Статья 60 :: vuzlib.su

Статья 60 :: vuzlib.su

7
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 60

.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации
может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18
лет.

Комментарий к статье 60

Субъектами комментируемой статьи
являются только граждане Российской Федерации.

Понятие
«самостоятельно» есть выражение автономности гражданина, что
предполагает правовую возможность для гражданина вступать в правоотношения
независимо от других людей, действовать в соответствии со своей внутренней
волей, но в пределах, установленных законом.

Самостоятельное осуществление
прав независимо от других лиц не может рассматриваться как абсолютно свободное
проявление воли управомоченного субъекта. Любое предоставляемое государством
право может иметь ограничения, связанные с возможностью злоупотребления им, или
установленные в целях защиты публичных интересов (см. комментарий к ст. 55).
Поэтому в самостоятельном осуществлении прав воля автономного субъекта всегда
ограничена законом.

Напротив, самостоятельность в
исполнении обязанностей предполагает связанность воли гражданина границами
данной обязанности. За пределами обязанностей, установленных законом, воля
гражданина свободна, но в их пределах она заменена волей законодателя. Здесь о
самостоятельности можно говорить в ином смысле: не другие лица исполняют
обязанность, а непосредственно обязанный гражданин. Это не относится к
добровольно принятым обязанностям, поскольку само их принятие есть одно из
проявлений свободной воли.

Осуществлять свои права и
обязанности можно многими способами: путем действия и бездействия, включающими
в себя возможность иметь, приобретать, изменять или прекращать права; исполнять
обязанности; претерпевать ограничения и лишения, связанные с исполнением
обязанности или несением ответственности.

Понятие «самостоятельно
осуществлять» предусматривает юридически значимое действие или бездействие
самого гражданина, а для гражданских правоотношений — и его представителя. Не
должно складываться впечатление, что данное понятие можно отождествить с
гражданской дееспособностью гражданина. Гражданская дееспособность связана со
способностью гражданина своими действиями приобретать и осуществлять
гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их
(ч. 1 ст. 21 ГК 1994 г.).

В комментируемой статье
говориться о более широком явлении, нежели гражданская дееспособность, которая
выступает лишь как частный случай общей способности гражданина самостоятельно
осуществлять гарантированные государством права и налагаемые им обязанности. И
совпадение установленного Конституцией 18-летнего возраста с возрастом
возникновения полной гражданской дееспособности не означает, что это одно и то
же.

Способность быть кем-то (судьей)
или нести ответственность за что-то (уголовную, административную), не
участвовать в чем-то (осужденные к лишению свободы не участвуют в выборах)
связана не с дееспособностью, а только с приобретением конкретного статуса:
судьи, избирателя, правонарушителя, осужденного, собственника, потерпевшего,
служащего и т.д. Способность иметь конкретный статус и самостоятельно
осуществлять вытекающие из статуса права и обязанности и составляет предмет
регулирования комментируемой статьи.

Только граждане Российской
Федерации обладают в полном объеме правами и обязанностями, предусмотренными
Конституцией и законами. Поэтому объем прав и обязанностей для лиц, не
являющихся гражданами России, может быть иным как по определенному количеству
этих прав и обязанностей (например, иностранцы не несут воинской обязанности),
так и по качественной их стороне (судьями Конституционного Суда не могут быть
иностранные граждане и лица без гражданства).

Полный объем прав и обязанностей,
о котором говорит комментируемая статья, следует понимать и в том смысле, что
они не могут быть произвольно ограничены, приостановлены, а в некоторых случаях
— отменены (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 55 Конституции).

Комментируемая статья говорит о
«своих» правах и обязанностях. Это означает, что речь идет не только
о конституционных правах и обязанностях, одинаковых для всех, но и о правах и
обязанностях, принадлежащих только данному гражданину в качестве его
субъективных прав (обязанностей). Право на жилище станет субъективным правом
только тогда, когда конкретный гражданин будет участником конкретных жилищных
правоотношений — собственником, нанимателем; обязанность платить налоги и сборы
в контексте комментируемой статьи для конкретного субъекта налогового правоотношения
наступит только тогда, когда он приобретает статус налогоплательщика.

Установлением 18-летнего возраста
для осуществления прав и обязанностей в полном объеме не исключены возможности
законодателя устанавливать иные возрастные границы для некоторых конкретных
прав и обязанностей.

Правовая возможность обрести
статус Президента допускается для 35-летних граждан (ст. 81 Конституции); стать
судьей можно, лишь достигнув 25-летия (ст. 119); к ответственности за
умышленное убийство и некоторые другие преступления возможно привлечение
14-летних (ст. 10 УК); брачный возраст может быть снижен до 16 лет (ст. 13
Семейного кодекса); в трудовых правовых отношениях могут участвовать 15-летние.
Есть и другие законодательные решения, в соответствии с которыми необходимый
для обретения того или иного правового статуса возраст может быть увеличен или
уменьшен по сравнению с возрастом совершеннолетия. Это, конечно, не
свидетельствует о законодательном изменении планки совершеннолетия.

Многообразие жизни заставляет
законодателя определять возраст зрелости воли субъектов конкретных
правоотношений по-разному. Это означает, что для приобретения конкретных
статусов устанавливается различный объем нужных юридических фактов, в число
которых наряду с другими включается и возраст. Определение планок возраста,
которого нужно достичь для возможности обретения того или иного статуса, есть
прерогатива законодателя.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ