§ 2. Виды правовых норм :: vuzlib.su

§ 2. Виды правовых норм :: vuzlib.su

9
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Виды правовых норм

.

§ 2. Виды правовых норм

Многогранные общественные
отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека
разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы
достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных
норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать.
Основания классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества
различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского
общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной
власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти
(в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются
непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский
сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12
декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской
Федерации.

2. По социальному назначению и
роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные
(нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные
(нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные
(нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры),
оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают
исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового
положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои
социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и
обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой
системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое
соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным
закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы,
закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма,
закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы
непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих
между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них
обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей
различают три основных вида регулятивных норм: упра-вомочивающие
(предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);
обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных
действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и
поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность
регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный
предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 10 и II Закона
РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закрепляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.

Охранительные нормы фиксируют
меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых
запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.
Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению
от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного
приговора суда.

Как регулятивные, так и
охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной
(статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат
предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в
процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того,
насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций
беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных
нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу
лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21
Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11-18, 35
Закона РСФСР о банках и банковской .деятельности 1990 г.

Декларативные нормы обычно
включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового
регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные
объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования
Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют
определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в
уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны
устранять возникаю-.щие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п.5
ст.З ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации
или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или
иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают
даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3. По предмету правового
регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного,
административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут
подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами
поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру
применения этих правил.

4. По методу правового
регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо
строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в
регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ
автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим
договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и
обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они
реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно
адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного
для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно
разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются
нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия
распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории
государства.

Нормы ограниченного действия
имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными
факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в
состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или
исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания
действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных
структур.

6. Нормы права классифицируются
также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или
на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу
субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ