильев В.Л. Юридическая
психология. М., 1991, с. 137.

Деятельность каждой юридической
специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны:
социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и
удостоверительную.

Социальная деятельность. Она
охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора,
оперативного работника, вос­питателя ИТУ и т. д. как организаторов борьбы с
преступностью на Порученном им участке. Деятельность эта включает
профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании
преступ­ника для возвращения его к социальной норме поведения.

Поисковая деятельность заключается в
собирании исходной инфор­мации, необходимой для решения профессиональных задач.
Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя,
оперативного работника, судьи.

Реконструктивная деятельность. Это
текущий и завершающий ана­лиз всей собранной информации по делу и выдвижение на
базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Пла­нирование
работы есть также результат реконструктивной деятельности.

Коммуникативная деятельность
заключается в получении необходи­мой информации в процессе общения*. Особенно
большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в
деятельности ад­вокатов. оперативных работников, воспитателей ИТУ.

____________________________________________________________________________

*См.: Дулов А.В. Судебная
психология. С. 88.

Организационная деятельность
заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и
планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация
людей в коллектив­ном решении профессиональной задачи.

Удостоверительная деятельность —
приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом
предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т. д.).

В различных юридических профессиях с
разной интенсивностью про­являются те или иные стороны деятельности. У каждой
конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может
доминировать на базе развития личностных качеств.

Автор согласен с В.Л. Васильевым и
А.Р. Ратиновым, что анализ профессиограммы работника юридического труда следует
начать с про­фессии следователя, поскольку деятельность следователя дает возмож­ность
выявить психические закономерности, в той или иной мере харак­терные для
юридической деятельности вообще*.

____________________________________________________________________________

*См.: Васильев В.Л. Юридическая
психология. С. 138—158; Ратинов А.Р. Судебная психо­логия для следователей. М.,
1967; Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. Волго­град, 1983.

Цель следственной деятельности — это
правовая охрана основных социальных ценностей личности, общества и государства,
установление истины при расследовании правонарушений, предание виновных в на­рушении
закона суду.

Профессионально-психологические
особенности личности следова­теля обусловлены социально-политическими,
нравственными и психо­логическими особенностями следственной деятельности.

Наличие властных полномочий является
одним из самых существен­ных психологических факторов межличностного
взаимодействия следо­вателя с другими участниками уголовного процесса. Эти
полномочия иногда могут создавать иллюзию обвинительной направленности де­ятельности
следователя, а в отдельных случаях вызвать соответствую­щую профессиональную
деформацию. Следует отметить, однако, что функция следователя не обвинение и не
защита, а поиск истины в про­цессе расследования посредством полного,
объективного и всесторон­него исследования обстоятельств дела.

Раскрытие и расследование
преступлений осуществляются путем отыскания, собирания, закрепления, проверки,
оценки, доказательств и обоснования ими выводов и решений по делу. Как считает
В.Л. Васильев, в основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона
деятельности, которая реализует стремление к раскрытию пре­ступления и
заключается в собирании исходной информации для реше­ния профессиональных
задач. Поисковая сторона деятельности следова­теля имеет особое значение на
первом этапе расследования и заключает­ся в вычленении из окружающей среды
криминалистически значимой информации (следов, оставленных преступлением,
орудий преступле­ния и т. п.), которая дает следователю возможность с
достоверностью представить событие преступления с такой степенью точности, как
этого требует закон. В решении этих задач, безусловно, велика роль личност­ных
факторов следователя, его профессиональный и жизненный опыт.

Язык и речь, т. е. коммуникативная
сторона деятельности — главные инструменты в следственной работе, которая
представляет собой сис­тему сложных взаимоотношений и взаимодействий
следователя с участ­вующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для
раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На до­просах
нередко решается судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в
этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области
психологии и тактики допроса, его професси­ональное мастерство.

Формула «чтобы уметь — надо знать»
точно передает соотношение знаний и умений следователя. Умения — это знания в
их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком спо­собность
целеустремленно и творчески пользоваться своими специаль­ными знаниями в
процессе практической деятельности. Доведенное до известной степени
совершенства умение становится свойством челове­ка — умелостью.

Следователю постоянно приходится
испытывать на себе массу посто­ронних влияний, противостоять различным, в том
числе и неправомер­ным, воздействиям, преодолевать противодействие
заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в
условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому
следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Он должен
стремиться обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой.
Настойчивость — стержневое качество во­ли — выражается в постоянной готовности
преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании
определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения.

Полученная следователем в результате
поисковой и коммуникатив­ной деятельности информация в процессе
удостоверительной деятель­ности преобразуется в специальные предусмотренные
законом формы: постановления, протоколы и т. д. Для этого следователь должен
хорошо владеть письменной речью.

Следователь выступает и как
организатор расследования: принимая ответственные решения, он добивается их
реализации и при этом вы­ступает в качестве организатора деятельности многих
людей. Практи­ческая работа постоянно требует от него собранности, точности и
ор­ганизованности.

Реконструктивная сторона
деятельности следователя проявляется в переработке информации и принятии
решений. Следователь в настоящее время должен очень много знать: уголовное
право, уголовный процесс, криминалистику и психологию, бухгалтерский учет,
судебную баллистику и т. д. От следователя требуется разносторонняя образован­ность,
но прежде всего ему необходима общая культура.

В структуре профессиограммы
следователя имеется еще социальная сторона, в которой он предстает как
организатор борьбы с преступлени­ями на своем участке или в своем районе. В
борьбе с преступностью его действия направляются на выяснение причин и условий
и принятия мер к их ликвидации.

Работа следователя требует
разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе
целенаправленное, произвольное внима­ние. Это связано с интересом к своей
работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие
внимания, могут ока­заться безрезультатными.

Криминалистическая наблюдательность
— при осмотре места проис­шествия — это планомерное, целенаправленное,
продуманное воспри­ятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется
наблюде­нием. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы
наблюдение было максимально эффективным, до начала осмотра важно получить общее
представление о случившемся. Первоначальная инфор­мация нередко весьма
противоречива и впоследствии может не подтвер­диться, однако она тем не менее
дает возможность следователю наме­тить план осмотра, приступить к построению
мысленной модели слу­чившегося.

Поисковая деятельность в
значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков следователя,
обеспечивающих выделе­ние именно тех объектов, которые являются носителями
криминалистически значимой информации: выделение картины прошлого (преступ­ного
события) по следам, оставленным в настоящем. Поисковая дея­тельность реализует
стремление следователя к раскрытию преступления.

Для следователя должно быть
характерно умение организовать по­ступление нужной информации, правильно
систематизировать и анали­зировать нее, отбрасывая ненужное.

Наблюдательность необходима при
любом следственном действии. С помощью нее отыскивается дополнительная
информация, она помо­гает в исследовании проблемной ситуации, будь то осмотр
места про­исшествия или допрос свидетеля. Как отмечает К.К. Платонов, наблю­дательность
является свойством личности, как способность замечать в воспринимаемом
малозаметные, но существенные для определенной цели детали как «фигуры» на
малозначимом фоне*. Наблюдательность проявляется не только при изучении
внешности людей, но и при взаимо­действии следователя с изучаемым человеком. Для
следователя важны прежде всего такие компоненты изучаемого человека, которые
говорят о его облике, поведении, внутреннем мире и наиболее значимы для
следствия по делу. Кроме того, наблюдательность выражается в умении подмечать и
внешние проявления внутреннего мира людей, в особеннос­ти проникать в их
чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические
свойства личности, угадывать психологичес­кие мотивы действий и поступков.
Психологическая наблюдательность в сочетании с практическим опытом следователя
и его знаниями являет­ся тем ключом, который открывает «душу» подозреваемого,
свидетеля.

____________________________________________________________________________

*См.: Платонов К.К. Краткий словарь
системы психологических понятий. М., 1981, с.74

Предопределяет успех наблюдения в
конечном счете интеллект, кото­рый организует этот процесс по определенному
плану, устанавливает нужную очередность отдельных этапов наблюдения и
использует его результаты. Наблюдение как психический процесс и форма
деятельнос­ти вырабатывает интеллектуальное качество — профессиональную на­блюдательность,
которая становится чертой личности следователя*.

____________________________________________________________________________

*См.: Ратинов А.Р. Судебная психологии
для следователей., С. 90

Для раскрытия преступления и
установления истины недостаточно простой регистрации фактов. Чтобы использовать
факты в качестве доказательств, нужно найти им правильное объяснение,
установить их причину, выявить все связи с расследуемым событием. Правильное
доказательство есть не что иное, как правильное установление связей между
явлениями; неправильное доказательство измышляет мнимые связи, а неспособность
к доказательству обычно есть результат незнания этих связей и неумения их
распознать*.

_____________________________________________________________________________
* См.: Блонский П.П. Психология доказывания и ее особенности у детей. Вопросы
психологии, 1964, № 3, с. 53.

Таким образом, наблюдательность
следователя имеет по преимущест­ву объяснительный характер. Именно это
обеспечивает проникновение в сущность наблюдаемого явления, познание его всех
юридически зна­чимых свойств. Такую наблюдательность можно назвать проницатель­ностью
— качеством, которое очень важно для следователя.

Психологическая наблюдательность —
необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в
нужных для следователя целях. Она бывает особенно важна при производстве тех
следственных действий, где источником доказательственной инфор­мации выступают
люди и выбор оптимальных тактических приемов целиком обусловлен их психическими
особенностями. Психологическая наблюдательность необходима следователю и при
проведении других мероприятий для правильного взаимодействия с участниками
расследу­емого дела. Например, умение диагносцировать психическое состояние
обыскиваемого облегчает поиски спрятанных им предметов*.

_____________________________________________________________________________
* Ратинов А.Р. Судебная психология дли следователей. С. 92.

Следует учитывать и еще один аспект
психологической наблюдатель­ности, очень важный для следственного работника.
Нужно уметь наблю­дать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление
собствен­ным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок.

Наблюдательность — не природный дар,
она формируется жизненной практикой, совершенствуется в профессиональной
деятельности и нуж­дается в повседневной тренировке.

При анализе различных уровней
следственной деятельности, образу­ющих ее структуру, выделяется коммуникативная
сторона. Исследова­ние ее структуры, познание психологических закономерностей
общения в особых условиях уголовно-процессуального регулирования дает воз­можность
разработать рекомендации, направленные на повышение эф­фективности труда
следователя на этом уровне. Коммуникативный ас­пект в деятельности следователя
является одним из доминирующих, так как он, пожалуй, в первую очередь должен
иметь незаурядные способ­ности собеседника, который ведет беседу в особо
трудных условиях.

Рассматривая допрос как беседу и
взаимодействие двух людей, в силу правового регулирования их деятельности можно
определить особен­ности ролевой позиции каждого собеседника. Успешное взаимодей­ствие
следователя и допрашиваемого зависит от психологического кон­такта между ними.
Опытные следователи интуитивно и осознанно меня­ют различные параметры беседы,
применяют те или иные тактические приемы в зависимости от индивидуальных
особенностей личности до­прашиваемого.

Важнейшая проблема психологии допроса
— проблема регулирова­ния отношений, которые в ходе допроса возникают между
допрашива­емым и допрашивающим и в определенной мере влияют на разрешение
последним целей допроса. Здесь правильное решение зависит во многом от уровня
знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Каждый задаваемый
следователем вопрос должен быть предельно яс­ным. В то же время следователь
обязан уточнить услышанное, устраняя недомолвки и двусмысленности.

Участие защитника в следственных
действиях может не только помогать, но и создать для следователя затруднения,
например, помешать установле­нию психологического контакта следователя с
допрашиваемым. Однако в любом случае успех работы как следователя, так и
защитника во многом определяется правильными, нормальными их взаимоотношениями*.

_____________________________________________________________________________
*

См.: Батищева Л., Леви А. Тактика
следственных действий при участии защитника. Законность. М., 1993, № 12. с. 6.

Сущность удостоверительной
деятельности заключается в переводе добытой следователем информации в новую,
преимущественно пись­менную форму. Следователь получает исходную информацию в
виде конкретных образов (обыск, осмотр и др.), устной человеческой речи
(допрос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (докумен­ты,
протоколы и т. д.). Всю полученную информацию следователь после ее анализа и
отбора в результате удостоверительной деятельности фик­сирует в специальных,
предусмотренных законом формах: постановле­ниях, протоколах и т. п. В последнее
время в следствии активно при­меняются средства фиксации показаний: машинопись,
магнитофонная запись, иногда  — стенография. Эти средства, повышая культуру
следо­вателя, одновременно требуют от него более высокого мастерства и
специальных технических навыков при проведении допроса. При осмотре местности в
плохих погодных условиях (дождь, ветер, мороз) удобно применять диктофон.
Показатель культуры в работе следователя — умение организовать рабочий день
так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром. Специфика
следственной работы создает своеобразные аспекты утомления и отдыха.
Следователь должен отдыхать активно, совершать прогулки на свежем воздухе, в
лесу, работать в саду и огороде, увлекать­ся туризмом, охотой, рыбной ловлей и
т. п.

Следователь должен уметь быстро
сплотить и организовать в коллек­тив всех людей, которые ввиду стечения
обстоятельств попали в орбиту следствия, определить каждому свое место,
подчинив их всех своей воле.

Мало следователей обладают такими
организаторскими способностями и их необходимо приобретать в процессе
практической работы.

В соответствии с нормами
уголовно-процессуального закона лидером при взаимодействии задействованных в
следствии лиц является следо­ватель. Он наделен правом давать поручения,
обязательные для испол­нения органами дознания; следователь определяет
потребность во взаи­модействии, цели и направления расследования преступления.
Часто следователю приходится выступать как руководителю сложных коллек­тивов,
осуществляющих действия в трудных, а иногда экстремальных условиях: обыск и
задержание нескольких лиц, осмотр сложного транс­портного происшествия
(крушение поезда), осмотр места пожара и т. д.

Следователь должен развивать у себя
умение управлять всеми участ­никами осмотра, координировать их действия,
оценивать исходную обстановку, принимать решения.

Основа организаторской деятельности
— способность точно ориен­тироваться в действительности, в частности в
начальной ситуации, качествах людей и их возможностях. На основе хорошей
ориентировки в обстановке и людях следователь вначале мысленно, а затем и
реально расставит людей в соответствии с их возможностями, учтет наличные
материалы и средства, наметит перспективы работы, воодушевит людей на
выполнение долга перед обществом*.

_____________________________________________________________________________
* Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 150

Организаторские качества и умения в
значительной степени можно воспитать и развить в условиях профессиональной
деятельности следо­вателя.

По нашему мнению, для следственной
работы необходимы следую­щие организационные качества:

Самоорганизованность, энергичность,
настойчивость, обеспечива­ющие целенаправленное расследование уголовного дела,
систематичес­кую работу по нему.

Ответственность, требовательность,
находчивость, умение хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе
расследования уго­ловного дела.

Выдержка, самокритичность,
дисциплинированность, чувство соб­ственного достоинства в отношениях с
коллегами и руководством*.

_____________________________________________________________________________
*

См.: Мангутов М.С., Уманский Л.И.
Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975, с.216, 238

Остановимся и на реконструктивной
деятельности следователя, рас­сматривая ее связи с другими сторонами.

В реконструктивной деятельности
реализуются такие интеллектуаль­ные качества следователя, как воображение,
память, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция.

В создании мысленных проб и
последующей разработке следст­венных версий, особенно на первоначальных этапах
расследования, большое значение имеют интуиция и воображение следователя. Во­ображение
на основе синтеза полученной информации и профес­сионального опыта создает
версии прошлого события, которые со­поставляются со всеми собранными по делу
доказательствами. Ин­туитивный процесс выражается в комплексном подходе при
анализе информативных ориентиров поиска. Интуиция как часть творческого
мышления не исключает, а предполагает сознательное дискурсивное мышление,
способное развернуть догадку в системе доказательств, обнаружить ее фактические
основания, объяснить процесс ее фор­мирования и в конце концов обнаружить ее
правильность или оши­бочность.

Основное назначение интуиции в
процессе расследования состоит в том, что она способствует созданию гипотезы.
Она играет важную вспомогательную роль в процессе доказывания, но не может
учитывать­ся при принятии процессуальных решений.

Искусство расследования — это в
значительной степени умение ви­деть и понимать все до мелочи. Следует отметить,
однако, что видение отдельных деталей ничего не дает без обобщения и перехода к
событию в целом. А это требует конкретного и абстрактного в следственном
мышлении, которое позволяет воссоздать картину в целом и увидеть отдельные ее
штрихи. Мышление, как и воображение, участвует на всем протяжении
расследования, ибо «мышление человека, в отличие от чувственного познания,
начинается в связи с возникновением у него задачи, вопроса и даже удивления»*.
Следователю постоянно приходит­ся разрешать те или иные задачи, которые ставит
перед ним расследова­ние уголовного дела.

_____________________________________________________________________________
*

См.: Лукин Г.Л., Платонов К.К.
Психология. М., 1964, с. 142.

Дискурсивное мышление само по себе,
без включения других ком­понентов. является вполне достаточным средством
исследования и до­казывания в случаях: 1) когда даны все необходимые условия и
пред­посылки для решения задачи и ответ достигается в результате выведения
одного положения из другого и 2) когда связь между искомым ответом,
доказываемым положением и предпосылками однозначна или ограни­чена небольшим
числом и строго определенными формами. Тогда дей­ствительно ход рассуждения
идет от одного довода к другому, пока искомое не станет вполне ясным и доказанным.

Дискурсивное мышление хорошо
работает в достаточно очерченной сфере, пробегая отдельные этапы между заранее
намеченными пунк­тами и известными положениями, при ясном различении того, что
дано и что требуется доказать, то есть на заключительных этапах расследова­ния.
При этом движение мысли происходит от известных фактов к ис­комому,
доказываемому положению, которое уже намечено заранее, оформилось
гипотетически. Но рождение гипотезы (версии) и подбор соответствующих
фактических данных происходит на основе более ши­рокого и содержательного
процесса, чем тот, который мы имеем в логи­ческом мышлении. Как установлено
психологией, здесь вступает в свои права творческое мышление.

Всякое мышление включает в себя два
необходимых компонента: знание и действие. Наши знания, то есть представления о
чем-либо, еще не мышление, а лишь его предпосылка либо его результат. Можно
хорошо знать закон и не уметь его применять, можно знать криминалис­тику и не
уметь расследовать преступления. Мышление выражается в применении знаний для
решения определенных задач. Этот процесс слагается из мыслительных действий,
каждое из которых решает кон­кретно одну элементарную задачу. Совокупность
действий и образует мыслительную деятельность.

Участие образных компонентов в
мышлении следователя укрупняет информационные элементы, которыми оперирует он в
процессе мыш­ления, способствует стимулированию мыслительного процесса, влечет
за собой увеличение количества правильных суждений и уменьшение ошибочных по
мере появления образных компонентов в процессе мыш­ления.

Путь от образного мышления к
понятийному ведет от конкретного образа через формирование образа все более
высокого уровня обобще­ния к образным схемам. В образных схемах закрепляются
уже не все черты отражаемого предмета, а фиксируются только главные компонен­ты,
существенные в практической деятельности. Чем дальше продвига­ется образ от
восприятия к схеме, тем он абстрактнее, то есть упрощает­ся, утрачивает
некоторые из своих элементов.

Проверка криминалистической версии
психологически трудна при работе следователя. Важную роль в этой проверке
играет «механизм самоподтверждения»*, благодаря которому субъект считает
правильной лишь информацию, подтверждающую выдвинутую им версию, в то время как
противоречащие этой гипотезе сведения принимаются за ложные. Эту особенность
отмечают и другие психологи.

_____________________________________________________________________________
* См.: Дункер К. Психология продуктивного мышления. Психология мышлении. М.,
1965, с. 86; Розов  А.И. Экспериментальные исследовании эвристической
деятельности. Вопросы психологии. 1968, № 6.

На выбор и оценку версий по делу
наряду с «механизмом самоподтверждения» оказывает влияние психологическая
инерция, в силу кото­рой следователь отдает предпочтение одной версии.
«Психологическая инерция — предрасположенность к какому-то конкретному методу
или образу мышления при решении задачи»*.

_____________________________________________________________________________
* См.: Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие
решений. Наука и жизнь. 1969. № 3, с. 68.

Обязательным компонентом
реконструктивной деятельности являет­ся проверка надежности ее результатов. На
окончательной стадии таким контролем для следователя является суд, но хороший
следователь до суда на различных этапах своей работы проверяет созданную им кон­струкцию
различными способами, убеждаясь в ее надежности.

Социальная сторона охватывает
политический аспект деятельности следователя как организатора борьбы с
преступностью на вверенном ему участке. Эта деятельность включает анализ
преступности, профилакти­ческие мероприятия, правовую пропаганду и начальную
стадию пере­воспитания преступника для возвращения его к социальной норме
поведения. Социальная сторона отражает профессиональную направ­ленность, то
есть интерес к профессии, мотивы, побуждающие к следст­венной деятельности, и
эмоциональное к ней отношение. Речь идет о следователях, относящихся к своей
работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу.
Расследование — это итог его раздумий, жизненного и профессионального опыта,
интуиции и таланта.

Личность следователя отличается
сложностью и многогранностью. Большое значение в формировании личности
следователя имеют учеб­ная подготовка и профессиональная деятельность, которая
предъявляет комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным
навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности. Один из главных аспектов
статуса личности следователя — овладение им своей социальной ролью во всем ее
разнообразии и динамике.

Следователь в своей работе постоянно
испытывает эмоциональные перегрузки. На него действует большое количество
отрицательных эмо­ций: страх, жалость, отвращение, гнев, которые он должен в
силу выполнения своего служебного долга подавлять, а в иных случаях скры­вать.
Для снятия нервного напряжения, возникающего под действием указанных эмоций,
необходима положительная разрядка. В ее основе лежит чувство удовлетворения
результатами своего труда.

Почти по каждому делу следователь
выступает в функции кримино­лога и социолога, выясняющего причины и условия
совершения дан­ного преступления, а также в качестве педагога, оказывающего вос­питательное
воздействие на лицо, совершившее это преступление.

Деятельность судьи исключительно
сложна и многообразна и реа­лизует значительное количество специальных качеств
и навыков лич­ности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в
структуру личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный
стиль деятельности.           

Профессиональная деятельность судьи
детально и четко регламентиро­вана законом. Судья наделен властными
полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает
профессиональное чувство повы­шенной ответственности за последствия своих
действий. Вырабатывается это на основе высоких моральных качеств,
правосознания, в результате постоянного понимания важности своей деятельности
для общества.

В своей деятельности судья обязан
руководствоваться наряду с Кон­ституцией и другими законодательными актами,
действующими на тер­ритории Российской Федерации, общепринятыми нормами
нравствен­ности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе
уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Он должен
избегать всего, что могло бы умалить авторитет судеб­ной власти. Судья не
должен причинять ущерб престижу своей профес­сии в угоду личным интересам или
интересам других лиц*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Кодекс чести судьи Российской
Федерации. Законность. 1994. № 2, с. 36—37.

Постоянная ответственность судьи
перед обществом предельно сти­мулирует его познавательные способности, анализ
всей получаемой информации, требует от него четкости и ясности в принятии
решений. «Судьей должен быть человек, который своим личным поведением, своим
отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который имеет
большой общественно-политический опыт, умеет раз­бираться в людях…»*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Калинин М.И. О
социалистической законности. М., 1959, с. 177.

Особенность деятельности судьи
заключается в том, что она не может рассматриваться только как служба, она
всегда должна быть призвани­ем. Как хорошо подметил Г. Медынский, «главное — в
самой психо­логии судьи, в его философском осмыслении отношения к человеку и
обществу… Суд не служба, суд — высокое общественное служение и слепой судья
народу не слуга»*.

_____________________________________________________________________________
*Медынский Г. Трудная книга. М., 1966, с. 333.

Судебные дела чрезвычайно
разнообразны как по объему, так и по характеру. Разноплановость работы судьи
предполагает немалую общую и юридическую эрудицию, умение принимать решения в
самых разно­образных ситуациях.

Основная задача суда — вынесение
справедливого приговора или решения по делу на основании глубокого и
всестороннего исследования доказательств и в соответствии с действующим
законодательством. Су­дебный процесс оказывает воспитательное воздействие на
всех, кто участвует или присутствует на нем, а также на более или менее значи­тельные
группы населения, находящиеся за пределами суда.

Суды оказывают влияние на следующие
аспекты общественного мнения:

Формируют у граждан правосознание.

Уголовные процессы создают
социально-психологическую атмо­сферу неотвратимости наказания.

При высокой культуре судебного
процесса создают вокруг преступ­ника и его пособников атмосферу морального
осуждения.

Судебный процесс стимулирует
общественное мнение к выявле­нию причин и условий, способствовавших совершению
преступления*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Васильев В.Л. Юридическая
психология. С. 159.

Поведение, облик судьи должны быть
такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих
создавалось убеждение в его праве, способности, умении решать сложные дела,
решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается одна из
специфи­ческих особенностей коммуникативных свойств личности судьи.

Главное в коммуникативных свойствах
личности судьи — не стремле­ние быть приятным в общении, а умение своим видом
показать способ­ность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах
дан­ного дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом,
является стимулом для всех участников процесса тщательно, подробно излагать
факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуникативных
качествах судьи должны отсутствовать по­вышенная жестикуляция, раздражительность,
грубость, насмешка, из­лишняя назидательность. Судья обязательно должен
обладать такими качествами, как тактичность, вежливость, сдержанность в манерах
пове­дения, эмоциях, речи.

Судья никогда не должен в ходе
судебного следствия своим внешним видом, поведением, отношением к кому-либо из
участников показать, что он уже имеет мнение по данному вопросу. Окончательное
разреше­ние конструктивной деятельности происходит лишь в совещательной
комнате. Строгое соблюдение этого правила помогает не только пра­вильному
вынесению приговора, но и правильному осуществлению познавательной
деятельности.

Особенность деятельности судьи
заключается и в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как
другим судьям, так и иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на
основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное
мнение каждого участника процесса даст возможность в конечном итоге правильно
познать истину, принять правильное решение.

Судье важно развивать в себе
воспроизводящее воображение, так как только при помощи него он сможет на
основании главным образом словесной информации мысленно воссоздать модель
прошедшего события, обстоятельства которого рассматриваются в судебном
заседании.         

Ошибочно думать, что роль судьи сводится
только к внимательному выслушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы.
Ему необ­ходимо обладать и умением активно воздействовать на подсудимых,
свидетелей, дающих ложные показания. Судья должен уметь подсказать норму
поведения, показать противоречивость, логическую неоправдан­ность поведения
того или иного лица в суде. Опытного судью в процессе всегда отличают
беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона
деятельности судьи — это текущий и за­вершающий анализ всей собранной по делу
информации, окончатель­ной целью которого является вынесение справедливого в
соответствии с действующим законодательством приговора или решения. В реконст­руктивной
деятельности реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение,
мышление, интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно
отличаться объективностью, всестороннос­тью, конкретностью и определенностью.

Курс подготовки судей должен
способствовать развитию судейского мышления. Для того чтобы обучение достигло
цели, судьи должны получать психологическую поддержку от других судей, включая
судей из зарубежных стран*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Судебная реформа в Российской
Федерации. Российская юстиция. 1994, № 1. с. 15.

Необходимость осуществления функций
организации судебного про­цесса, деятельности многих участников процесса
требует развития у судьи определенных качеств организатора —
дисциплинированности, собранности, целеустремленности, настойчивости,
организации всех своих поступков, всей своей деятельности. Многообразные
функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он воспитал в себе
аккуратность в выполнении каждого отдельного действия, каж­дого элемента общей
структуры судебной деятельности.

Удостоверительная деятельность
завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в
ходе процесса инфор­мации в специальные, предусмотренные законом формы:
приговор, протокол, определение, решение и др. В этой деятельности реализуется общая
и специальная культура письменной речи судьи, его професси­ональные навыки в
составлении письменных документов.

Наличие психологических знаний дает
возможность судье правильно определять отношение к источнику сообщаемых
сведений, выяснить возможные причины искажения из имевших место в
действительности фактов, все психические особенности данной личности, понять
мотивы его деятельности как в исследуемом событии, так и в настоящее время,
воздействовать на личность.

Деятельность работников прокуратуры
многогранна и ответственна, она связана с защитой законных прав и интересов
граждан. Ни одно нарушение закона не должно оставаться без реагирования со
стороны прокуратуры, которая призвана обеспечивать соблюдение законов на
порученных им участках работы.

В Российской Федерации существуют
следующие отрасли прокурор­ского надзора:

надзор за исполнением законов
органами государственного управ­ления, предприятиями, учреждениями,
организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

надзор за исполнением законов
органами дознания и предвари­тельного следствия;

надзор за исполнением законов при
рассмотрении дел в судах;

надзор за соблюдением законов в
местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при
исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В своей практической деятельности,
для достижения успеха прокурор и его помощники должны обладать определенными
личностными ка­чествами и, в частности, мышлением.

Мышление, вскрывающее причины
каких-либо явлений, называют причинно-следственным. Именно такой характер носит
мышление про­курора, так как основным содержанием его умственной работы
является выведение следствий. Следственное мышление требует гармонического
сочетания анализа и синтеза. Обостренная чуткость, тонкость различе­ния правды
и лжи, истины и заблуждения служат залогом предусмот­рительности прокурора,
условием предвидения дальнейшего хода собы­тий и поведения участников в
конкретном деле.

Отмеченные особенности мышления
предполагают наличие у проку­рора следующих качеств ума*:

глубины — способности проникнуть за
поверхность видимого, в сущ­ность фактов, понять смысл происходящего,
предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и
поступков;

широты — умения охватить широкий круг
вопросов и фактов, при­влекая знания из различных областей науки и практики;

мобильности — способности к
продуктивности мышления, мобили­зации и использованию знаний в сложных
условиях, в критической обстановке;

быстроты — умения решать задачи в
минимальное время, ускоренно оценивая обстановку и принимая неотложные меры;

самостоятельности — способности к
постановке целей и задач, умения находить их решение и пути к их достижению без
посторонней помощи;

целеустремленности — волевой
направленности мышления на реше­ния определенной задачи, способности длительное
время удерживать ее в сознании и организованно, последовательно, планомерно
думать над ее разрешением;

критичности — умения взвешивать
сообщения, факты, предположе­ния, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая
причины их возник­новения;

гибкости — умения подойти к явлению
с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном
тому, который уже был усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою
деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.

_____________________________________________________________________________

*См.: Ратинов А.Р. Судебная
психологии для следователей. М., 1967, с.112-113;  Васильев В.Л. Юридическая
психология. С.162–163.

Прокурор должен обладать
незаурядными волевыми качествами. Профессиональная деятельность его требует
большой личной иници­ативы, целеустремленности, упорства, настойчивости,
хороших органи­заторских способностей.

Коммуникативная и удостоверительная
стороны деятельности проку­рора связаны с использованием речи в ее основных
формах — устной и письменной. Умение донести свои мысли для прокурора так же
важно, как умение мыслить, а умение слушать не менее важно, чем умение
говорить.

Как государственный обвинитель
выступающий в суде прокурор об­виняет от имени государства, представляя собой,
таким образом, огромное социальное большинство. Это требует от прокурора
тщательного анализа доказательств по делу, объективных выводов в результате
этого анализа и умения высказывать требования справедливого приговора словами,
по­нятными народу, от имени которого прокурор произносит речь.

Формирование мнения прокурора о
наказании при рассмотрении в суде уголовного дела — сложный процесс, где
учитываются данные правового характера, предусмотренные законом, а также
сказывается множество иных факторов. Прокурор участвует в деле практически с
момента возбуждения и до вынесения приговора. Поэтому мнению государственного
обвинителя принадлежит особая роль. В процессе он первым высказывает свое
мнение. Потому очень важно, чтобы оно было четко сформулировано и убедительно
аргументировано*.

_____________________________________________________________________________
* См.: Чертков А. Предложения прокурора о мере наказании. Законность. М., 1993,
№ 12,

Определенное мастерство требуется от
прокурора при ведении допросов в зале судебного заседания, в особенности
допросов членов преступной группы, занимавших в этой группе различное
иерархическое положение. Политическая зрелость, нравственная чистота, понимание
значимос­ти своего труда умножают силы и способности прокурора, помогают ему
правильно ориентироваться в сложной обстановке, предохраняют от
узкопрофессионального отношения к своим обязанностям.

Деятельность адвоката в значительной
степени обуславливается спе­цификой его социально-психологической роли.
Адвокаты — это люди, профессиональный долг которых оказывать юридическую помощь
гражданам и организациям. Законом на него возложена защита всех прав и
интересов подсудимого.

Деятельность адвоката в большинстве
случаев зависит от умелого установления психологических контактов с людьми, от
правильного подхода к подзащитному как к личности, от надлежащего взаимодей­ствия
его с судом, следователем, прокурором. Большую роль в этом играет
организаторская деятельность адвоката: составление плана при подготовке для
участия в процессе, осуществление методов и приемов, выработанных практикой и
профессиональным опытом. Это дает ему возможность правильно ориентироваться в
различных ситуациях, по возможности своевременно устранять недоразумения и
неточности, вно­сить поправки при выявлении новых обстоятельств в составленный
им план. Адвокат должен тщательно продумать все те вопросы, которые ему
необходимо выяснить как в подготовительной части судебного заседа­ния, так и в
ходе судебного следствия. Только изучив, проанализировав и сделав выводы о
личности подзащитного, логически продумав свою линию защиты, адвокат может
достигнуть положительных результатов в процессе. Правильная и квалифицированная
защита является гаранти­ей того, что ни один невиновный не будет предан суду
или осужден.

По ходу рассмотрения дела адвокат
должен не только отстоять инте­ресы подзащитного, но и воспитывать, укреплять
чувство законности. Успех его деятельности во многом зависит от умения находить
и актив­но использовать среди большого числа доказательств такие, которые бы
оправдывали его подзащитного или смягчали вину. Для этого требуется поиск,
творческое мышление, четкая ориентация в обстоятельствах де­ла. Выступая в
процессе, адвокат придерживается выработанной им линии защиты и четко
обозначенной цели, для достижения которой ему необходимо осуществлять какие-то
действия, принимать своевремен­ные решения. Здесь для адвоката очень важны
самостоятельность, принципиальность, умение противостоять другим участникам
процесса, волевые качества, настойчивость и решительность.

Участвуя в решении вопросов
правосудия, оценивая поступки и дей­ствия людей, вскрывая их психологическое
содержание, защитник должен иметь на это нравственное право. Он должен быть
принципиален, честен, непримирим к нарушению прав и законных интересов своего
подзащитного. Адвокат должен иметь свое собственное мнение, не поддаваться
внушаемости, уметь отстаивать свои убеждения и позиции.

Как правило, все материалы
уголовного дела адвокат рассматривает под углом зрения своего подзащитного. В
лице защитника общество как бы протягивает обвиняемому руку помощи. В умении
видеть в совер­шившем преступление человеке положительные черты, планировать
его будущее заключается социальный аспект деятельности адвоката.

В деятельности адвоката кроме
социального аспекта присутствуют также реконструктивный и коммуникативный
аспекты.

Доминирующее положение занимает
реконструктивная деятельность защитника. Здесь реализуются такие качества, как
память, аналитичес­кое и синтетическое мышление, воображение. В коммуникативной
де­ятельности адвоката выделяются два аспекта: 1) психологический кон­такт с
подзащитным; 2) психологический контакт с составом суда и ос­тальными участниками
процесса. В этом аспекте реализуются качества адвоката как судебного оратора.

В процессе как адвокат, так и
прокурор должны представить свои доводы суду в обоснованной и убедительной
форме, внимательно разо­бравшись в личности подсудимого, в психологических
причинах и мотивах совершенного им преступления. Как оправдание подсудимого за
счет умаления социальной опасности преступления, так и преждевременная сдача
позиций без борьбы являются одинаково вредными как для самого подсудимого, так
и для общества в целом. Умение соединить в защите интересы подзащитного и
общества, умение поднять социальное значение защиты при отстаивании, в
сущности, частного интереса — это, несомнен­но, одно из важных проявлений
профессиональной культуры адвоката*.

_____________________________________________________________________________
* См.: Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978,
с. 10—11.

В своей деятельности адвокат не
должен разглашать сведения, ко­торые стали ему известны в связи с оказанием
юридической помощи. Поскольку деятельность адвоката носит публично-правовой
характер, ее содержание на всех этапах защиты интересов лиц, обратившихся за
юридической помощью, определяется осознанием адвокатом своей пра­вовой и
нравственной обязанности содействовать охране правопорядка и укреплению
законности.

Положение адвоката как члена
общественной организации, честь и достоинство которой он должен всемерно
ограждать и укреплять, предъявляет особые, повышенные нравственные требования к
его по­ведению не только во время непосредственно исполнения своих
профессиональных обязанностей, но также и вне рамок его специальных знаний (в
семейных отношениях, в быту, в общественной жизни и т. п.).

Адвокаты играют значительную роль в
правовоспитательной работе среди населения. Разъясняя каждодневно те или иные
положения зако­нодательства, они вносят свой вклад в формирование правосознания
граждан, способствуют предупреждению правонарушений.

Деятельность инспектора уголовного
розыска, находящегося на пе­реднем крае борьбы с преступностью, состоит в
раскрытии, расследова­нии и предупреждении уголовных преступлений: убийств,
грабежей, разбоев, бандитизма, краж и т. д. Его деятельность протекает часто в
условиях экстремальности и отличается высокой эмоциональной на­пряженностью.
Поэтому работа в уголовном розыске требует от сотруд­ника большой находчивости,
смелости, инициативы, хорошей образной памяти, умения владеть собой, быстро и
хладнокровно принимать реше­ния, высокого уровня самоорганизованности и
настойчивости.

Эта многообразная и сложная работа,
в большинстве случаев связан­ная с определенным риском, регулируется законом, в
рамках которого и действует сотрудник уголовного розыска.

Разносторонняя деятельность
работников уголовного розыска осу­ществляется в основном в двух формах.

Во-первых, вместе со следователем
инспектор уголовного розыска выезжает на место происшествия, участвует в
осмотре, обыске и других следственных действиях.

Во-вторых, сотрудники уголовного
розыска, используя профессио­нальные методы и приемы, ставят своей задачей
разгадать замысел преступников и предупредить реализацию этих замыслов.
Работникам уголовного розыска в этих случаях приходится с помощью специальных
приемов получать необходимую информацию об опасных преступниках, их связях,
местах нахождения, намерениях. В большинстве случаев результатом этой
деятельности является неожиданное для преступника, задержание его с поличным.

Как и в структуре профессиограммы
следователя, в деятельности инспектора уголовного розыска активно проявляется
поисковая сто­рона, заключающаяся в выявлении следов преступника и создании его
психологического портрета, которые дают возможность вести розыск и последующую
идентификацию личности. Вычленяя необходимую ин­формацию на месте происшествия,
инспектор уголовного розыска кон­центрирует внимание на «критических фигурах»
(место взлома, взрыва, труп и т. д.) и «критических полях» (пути проникновения
и пути ухода преступника и т. д.).

У инспектора уголовного розыска
наблюдение как психический про­цесс и форма деятельности вырабатывает
интеллектуальное качество — профессиональную наблюдательность, которая
становится чертой личности инспектора и очень важна для него. Эту
наблюдательность можно назвать проницательностью — качеством, которое
необходимо для инспектора уголовного розыска.

Важным аспектом психологической
наблюдательности является умение наблюдать за собой, анализировать свои
поступки и действия, учитывать свои ошибки и вовремя их исправлять.

В организации получения информации
от различных людей о личнос­ти преступника, его приметах, связях, возможном
месте нахождения заключается коммуникативная сторона деятельности инспектора
уго­ловного розыска.

Сущность удостоверительной стороны
деятельности инспектора за­ключается в фиксации добытой информации в
специальной письмен­ной форме.

Важна для инспектора уголовного
розыска организационная сторона его деятельности. Ему неоднократно в течение
рабочего дня приходится выезжать на место происшествия, нередко встречаться с
большим коли­чеством людей, посещать различные учреждения и организации и всюду
надо успевать. Для этого инспектор должен обладать высоким уровнем
самодисциплины, умением планировать время, организовать труд добро­вольных
помощников и общественности, активно используя их помощь.

Реконструктивная сторона деятельности
инспектора заключается в мысленном воссоздании картины события преступления,
разработке основных версий по делу и подготовке плана, направленного на успеш­ное
раскрытие преступления.

Качество ума инспектора,
практическое мышление в процессе его трудовой деятельности именуется
«оперативным». Анализ и синтез в его мышлении имеют равное значение и требуют
гармонического сочетания.

Остановимся и на социальной стороне
деятельности инспектора уго­ловного розыска. В первую очередь он должен
стремиться предупредить преступления, создать на своем участке обстановку,
которая пре­пятствовала бы осуществлению преступных намерений со стороны
подучетного контингента лиц. Для этого инспектору необходимо легко вступать в
контакт с людьми, уметь учитывать быстроменяющуюся обстановку, проявлять
находчивость и выдержку, сочетать убеждение и принуждение в условиях соблюдения
правовых предписаний.

На практике часто сложные ситуации
возникают в момент задержа­ния. Здесь инспектору следует четко определить
способ задержания в данной ситуации, учитывать при этом личность человека,
которого необходимо задержать. Взгляд, специфический оборот речи, малейшее
движение не должны остаться незамеченными. Любая мелочь может характеризовать
человека.

Деятельность сотрудников по борьбе с
экономическими преступлени­ями кропотливая, внешне неэффективная. Однако никто
другой не возвращает народу и государству такого большого количества матери­альных
ценностей, как работники этого отдела. Преступники, с кото­рыми им приходится
иметь дело, как правило, грамотные, квалифици­рованные и изворотливые люди.
Результаты своей преступной деятель­ности они хорошо умеют скрывать.

Работа сотрудника по борьбе с
экономическими преступлениями отличается от работы уголовного розыска задачами
и методами и самим подходом их постановке. В уголовном розыске в основном
работу ведут «от преступления» (убийства, изнасилования, кражи и т. д.), а в
этих подразделениях инспекторам приходится «идти к преступлению»,
отыскивая его по малозаметным признакам. Сотруд­никам этой службы приходится
проверять заявления и жалобы граждан о нарушениях и злоупотреблениях в системе
торговли, об обмане покупателей, пересортице, завышении цен, о жизни отдельных
должностных материально ответственных лиц «не по средствам» и т. п. Эти
разрозненные факты представляют в большинстве своем фрагмен­ты целой картины, и
необходимо обладать большим запасом раз­носторонних знаний, опытом и терпением,
чтобы из перечисленных признаков была воссоздана картина замаскированного
хищения соб­ственности.

Сотрудники по борьбе с
экономическими преступлениями для ус­пешной борьбы с преступниками должны
превосходить их в общей культуре и профессиональной квалификации. Они должны
хорошо знать бухгалтерский учет, товароведение, технологию изготовления про­дукции,
особенности переработки, транспортировки и хранения потре­бительских товаров с
тем, чтобы использовать эти знания для раскрытия сложных, замаскированных
хищений. Немало хищений совершается скрыто от окружающих, с использованием
ошибок и недостатков в учете и охране материальных ценностей.

В профессиограмме работника этой
профессии выделяются социаль­ная, коммуникативная, поисковая, организационная и
удостоверительная стороны деятельности, в которых реализуются личностные
качества, умения и навыки, обеспечивающие успех в его сложной работе. Главное
для инспектора ОБХСС — умение разбираться в людях, находить пути к их сердцам,
отличить честного человека от стяжателя, ориентировать­ся в сложной иерархии
группы расхитителей и безошибочно выделить в ней слабое звено, через которое
можно было бы раскрыть сложное, замаскированное хищение. Важно при
расследовании этой категории дел выявить мотивы и условия, которые
способствовали совершению конкретных хищений в различных областях
промышленности, город­ского и сельского хозяйства, в торговле и т. д.

В.Л. Васильев в своей работе дал
психологические описания всех основных юридических профессий под углом зрения
задач, которые возложены на те или иные органы, обслуживающие правовую
систему*, поэтому мы в работе на других кратких юридических профессиограммах
останавливаться не будем.

_____________________________________________________________________________

*См. подробнее: Васильев В.Л.
Юридическая психология. С. 166—183.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ