§ 2. Психологический анализ коллектива осужденных :: vuzlib.su

§ 2. Психологический анализ коллектива осужденных :: vuzlib.su

3
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Психологический анализ коллектива осужденных

.

§ 2. Психологический анализ
коллектива осужденных

Создание коллектива осужденных
является важным фактором в пере­воспитании. В исправительном учреждении
воздействие на личность всегда происходит через коллектив, и это воздействие
бывает тем более полным, правильным и целенаправленным, чем скорее удается
создать коллектив. В соответствии с этим деятельность воспитателя в значитель­ной
мере и направлена на организацию коллектива осужденных. Кол­лектив осужденных
не представляет однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек —
индивидуальностей, личностей, которые в свою оче­редь образуют группы и другие
категории. При создании групп должна учитываться интенсивность прошлой
преступной деятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся
отношения к мерам воздействия, труду, режиму и т. д.

Этот принцип должен соблюдаться
применительно к различным группам осужденных, находящихся в колониях разного
режима. Но и в колонии каждого типа продолжается процесс распределения осуж­денных
на более мелкие группы, соответствующие индивидуальным особенностям личности.
Здесь, как правило, учитываются личные сим­патии и антипатии, конкретные связи
и общие интересы по професси­ональной деятельности, бригадные принципы и т. д.
Существенную помощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ,
который формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в
свою очередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив*.

_____________________________________________________________________________
*Глоточкчн А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974,
с.9.

Процесс создания коллектива
сопровождается постоянным изучени­ем каждого из членов, продолжением отбора и
изменением этих групп. Значительный интерес в этом отношении представляет
воспитательная деятельность А.С. Макаренко, который писал: «Я то и дело
пересматривал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя с точки
зрения социальной и человеческой ценности»*.

_____________________________________________________________________________
*Макаренко А.С. Соч. Т. 1, М., 1957. с. 241.

Для того чтобы правильно
воздействовать на коллектив заключенных каждому воспитателю необходимо иметь
ясное представление о его структуре, об удельном весе каждой входящей в него
группировки и о месте личности в данном коллективе. Главное место в этой
структуре занимает актив. Это группа осужденных, которые твердо встали на путь
исправления, принимают активное участие в трудовом процессе и об­щественной
жизни, и что самое главное, активными действиями спо­собствуют перевоспитанию
других осужденных. Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести
воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал коллектива
в целом.

Группа резерва — это осужденные,
которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в
трудовой деятельности, но по собственной инициативе не оказывают помощи в
перевоспитании других лиц.

Группа пассива — осужденные,
колеблющиеся в выборе стратегии своего поведения. Поступки их в значительной
степени зависят от создавшейся ситуации.

Последней является группа
трудновоспитуемых, к которым относятся лица, не только не вставшие на путь
исправления, но и уклоняющиеся от участия в трудовом процессе, стремящиеся
активно противодейство­вать положительному воспитательному воздействию
администрации и активной части осужденных. Эта группа в союзе с осужденными из
группы пассива может разлагающе действовать на весь коллектив. Если нельзя
положительно воздействовать на отдельных членов этой группы, целесообразно
бывает прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и
коллективы.

Воспитатель и коллектив контактируют
с осужденным не только прямо и непосредственно, но и через малую группу. И от
того, на чьей стороне она находится, во многом зависит успех воздействия на кон­кретную
личность. Малые группы возникают самостоятельно, незави­симо от администрации,
как правило, стихийно. Практически в любом коллективе осужденных на любой стадии
его развития имеются малые группы. В исправлении и перевоспитании осужденных
они играют особую роль: в них создается тот «микроклимат», который оказывает
нередко решающее влияние на поведение осужденных, со всей силой здесь действуют
механизмы подражания, соперничества и самоутверж­дения. В малой группе
воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми
интересами, повседневными традициями.

Между воспитателем и осужденным, как
и между коллективом и лич­ностью осужденного, всегда стоит малая группа.
Возникнув, она про­ходит свой путь развития, внутри группы создается
определенная структура, выражающаяся в установлении иерархии отношений членов
группы. Любой член каждой из этих групп выполняет обязанности в соответствии с
отведенной ему ролью. В такой группе всегда имеется лидер, вожак, вторые,
третьи и т. д. В малой группе с положительной направленностью обычно
складываются товарищеские, дружеские от­ношения, проявляются взаимные симпатии.
В процессе организации и становления отрицательно направленной малой группы
часто воз­никает нездоровое соперничество, а порой и борьба между отдельными
лидерами. Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осуж­денных.
Захватив лидерство, вожак перестает сам лично творить суд и расправу. Всю черную
работу он поручает другим осужденным, остав­ляя за собой функцию организатора.
Ни о какой истинной дружбе между членами отрицательно направленной малой группы
не может быть и речи.

Формы проявления конфликтов в ИТУ
чрезвычайно многообразны: от скрытых состояний неудовлетворенности, которые
могут быть очень длительными, до открытых столкновений интересов, до групповых
аф­фективных действий.

Каждый конфликт в своем развитии
проходит ряд стадий: 1) начало, характеризующееся возникновением отрицательных
чувств, столкнове­нием интересов, противоречивостью мнений, вкусов; 2)
формирование конфликтных отношений; 3) открытое столкновение конфликтных сто­рон;
4) разрешение возникших противоречий. Все это важно знать для профилактики,
предупреждения и разрешения конфликтов. Правильное разрешение конфликтов всех
индивидов, особенно психопрофилактика, имеет важное значение для исправления и
перевоспитания осужденных.

Гуманизация исправительно-трудовой
системы, очевидно, будет осу­ществляться через разработку и внедрение более
мягких мер наказания, сокращение сроков наказания, введение альтернативных
лишению сво­боды мер по отношению к лицам, совершившим преступление. Все это
потребует более серьезных и всесторонних психологических исследо­ваний по
разработке и внедрению широкого спектра психолого-педа­гогических методов
воздействия на личность, группу, коллектив осуж­денных. Перспективным является
исправление правонарушителя через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим,
что создает предпо­сылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации
и со­здания перспективы для социальной адаптации.

В ряде ИТУ достигаются заметные
успехи в ресоциализирующей деятельности, особенно там, где администрация и
персонал приобща­ются к опыту и теоретическому наследию известных педагогов и
психологов, где образуется сплоченный коллектив квалифицированных со­трудников,
формируются механизмы социально адаптированной груп­повой интеграции в среде
заключенных, создаются перспективы лич­ностного самоутверждения, определяются
перспективы исправления, сопровождающиеся получением определенных льгот,
создается пер­спектива будущего.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяТуризм сегодня
Следующая статьяПередмова

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ