87. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА :: vuzlib.su

87. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА :: vuzlib.su

52
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


87. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА

.

87. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА

Некоторые идеи о договорном происхождении власти возникли
еще в древности (ранний буддизм, учение Мо-цзы), имели место в философии
Эпикура (341-270 гг. до н. э.) и Тита Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.). Од­нако
основной период разработки теории общественного договора лежит между
публикацией «Левиафана» Гоббса (1651 г.) и трудом Канта «Метафи­зические
элементы справедливости» (1797 г.). Сторонниками этой теории бы­ли Гроций,
Спиноза, Локк, Руссо. В России ее представителем был Алек­сандр Николаевич
Радищев (1749-1802 гг.).

В рамках целостной социально-политической доктрины положения
тео­рии общественного договора были разработаны Жан-Жаком Руссо (1712—1778 гг.)
в главном труде его жизни — трактате под названием «Об об­щественном договоре,
или Принципы политического права» (1762 г.) и в ис­торическом очерке «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенст­ва между людьми» (1754 г.).

К основным положениям теории общественного договора можно
отнести следующие:

— каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто
не в состо­янии подчинить человека без его согласия. Руссо подчеркивал, что
человек не обязан ничем тем, кому он ничего не обещал;

— основанием права могут служить только договоры и соглашения.
В про­тивовес естественному праву Руссо была выдвинута идея права политическо­го,
то есть основанного на договорах;

— основой любой законной власти среди людей могут быть лишь
соглаше­ния: законная власть возникает в результате добровольного соглашения сво­бодных
и добродетельных людей. При этом божественное происхождение власти отвергается;

— в результате общественного договора образуется ассоциация
равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора
обеспечива­ют объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность),
инте­ресы которого не могут противоречить интересам частных лиц;

— по условиям общественного договора суверенитет принадлежит
народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он не­отчуждаем
и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля;

— сущность теории общественного договора заключается в
передаче влас­ти народом государству. Такое общественное соглашение, по словам
Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над все­ми
его членами;

— во всех формах правления суверенитет и законодательная
власть при­надлежат всему народу, который является источником власти;

— всякое правление посредством законов Руссо считал
республиканским правлением. «Таким образом, — подчеркивал он, — я называю
Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни
был при этом образ управления им». Народный суверенитет — основополагающий
принцип республиканского строя. При народовластии возможна только одна форма
правления — республика, тогда как форма организации управления может быть
различной — монархией, аристократией или демократией, в зави­симости от числа
лиц, участвующих в управлении. Руссо замечал, что в усло­виях народовластия
«даже монархия становится республикой»;

— народ имеет право не только изменить форму правления, но и
вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естест­венную
свободу;

— подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил
против разде­ления властей: системе разделения властей Руссо противопоставил
идею раз­граничения функций органов государства.

В действительности общественный договор никогда не
заключался. Види­мо, прав Г.Ф. Шершеневич, когда замечает, что теорию
общественного дого­вора следует оценивать не с точки зрения исторической
действительности, а как определенный методологический прием. «Для них
(сторонников этой те­ории. — В.П.) не важно, — пишет Шершеневич, — было ли так
в истории или нет, для них важно доказать, какой вид должно принять общество,
если пред­положить, что в основании его лежит общественный договор,
обусловленный согласием всех, без чего никто не может считать себя связанным
обществен­ными узами».

Вместе с тем теория общественного договора во многом
способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под
влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государствен­ность
Соединенных Штатов Америки.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ