Содержание права собственности на природные ресурсы :: vuzlib.su

Содержание права собственности на природные ресурсы :: vuzlib.su

55
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Содержание права собственности на природные ресурсы

.

Содержание права собственности на природные ресурсы

В содержание права собственности на природные ресурсы входят
право­мочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения означает закрепленную законом возможность
фактичес­кого обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования — это юридическая возможность извлекать из
при­родного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяй­ственной
и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения
определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных
зако­ном пределах определять юридическое положение природного объекта, включая
его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по
своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему
имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противореча­щие
закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных
правомочий имеет существенные особенности, связанные как со специфи­кой
объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъек­тов
(государство, организации, граждане).

Природные ресурсы — особые объекты права собственности,
которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного
происхожде­ния, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют
особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой
устойчивого социально-экономического развития общества и благосостоя­ния
человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природ­ные ресурсы используются
и охраняются в Российской Федерации как осно­ва жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и
окружающей среды в целом — сфера не только и не столько частных, сколько
публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование
от­ношений собственности на природные ресурсы, установление законодатель­ных
ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как от­мечается в
Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на
основе документов Конференции ООН по окружаю­щей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль го­сударства-гаранта сохранности окружающей среды и
экологической безо­пасности, действенность государственного управления и
контроля в области охраны природы*.

________

* См. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 № 440, разд. 2.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую цен­ность
природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владе­ние,
пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допус­кается
законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Граж­данского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство
предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными
ресурсами субъек­ты должны выполнять обязанности по их рациональной
эксплуатации и вос­производству, соблюдать экологические требования по их
охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от
вредно­го влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере
распоря­жения природными ресурсами, которые выражаются в определении его осо­бого
порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания эконо­мических и
экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с
землей, установление максимальных размеров земель­ных участков и целевого
характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и
др. Большая часть природных ресурсов вооб­ще изъята из гражданского оборота,
поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды,
недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов
природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или
во­обще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом
не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права
собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ гово­рится, что понятие
владения неприменимо во всей полноте к водным объек­там, так как сосредоточенная
в них вода находится в состоянии непрерыв­ного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права
собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и
поль­зования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятель­ности
предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные
ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуще­ствляется
государством в основном через управленческие функции его ком­петентных органов
по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и
изъятию, контролю за использованием и охраной ок­ружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по
владе­нию, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены
характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособно­сти,
определенной в уставах и других учредительных документах.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ