23.1. Социальное значение бюджетных расходов на образование :: vuzlib.su

23.1. Социальное значение бюджетных расходов на образование :: vuzlib.su

62
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


23.1. Социальное значение бюджетных расходов на образование

.

23.1. Социальное значение бюджетных расходов на образование

Образование представляет одну из важнейших отраслей непро­изводственной
сферы. Право на получение образования соглас­но Закону «Об образовании»
является одним из основных и не­отъемлемых прав граждан Российской Федерации.
Большое зна­чение придается повышению качества подготовки кадров, под­готовке
специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному
совершенствованию учебного процесса.

Расходы на образование в соответствии с бюджетной клас­сификацией
включают затраты на общее образование, воспита­ние детей и подростков,
культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Законом предусмотрено, что область образования входит в
компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления. В компетенции Российской Федерации доля федерального
бюджета, направляе­мая на финансирование образования, а также формирование
федерального бюджета в части расходов на образование, феде­ральных фондов
развития образования, налоговых льгот, стиму­лирующих развитие образования,
федеральных нормативов фи­нансирования образования в зависимости от количества
учащих­ся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и
должностных окладов работников образовательных уч­реждений и государственных
органов управления образованием.

В компетенции субъектов Федерации в этой области — фор­мирование
их бюджетов в части расходов на образование, уста­новление региональных
нормативов финансирования образова­ния.

В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование
местных бюджетов и фондов развития образова­ния, разработка и принятие местных
нормативов финансирова­ния образования.

На содержание учреждений образования в последние годы
выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета, из федерального
бюджета — около 4% его расходов и около 20% расходов бюджетов субъектов
Федерации, т. е. основ­ная доля расходов приходится на территориальные бюджета.
В общей сумме расходов на образование затраты на детские до­школьные учреждения
составляют примерно 15%, на общее среднее образование — 41%, школы-интернаты —
8%, среднее специальное образование — 10,5%, на высшее образование — 11,5%.
Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое
участие в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы
на 99% финанси­руются из бюджетов субъектов Федерации и только на 1% из
федерального бюджета, в то же время высшие учебные заведе­ния на 96%
финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов.

Финансирование учреждений образования осуществляется на
основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного
обучающегося, воспитанника по каждому ти­пу и виду образовательного учреждения.

Федеральные нормативы финансирования должны утвер­ждаться
ежегодно Государственной Думой одновременно с при­нятием закона о федеральном
бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.

Региональные и местные нормативы финансирования долж­ны
учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для
покрытия средних по данной терри­тории текущих расходов, связанных с
образовательным процес­сом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного
оборудо­вания образовательного учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального
образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем
виде образовательного учреждения.

Бюджетное финансирование получают и негосударственные
образовательные учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для
государственных и муниципальных образова­тельных учреждений на данной
территории. Эти учреждения получают право на государственное и муниципальное
финанси­рование с момента их государственной регистрации.

Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных
учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной
деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим
законодательством финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предостав­ления
платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а
также добровольных пожертвова­ний и целевых взносов юридических и физических
лиц. При­влечение  образовательным  учреждением  дополнительных средств не
влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из
бюджетной системы.

К дополнительным платным услугам населению относятся:

• обучение по дополнительным образовательным программам;

• преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

• репетиторство;

• углубленное изучение отдельных предметов и др.

Предоставление дополнительных платных услуг должно выходить
за рамки соответствующих образовательных программ и государственных
образовательных стандартов. Доходы от ука­занной деятельности образовательного
учреждения должны на­правляться на развитие уставной деятельности, в том числе
на увеличение расходов по заработной плате. В этом случае данная деятельность
не будет относиться к предпринимательской. Так­же необходимо иметь в виду, что
платные услуги не могут ока­зываться взамен и в рамках основной образовательной
деятель­ности, финансируемой из бюджета. В противном случае средст­ва,
полученные путем такой деятельности, изымаются в соответ­ствующий бюджет.

Негосударственные образовательные учреждения взимают плату с
обучающегося за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках
государственных образовательных стандартов. Платная образовательная
деятельность такого учреждения не рассматривается как предпринимательская, если
получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспече­нию
образовательного процесса, в том числе на заработную пла­ту, на его развитие и
совершенствование в данном образова­тельном учреждении.

В настоящее время образовательным учреждениям разрешено
заниматься и предпринимательской деятельностью, предусмот­ренной уставом. К
такой предпринимательской деятельности могут относиться реализация и сдача в
аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля
покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в
деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и
других ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение иных внереализационных
операций, принося­щих доход.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет
финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоя­тельный баланс и
расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут
быть изъяты у образо­вательного учреждения или зачтены в объем финансирования
следующего года.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ