14.1. Экономическая основа платежей за природные ресурсы :: vuzlib.su

14.1. Экономическая основа платежей за природные ресурсы :: vuzlib.su

100
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
14.1. Экономическая основа платежей за природные ресурсы

.

14.1. Экономическая основа платежей за природные ресурсы

Для установления размера платы за использование природными
ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получае­мых благ и
приносимого вреда в сферах использования земли, недр земли, воздушных и водных
сред.

14.1. Экономическая основа платежей за природные ресурсы :: vuzlib.su

Если приведенные методы экономической оценки природ­ных
ресурсов позволяют оценить частичное использование цен­ностного курса на момент
расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности
оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в
недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности
технологии, продолжительности хранения и их до­бычи (например, жидкой нефти,
перетекающей по закону сооб­щающихся сосудов).

Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ
существующие экономические методы расчета величины на­логов и сборов за
природопользование не только не стимулиру­ют работы по сохранению и
воспроизводству природных запа­сов, но и обедняют бюджет, в котором величина
налогов и сбо­ров отражает только используемые природные ресурсы. Сущест­вуют
следующие методы оценки природных ресурсов:

• воспроизводственный метод позволяет определять стои­мость
природного ресурса как совокупность затрат, тре­буемых для воспроизводства
частично потребляемого ви­да сырья на планируемый период;

• результативный метод позволяет вести экономическую оценку
только природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих
затрат;

• рентный и монопольно-ведомственный методы расчета исходят
из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах,
ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника
ресур­сов и его пользователя.

Система платежей за природные ресурсы включает:

1) плату за право пользования природными ресурсами;

2) плату за частичное их восстановление;

3) штрафные платежи за превышение минимального исполь­зования
природных ресурсов.

Платежи за природные ресурсы разделены между федераль­ным и
местным бюджетами.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным от­несены:

• налог на пользование недрами;

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• сбор за право пользования объектами животного мира и
водными биологическими ресурсами;

• водный налог;

• лесной доход;

• экологический налог.

К местным налогам относится земельный налог.

Поступления в консолидированный бюджет РФ платежей за
пользование природными ресурсами характеризует табл. 14.1:

Таблица 14.1. Платежи за пользование природными ресурсами
(млрд. руб.)

Платежи 1995 1996 1997
Платежи за пользование  природными ресурсами 12 291 21 175 37 174
из них:
1. Плата за недра 5 832 10 533 15 692
2. Отчисления за воспроизводство минерально-сырьевой базы 2 250 3 947 10 293
3. Земельные налоги и арендная плата за землю 3 292 5 262 9 508
4. Прочие платежи за пользование при­родными ресурсами 916 1 432 1 681

Как видим, размер этих платежей постоянно увеличивается, а
их доля в доходах бюджета выросла с 1,6 до 5,2%.

Растут и инвестиции (табл. 14.2):

Таблица 14.2. Инвестиции в основной капитал, направленные на
охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

(в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)

1980 1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Инвестиции в основной капитал
— всего 2,2 2,5 3,3 3,0 52,9 592,8 2368,3 6403,6 8254,3 8615,6
В том числе:
На охрану и рациональное ис­
пользование водных ресурсов 1,7 1,8 2,2 2,0 32,9 346,2 1326 3397,3 4080,3 4148,4
На охрану атмосферного воздуха 0,2 0,3 0,5 0,4 9.2 114,4 423,4 1643,9 212,4 2086,9
На охрану и рациональное ис­
пользование земель 0,2 0,2 0,4 0,4 7,1 103,4 455,5 845,5 1390,4 1302,9
Другие мероприятия 0,1 0,2 0,2 0,2 3,7 28,8 163,4 416,9 656,2 1077,4

Источник: Российский статистический ежегодник. — М.:
Госкомстат России, 1998. — С. 93.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ