31.3. Формы и методы налогового контроля :: vuzlib.su

31.3. Формы и методы налогового контроля :: vuzlib.su

16
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


31.3. Формы и методы налогового контроля

.

31.3. Формы и методы налогового контроля

Формы и методы налогового контроля в Российской Феде­рации
установлены Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со ст. 82 части I Налогового кодекса РФ на­логовый
контроль проводится посредством:

• налоговых проверок;

• получения объяснений налогоплательщиков и иных обя­занных
лиц;

• проверок данных учета и отчетности;

• осмотра помещений и территорий, используемых для из­влечения
дохода (прибыли);

• других форм, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Государственные налоговые инспекции в соответствии со ст. 11
Закона «О Государственной налоговой службе РСФСР»* несут ответственность за
полный и своевременный учет налого­плательщиков предприятий, учреждений и
организаций, осно­ванных на любых формах собственности. С этой целью прово­дятся
проверки правильности исчисления, полноты и своевре­менности уплаты в бюджет
государственных налогов и других платежей.

* В соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Госу­дарственная налоговая служба преобразована в Министерство Российской Фе­дерации
по налогам и сборам.

Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные.

1. Камеральные проверки проводятся территориальными орга­нами
налоговой службы в отношении всех налогоплательщиков на основании налоговых
деклараций и документов, представлен­ных налогоплательщиком, служащих
основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о
деятельности на­логоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка
проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии
с их служебными обязанностями обычно в течение двух месяцев со дня
представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих
основанием для исчисления и уплаты налога.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или
противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об
этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие
исправления в установ­ленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе
истребовать у налогоплательщика дополнительные сведе­ния, получить объяснения и
документы, подтверждающие пра­вильность исчисления и своевременность уплаты
налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам
камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей
суммы налога и пени.

2. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отноше­нии
организаций и индивидуальных предпринимателей. Выезд­ная налоговая проверка, в
практике налогового контроля име­нуемая документальной, проводится на основании
решения ру­ководителя налогового органа или его заместителя.

Документальной проверкой считается налоговая проверка с
выходом на предприятие и изучением всех документов, относя­щихся к предмету
проверки. Такие проверки проводятся по ут­вержденному плану работы налоговой
инспекции на год. В раз­витие годового плана проверок разрабатываются
квартальные графики по каждому участку работы. Один и тот же налогопла­тельщик
проверяется не чаще одного раза в год. В первую оче­редь проверкам подвергаются
организации, получившие при­быль в значительных размерах, или, наоборот,
допустившиe убы­точность своей деятельности. Кроме того, проверяются организа­ции
и предприниматели, допускающие грубые нарушения налого­вого законодательства и
правил ведения бухгалтерского учета. Вы­ездная налоговая проверка,
осуществляемая в связи с реорганиза­цией или ликвидацией
организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке
контроля за дея­тельностью налогового органа, проводившего проверку, может
осуществляться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Руководитель налоговой инспекции назначает ревизионную
группу и устанавливает срок проверки с учетом размеров пред­приятия,
особенностей его деятельности и объема проверяемых объектов. Предельный срок
документальной проверки — два месяца, но он может быть продлен в исключительных
случаях руководителем налоговой инспекции или его заместителем до трех месяцев.

Перед проверкой разрабатывается программа ее проведения с
учетом имеющейся информации о допускаемых нарушениях на­логового
законодательства, о финансовом состоянии налогопла­тельщика, материалов прошлых
проверок и другой информации. Программа утверждается руководством налоговой
инспекции.

По результатам проверки ревизионная группа составляет акт, в
котором излагаются все нарушения с классификацией их в соответствии с
действующим на момент допущения нарушения законодательством. В акте налоговой
проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых пра­вонарушений,
выявленные в ходе проверки, или отсутствие та­ковых, а также выводы и
предложения проверяющих по устра­нению выявленных нарушений и применению
санкций за на­рушение законодательства о налогах и сборах. После представ­ления
акта руководитель налоговой инспекции определяет меру ответственности
налогоплательщика за допущенные нарушения.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организа­ции-налогоплательщика
либо индивидуальному предпринимате­лю под расписку или передается иным
способом, свидетельст­вующим о дате его получения налогоплательщиком. В случае
направления акта налоговой проверки по почте датой вручения акта считается
шестой день, начиная с даты его отправки.

Если по результатам налоговой проверки не составлен акт
налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась и правонарушений не
обнаружено.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами,
изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в
двухнедельный срок со дня получе­ния акта проверки представить в
соответствующий налоговый орган письменные мотивированные возражения по акту в
це­лом или по его отдельным положениям. При этом налогопла­тельщик вправе
приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок
передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие
обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки.

По истечении двухнедельного срока, в течение не более 14
дней руководитель налогового органа или его заместитель рассматривает акт
налоговой проверки, в котором зафиксирова­ны налоговые правонарушения и
предложения проверяющих лиц по устранению выявленных нарушений и применению со­ответствующих
санкций, документы, изъятые у налогоплатель­щика, а также документы и
материалы, представленные налого­плательщиком.

В случае представления налогоплательщиком письменных
объяснений или возражений по акту налоговой проверки мате­риалы проверки
рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика
либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте
рассмотрения материалов проверки налоговый орган должен из­вестить
налогоплательщика заблаговременно. Если налогопла­тельщик, несмотря на
извещение, не явился, то материалы про­верки, включая представленные
налогоплательщиком возраже­ния, объяснения, другие документы и материалы,
рассматрива­ются в его отсутствие.

Налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три
календарных года деятельности налогоплательщика, предшест­вовавших году
проведения проверки. Если при проведении ка­меральных и выездных налоговых
проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о
деятельно­сти налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом
могут быть истребованы у этих лиц документы, отно­сящиеся к деятельности проверяемого
налогоплательщика, т. е. проводится встречная проверка.

Налоговым кодексом РФ запрещено проведение налоговыми
органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам,
подлежащим уплате или уплаченным налого­плательщиком за уже проверенный
налоговый период. Исклю­чение может быть сделано в случае, когда такая проверка
прово­дится в связи с реорганизацией или ликвидацией
организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в по­рядке
контроля за деятельностью налогового органа, проводив­шего проверку. Повторная
выездная налоговая проверка в по­рядке контроля за деятельностью налогового
органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании их мотивиро­ванного
постановления.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ