ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
86. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
.
86. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Наиболее полное представление о государстве, как и о любом
явлении, можно составить лишь на основе подхода к нему с трех позиций, или по
трем направлениям:
а) с точки зрения функциональной (функциональная
характеристика);
б) с точки зрения субстанциональной (субстанциональная
характеристика);
в) с точки зрения генезиса (генетическая характеристика).
В рамках функциональной характеристики явление получает
объяснение как то, что способно производить определенную работу, осуществлять
определенную деятельность. Например, определение автомобиля, сформулированное
на основе функционального подхода, может звучать следующим образом: автомобиль
— это устройство, предназначенное для перевозки по суше грузов и пассажиров. С
позиций субстанционального (содержательного, сущностного) подхода автомобиль
можно описывать как самоходное транспортное средство, передвигающееся по
безрельсовым дорогам и имеющее двигатель, три и более колеса, рулевое
управление и т. д. С точки же зрения генезиса (происхождения), автомобиль —
это то, что производят на автомобильном заводе.
Таким образом, можно заметить, что основной в этом ряду
является субстанциональная характеристика явления: она дает понимание его
сущности, строения, характерных свойств (субстанциональных признаков). Функциональная
и генетическая характеристики выступают как дополнительные к субстанциональной
и вносят в общее понятие явления его функциональные и генетические признаки.
Тем более, сказанное о значении и порядке использования в
описании тех или иных объектов субстанционального, функционального и
генетического подхода касается таких явлений, как государство и право, генезис
которых скрыт от нас тысячелетиями, и на этот счет можно строить только более
или менее достоверные предположения. Поэтому в учебной литературе было бы более
логично начинать характеристику как государства, так и права с их
субстанциональной характеристики. Тем более, что данные явления существуют
перед нашими глазами в своем развитом виде.
Кроме того, следует различать логики трех процессов:
а) логику реального становления и развития явлений и событий
(онтологический процесс);
б) логику научного незнания этих явлений и событий
(гносеологический процесс);
в) логику объяснения, изложения, передачи полученных
сведений, то есть логику обучения (процесс обучения).
Логики последних двух процессов в значительной мере могут
совпадать, особенно при проблемном обучении, когда обучаемый ведется к тому или
иному знанию по пути научного поиска. А вот, что касается онтологического процесса
(реального, фактического процесса зарождения и развития явлений) и процесса
обучения (процесса изложений знаний об этих явлениях), то их логики явно не
совпадают. Ведь то обстоятельство, что государство или право вначале
зарождалось, а потом развивалось, еще не означает, что и их характеристику
следует начинать с учебных тем об их происхождении. В этом случае получается,
что речь идет о происхождении того, еще неизвестно чего, то есть объясняется
происхождение неизвестного явления. На таком пути трудно объяснить и понять и
сам процесс происхождения государства и права.
Имея перед собой в настоящем времени государство и право в
развитом виде, их описание следует начинать субстанциональным подходом
(соответствующие разделы в учебной литературе обозначаются как «понятие
государства» и «понятие права»), а затем уже дополнять субстанциональную
характеристику (сущности, строения, свойств) функциональной характеристикой и
более или менее достоверными версиями о происхождении права и государства.
К достоверно установленным обстоятельствам, связанным с
происхождением государства, можно отнести то, что:
а) государство существовало не всегда (первые
государственные образования возникли около 5 тыс. лет назад: до этого в
течение полутора миллионов лет существовала первобытная организация общества);
б) оно возникло как продукт общественного развития;
в) на определенном отрезке времени;
г) в ходе длительного исторического процесса;
д) под влиянием целого ряда факторов.
В ряду таких факторов называют географический фактор,
экологический, религиозный, национальный, психологический и др.
Вместе с тем нужно выделить основные моменты (факторы,
процессы), которые вызвали появление государства и постоянно обусловливают
необходимость его существования. К таким факторам, обусловившим потребность в
новом устройстве общества, следует, видимо, отнести:
— возникновение необходимости по-новому (на новом принципе)
организовать управление социальными, прежде всего производственными, процессами
в масштабе общества;
— социально-имущественную дифференциацию общества, его
расслоение, а отсюда — дифференциацию интересов на индивидуальные, семейные,
групповые (коллективов, слоев, классов и т. п.), а также общества в целом, и
как следствие — появление функции «общих дел».
Появление самих этих факторов в литературе объясняют
неолитической революцией — переходом от присваивающей экономики к производящей,
которая, в свою очередь, была обусловлена, по мнению авторов, экологическим
кризисом — резким изменением климатических условий и вымиранием крупных
животных (мамонтов, шерстистых носорогов и др.).
Из такого подхода можно сделать вывод, что если бы не было
резкого изменения климатических условий, то не было бы и государства.
Думается, все-таки, что возникновение государства является следствием не
революций и природных кризисов, а результатом нормального эволюционного
развития общества, следствием реализации социальной программы развития человечества.
Общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система имеет свои
собственные, внутренние механизмы и стимулы развития. И этот процесс
самоорганизации общества никогда не останавливался и происходит сейчас, уже как
общепланетарный процесс формирования наднациональных, надгосударственных
органов координации и управления. (Точно так же, как государство в свое время
поднялось над родовыми, семейными, групповыми интересами и приняло на себя
функцию «общих дел».)
Налаживание производства в масштабе общества и социальное
расслоение шли как два взаимосвязанных процесса, но в общем процессе
формирования того или иного государства мог занимать превалирующее значение,
выступать на первый план как тот, так и другой. Так, в литературе указывают на
«восточный путь» возникновения государств, основанных на так называемом
азиатском способе производства, когда появление государства было вызвано
необходимостью проведения масштабных общественных работ (строительство и
эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия).
Экономика в таком государстве основывалась на государственной и общественной
формах собственности, а социальное расслоение явилось следствием узурпации не
самих средств производства, а управления ими (появляется слой профессиональных
управленцев, своего рода государственной «номенклатуры»).
Первичным фактором процесса государствообразования на территории
Европы («европейский путь») выступил процесс социально-имущественного
расслоения общества (процесс классообразования), вызванный формированием
частной собственности. Этот путь возникновения государств подробно описан в
работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Названные основные факторы генезиса государства в
конкретно-исторических условиях проявляли себя по-разному и дополнялись в
каждом конкретном случае целым рядом специфических обстоятельств.
.