Статья 11 :: vuzlib.su

Статья 11 :: vuzlib.su

31
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 11

.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской
Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание
(Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации,
суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в
субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы
государственной власти.

3. Разграничение предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется
настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении
предметов ведения и полномочий.

Комментарий к статье 11

Осуществление государственной
власти в Российской Федерации возлагается на перечисленные в данной статье
федеральные органы государственной власти. Эти органы представлены: Президентом
Российской Федерации как главой государства; Федеральным Собранием, состоящим
из двух палат (Совета Федерации и Государственной Думы) и осуществляющим
законодательную власть; Правительством, осуществляющим исполнительную власть;
судами (Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и иными федеральными
судами, которые могут образовываться в соответствии с федеральным
конституционным законом), которые осуществляют судебную власть Российской
Федерации.

Перечень федеральных органов
государственной власти, даваемый в ч. 1 ст. 11, является исчерпывающим, т.е. не
допускающим расширения без изменения гл. 1 Конституции. Перечисление
федеральных органов государственной власти в гл. 1 Конституции, для изменения
которой, согласно ст. 135 Конституции, применяется усложненная процедура, имеет
целью создать стабильную систему организации государственной власти в
Российской Федерации.

Поскольку, согласно ст. 1
Конституции, Российская Федерация является федеративным государством, государственная
власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами,
но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: республик,
краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных
округов. В субъектах Российской Федерации сложились разнообразные системы
организации государственной власти: в некоторых республиках существует
должность президента, а в других ее нет; различаются полномочия законодательных
и исполнительных органов государственной власти, порядок их формирования,
организация деятельности и т.д. Конституция допускает такое многообразие.
Согласно ст. 77 Конституции система органов государственной власти субъектов
Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с
основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами
организации представительных и исполнительных органов государственной власти,
установленными федеральным законом.

Статью 11 Конституции нельзя
уяснить в отрыве от ст. 3. В этой статье многонациональный народ Российской
Федерации определяется как единственный источник власти. Народ осуществляет
власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы
местного самоуправления.

Содержание ч. 3 ст. 11
Конституции имеет особое значение для нашего государства, поскольку оно по
своей форме является федерацией, а характерная черта всякой федерации —
разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами
входящих в нее субъектов.

Формула данной части ст. 11
весьма лаконична. В соответствии с ней разграничение предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Федерации проводится, во — первых,
Конституцией; во-вторых, Федеративным договором; в — третьих, иными договорами
о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Конституции разграничение
предметов ведения проведено в ст. ст. 71, 72 и 73. В ст. 71 указано все, что
отнесено к ведению Российской Федерации; в ст. 72 определены предметы
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В ст. 73 перечень
предметов ведения субъектов Федерации не приводится. В ней указано, что
субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне
пределов ведения и полномочий Федерации по предметам совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов.

Из текста ст. 73 следует, что
субъекты Федерации по предметам совместного ведения обладают лишь теми
полномочиями, которые не принадлежат Федерации в этой сфере. В соответствии с
ч. ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению между
собой могут передавать друг другу часть своих полномочий, причем Конституция не
уточняет, какая именно часть полномочий может быть передана.

Обращаясь к распределению
предметов ведения и полномочий, которое было осуществлено Федеративным
договором, подписанным 31 марта 1992 г., следует учитывать, что в соответствии
с ч. 1 раздела «Заключительные и переходные положения» в случае
несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора
действуют положения Конституции России.

Часть 3 ст. 11 Конституции
предусматривает возможность заключения договоров о разграничении предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти ее субъектов. В таких договорах не только
конкретизируются полномочия сторон по реализации предметов совместного ведения
Федерации и ее субъектов, но и, как правило, предусматривается возможность их
дальнейшего разграничения.

В настоящее время Российской
Федерацией такие договоры подписаны с рядом республик и областей <*>.

———————————

<*> См., например, Договор
о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской
области (РГ. 1996. 1 февр.).

Необходимо отметить, что в первых
из заключенных российской Федерацией с республиками договоров (например, с
Республикой Татарстан в 1994 г.) встречались некоторые неоправданные и не
основанные на ст. ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации положения.
Представляется очевидным, что в случае расхождения содержания договоров с нормами
Конституции Российской Федерации должны применяться нормы Конституции и
соответственно тексты договоров подлежат изменению, с тем чтобы они не
противоречили нормам Конституции Российской Федерации.

Заключение договоров между
органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации обычно сопровождается заключением
соглашений по отдельным вопросам: распределение между Федерацией и ее
субъектами доходов от налогообложения, охрана природной среды, использование
полезных ископаемых и т.д.

Заключение договоров и соглашений
между Федерацией и ее субъектами следует рассматривать как действенное средство
укрепления связей между ними и позитивного развития федеративных отношений в
стране.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ