ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§ 2. Система и структура государственного земельного управления
.
§ 2. Система и структура государственного земельного
управления
Систему государственного земельного управления образуют
органы государственной исполнительной власти, объектом управленческой
деятельности которых выступают земельные правоотношения, включая вопросы
собственности на земли, предоставление государственных земель в пользование,
организацию рационального использования и охраны земель, учет и контроль за
землепользованием. Иными словами, система государственного земельного
управления — система высших органов исполнительной власти в РФ, министерств и
ведомств, в компетенцию которых входит обеспечение исполнения земельного
законодательства. В систему государственного земельного управления могут
входить также местные органы самоуправления, в той степени, в какой им переданы
(делегированы) полномочия государственного земельного управления.
Будучи структурным элементом государственного управления в
целом, государственное земельное управление имеет свою внутреннюю структуру.
Структура — построение системы органов, их взаимное расположение. Структура
государственного управления определяется различными факторами, среди которых —
политика и задачи государства в области упорядочения земельных отношений,
особенности правового регулирования, государственного устройства,
установленные механизмы реализации. Структура может также зависеть и от
сложившихся традиций, стереотипов государственных решений, финансовых,
материальных и технических возможностей государства.
Государственное земельное управление имеет вертикальные и
горизонтальные параметры. Вертикальные параметры определяются федеративным
устройством РФ, а также конституционным распределением предметов ведения между
РФ и субъектами РФ. Управленческая деятельность государственных органов исполнительной
власти осуществляется на основе принципа разграничения полномочий и компетенции
между РФ и субъектами РФ в соответствии с требованиями Конституции РФ (ст. 11,
71, 72, 76), Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» , земельным
законодательством, соглашениями и договорами между РФ и субъектами РФ о
разграничении предметов ведения и компетенции.
Исходя из смысла Конституции РФ, государственное земельное
управление входит в совместное ведение РФ и субъектов РФ . Соответственно
органы государственного земельного управления расположены на двух уровнях
исполнительной власти — федеральном и субъектном, образуя единую систему
исполнительной власти в РФ. Государственное земельное управление может осуществляться
также на третьем, местном уровне, если местным органам самоуправления передана
часть государственных управленческих полномочий в области регулирования
земельных отношений.
Росземкадастр получил статус федерального органа исполнительной
власти по государственному управлению земельными ресурсами. Ему переданы
специальные функции государственного управления: ведение государственного
земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных
участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройство,
государственная кадастровая оценка земель, мониторинг земель и государственный
контроль за использованием и охраной земель.
Государственный контроль за использованием и охраной земель
возложен также на МПР России, которое в результате реорганизации получило
статус специально уполномоченного государственного органа в данной области. В
его компетенцию входит также координация деятельности федеральных органов
исполнительной власти по вопросам ведения* государственных кадастров в области
природопользования и охраны окружающей среды, т.е. включая государственный
земельный кадастр .
Министерство юстиции РФ имеет статус специально уполномоченного
федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на
недвижимое имущество, включая земельные участки, и сделок с ним . Регистрация прав
на земельные участки осуществляется учреждениями юстиции, создаваемыми в
соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним» органом государственной власти субъекта РФ. В задачи
учреждений юстиции входят государственная регистрация прав собственников
земельных участков и обладателей иных, подлежащих государственной регистрации
прав, создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, выдача свидетельств о государственной регистрации
прав .
Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной
власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере
агропромышленного комплекса . Министерство играет также особую рель в
обеспечении охраны земель, являясь специально уполномоченным органом в области
мелиорации земель и обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения. В его функции входит участие в осуществлении земельной реформы в
сельской местности.
Минздрав России через свой Департамент
санитарно-эпидемиологического надзора контролирует выполнение гигиенических
требований при размещении объектов промышленности, выборе земельных участков
под строительство, планировке и застройке населенных пунктов .
Госстрой России обладает полномочиями государственного земельного
управления применительно к градостроительной деятельности. Он, в частности,
участвует в создании государственного земельного кадастра и государственного
градостроительного кадастра, развитии рынка земельных участков для
осуществления градостроительной деятельности .
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои
полномочия на территории субъекта РФ непосредственно или через создаваемые ими
территориальные органы .
Территориальные органы созданы в системе МПР России ,
Росземкадастра , а также других федеральных министерств и ведомств. Лесхозы,
бассейновые управления, комитеты по охране окружающей среды и комитеты
природных ресурсов субъектов РФ являются территориальными органами МПР России .
По вопросам, входящим в компетенцию МПР России, территориальные органы
действуют под контролем министерства, а по вопросам, входящим в компетенцию
субъекта РФ, — под контролем органов исполнительной власти соответствующего
субъекта РФ. Территориальными органами Росземкадастра являются комземы в субъектах
РФ. Комземы субъектов РФ подчиняются Росземкадастру и осуществляют свою
деятельность во.взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта РФ . В
полномочия комземов субъектов РФ входят государственное управление на
территории субъекта РФ, землеустройство, ведение государственного земельного
кадастра, государственный контроль за использованием и охраной земель,
обеспечение функционирования единой системы государственной регистрации**прав
на недвижимое имущество и сделок с ним, а также некоторые другие. В систему
территориальных органов Минздрава России входят Федеральные государственные
учреждения — Центры государственного санитарно-эпи-демиологического надзора в
субъектах РФ, земельные центры санэпиднадзора. Минсельхоз России имеет сложную
систему территориальных органов, включающих обычно сразу несколько территориальных
подразделений в большинстве субъектов РФ. Это — комитеты по мелиорации земель,
государственные инспекции по карантину растений, департаменты по охране и
рациональному использованию охотничьих ресурсов, станции защиты растений и др.
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно
устанавливают систему органов государственной власти.
Государственное управление на субъектном уровне распространяется
на земли, находящиеся в пределах территории соответствующего субъекта РФ, а
также на земли, приобретенные на территории других субъектов РФ.
Государственное земельное управление в различном объеме и различного
содержания осуществляют высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный
орган, а также министерства и ведомства субъектов РФ. Высший исполнительный
орган субъекта РФ, в частности, управляет и распоряжается собственностью
субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной ему в управление .
Система министерств и ведомств в субъектах РФ создается в соответствии с
потребностями каждого субъекта, экономическими и географическими
особенностями, полномочиями и компетенцией, установленными соответствующими
законами субъектов РФ, договорами и соглашениями с Российской Федерацией.
К примеру, в Московской области функции государственного
земельного управления выполняют:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия,
Министерство экологии и природопользования, Министерство имущественных
отношений, Главное управление архитектуры и градостроительства, Московская
областная регистрационная палата. Министерство сельского хозяйства и
продовольствия является центральным исполнительным органом государственной власти
Московской области, осуществляющим проведение единой государственной политики в
рациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения.
Министерство экологии и природопользования в рамках полномочий по охране
окружающей среды выполняет функции по охране земель. Министерство имущественных
отношений осуществляет управление и распоряжение государственной
собственностью Московской области, управление в области приватизации и
регулирования рынка недвижимости. Главное управление архитектуры и
градостроительства обеспечивает выполнение земельного законодательства при застройке
городов и других поселений, а Московская областная палата является учреждением юстиции,
отвечающим за государственную регистрацию прав на земельные участки и сделок с
ними .
.