9. Не пожелай холдинга ближнего :: vuzlib.su

9. Не пожелай холдинга ближнего :: vuzlib.su

55
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


9. Не пожелай холдинга ближнего

.

9. Не пожелай холдинга ближнего

Потом, уже во времена общества
культуры, механизм этих нравственных оценок был осознан, описан, отрефлексирован.
Появились сакральные тексты, скрижали. Если вы посмотрите на содержательную
канву этих текстов, то поймете, что при всей важности этого механизма, он, к
сожалению, не рассчитан на общество, где существуют институты взаимного
кредита, разделения властей и т.д. и т.п. Поэтому ведущиеся в обществе
нескончаемые дискуссии по поводу моральной оценки значимых событий и поступков
(будь то разгром демонстрантов в Тбилиси или схемы Березовского) никогда ни к
чему не приводят. Иногда они приводят к тому, что кого-то сажают в тюрьму, но
это следствие отнюдь не эффективности моральных оценок, а, скорее, разборок во
властной элите.

Именно потому, что механизмы оценок
буксуют, дают сбои, возник тот мучительный кризис, который Дюркгейм
анализировал в конце XIX века. Он писал, что общее сознание распалось,
целостность общества теперь обеспечивает механизм регламентации, но закон не
является адекватной заменой морали, закон сплошь и рядом приходит с ней в
противоречие. Общее сознание распалось, и предстоит огромная, кропотливая
работа на целую эпоху для того, чтобы восстановить его. Но возобновление общего
сознания не означает, что мы полезем обратно на деревья, что опять возродятся
институты тотема или табу – это будет совершенно иной тип общества.

Предприниматель совершает крохотный
первый шажок в сторону общества, предсказанного Дюркгеймом, корпорации нового
типа. Поэтому, безусловно, старые механизмы оценки, которые сидят в нас и
работают, не могут способствовать выработке нравственного взгляда на
предпринимательские схемы. Нужно нечто совершенно иное.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ