Глава 12 УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ :: vuzlib.su

Глава 12 УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ :: vuzlib.su

7
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава 12 УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ

.

Глава 12 УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ

Школьный класс – благодатная почва
для культивирования манипуляций.

Одна из основных причин этого
состоит в том, что школьное руководство требует от учителей, чтобы они прежде
всего поддерживали в классах дисциплину, то есть держали учеников под
контролем. Но, как уже говорилось, контроль, осуществляемый даже с самыми
благими намерениями, низводит людей до статуса вещей. Попадая в стены класса,
Джон и Мэри сплошь и рядом превращаются из живых детей, наделенных нормальным
набором человеческих чувств, в безликих «учащихся», в
«галочки» журнала ежедневной посещаемости.

Когда учеников начинают загонять в
общие рамки и навязывать им жесткие правила, игнорируя их индивидуальные
особенности, у многих детей возникает тенденция противостоять контролю вообще.
Каждый из нас наверняка помнит таких «не поддающихся дрессировке»
(учителя называют их «трудными») одноклассников. Мы даже помним их
имена, помним, как они выглядели и что вытворяли, сопротивляясь контролю
учителя: хихикали, гримасничали, задавали неуместные вопросы, отпускали
комментарии и т.д.

Чтобы справиться с многочисленными
манипуляциями такого рода, учитель должен быть гением, – или прибегнуть к ним
сам, что, к сожалению, большей частью и происходит. Может быть вы помните
манипулятивные приемы своих учителей, как плохих, так и хороших, с помощью
которых они пытались сохранять контроль над «возмутителями
спокойствия»: сверлили их взглядом, резко окликали по имени, оставляли
после уроков, делали записи в дневниках, угрожали вызвать родителей, ставили в
угол, выгоняли из класса, отправляли к директору, передразнивали и высмеивали,
пересаживали на первую парту, внушали чувство вины фразами вроде: «Как
тебе не стыдно, я же стараюсь тебе помочь!»

Первое, что бросается в глаза в этих
приемах, – все они негативны и направлены на сохранение или усиление контроля.
Они поощряют конформизм, а не творчество. Как это ни печально, но вместо
декларируемого школой развития сообразительности, изобретательности,
самостоятельности и ответственности манипулятивное поведение учителей
производит прямо противоположный эффект. Это – парадокс современной ситуации в
области образования, и для него нет простого решения.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ