БРАХМАНЫ И ХРАМЫ :: vuzlib.su

БРАХМАНЫ И ХРАМЫ :: vuzlib.su

83
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


БРАХМАНЫ И ХРАМЫ

.

БРАХМАНЫ И ХРАМЫ

Жрецами индуизма, носителями основ его религиозной культуры,
ритуального обряда, этики, эстетики, форм социально-семейного уклада и быта
были члены брахманских каст, потомки тех самых жрецов из варны брахманов,
которые еще до нашей эры являлись носителями религиозных знаний и исполнителями
ритуальных обрядов. Как в системе индуизма, так и в социально-политической
структуре Индии брахманы по-прежнему занимали видное место. Из их числа цари
выбирали себе советников и чиновников, они диктовали народу нормы жизни,
сводившиеся главным образом к строгому соблюдению иерархии каст и определенному
поведению внутри касты. Брахманы были домашними жрецами в богатых, в первую
очередь в самих же брахманских семьях. Из их числа выходили наиболее
авторитетные религиозные учителя — гуру, обучавшие молодое поколение, прежде
всего брахманское, всей мудрости индуизма. Но важнейшей социальной функцией
брахманов как наиболее высокого в Индии сословия было удовлетворение
религиозных потребностей всех остальных слоев населения.

Конечно, в пределах домашних алтарей индийцы были сами себе
хозяева и сами исполняли ежедневные, ежемесячные или ежегодные несложные
ритуальные обряды. Но и в этой сфере домашних алтарей ряд наиболее важных и
ритуально священных действий (например, манипулирование с шалаграмами,
окаменевшими раковинами из Гималаев, считавшимися священными символами у
вишнуитов) исполняли только жрецы-брахманы. Впрочем, участие брахмана в
семейных ритуальных отправлениях всегда желательно, а в наиболее важных
семейных обрядах — свадьба, рождение ребенка, похороны — просто необходимо.

Авторитет брахмана, чей личный престиж всегда опосредован
принадлежностью к наивысшим — брахманским — кастам, в Индии беспрекословен.
Права его огромны: в старой Индии считалось нормальным право брахмана просто
убить, как бешеную собаку, того неприкасаемого (т. е. принадлежащего к низшей
касте, а то и стоящего вообще вне каст мусорщика, золотаря или представителя
иных «подлых» профессий, хорошо известных в Индии каждому, в том числе и самим
неприкасаемым), который посмел «осквернить» его своим грубым прикосновением.
Авторитет этот проявлялся во многом, но прежде всего — в исключительном праве
брахманов приносить жертвы богам в храмах. Храм — это не домашний алтарь. Туда
индийцы входят с благоговейным трепетом, а в вишнуистские храмы (их меньше, и
распорядок там более строг) даже индуистам-невишнуитам и тем более неиндуистам,
например европейцам, проникнуть непросто. Цель посещения храма — даршан, т. е.
возможность благоговейного созерцания идола бога, ощущение причастности к
божественному величию, олицетворенному в помещенной в храме статуе. За право
даршана индуисты оставляют свои скромные подношения; причем существует довольно
твердо разработанная такса оплаты за различного рода услуги жрецов храма или за
различные действия в храме (омовение статуи водой из Ганга, принесение в жертву
некоторых вещей и т. п.).

На эти приношения, в совокупности составляющие немалые
суммы, и существуют многочисленные индуистские храмы с их брахманами. Среди
самих брахманов, обслуживающих храмы, также установлена четкая градация,
связанная с их происхождением и кастой: они делятся на ачария (жертвователи,
знатоки текстов), арчакаров и паттавов (жертвователи с несколько меньшими
правами), шастри (поющие гимны, знатоки философии) и т. п. Только в мелких
деревенских храмах жрецы иногда бывают из небрахманских каст. Храмовые
жрецы-брахманы обычно заняты своим делом всерьез и тратят на него немало
времени и усилий, ибо подготовка к жертвоприношению, расставление культовой
утвари и само богослужение, включая обязанность принять от каждого индуиста его
жертву и донести ее до божества (без посредничества жреца она не дойдет по
назначению), — не такое уж простое дело. Но зато и доходы у них немалые.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ