3. Информационно-математический блок знаний о власти (арифметика, алгебра и геометрия власти, информатика власти)...

3. Информационно-математический блок знаний о власти (арифметика, алгебра и геометрия власти, информатика власти) :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3. Информационно-математический блок знаний о власти (арифметика, алгебра
и геометрия власти, информатика власти)

.

3. Информационно-математический блок
знаний о власти (арифметика, алгебра и геометрия власти, информатика власти)

Важной и перспективной
характеристикой и тенденцией любой власти, как и любой области науки о власти,
является стремление к оп­ределенности, точности, четкости. Разумеется, речь
здесь идет о власт­ных лицах, заинтересованных в конечном успехе осуществления
власт­ных функций. Что же касается реальной практики властвования, то в ней
нередко используются любые способы и методы, в том числе хит­рости, уловки,
обман. Но это уже относится к путям прихода к власти, удержания власти и т. д.

В данном блоке знаний мы хотим
отметить те области науки, ко­торые могут и должны способствовать укреплению
власти и ее реа­лизации. Это блок математического знания, а теперь в растущей
сте­пени — математически-информационного. Здесь на первом плане стоит сама
математика (от арифметики до высшей математики). Здесь же и информатика,
получившая за последние полвека огромное развитие как наука.

Арифметика власти (англ. arithmetic
of power, от греч. arithmos — число) — образное осмысление, а также поддающееся
теоретическому

* Подорога В. А. Власть и познание
(археологический поиск М. Фуко) // Власть. Очерки современной политической
философии Запада. М., 1989. С. 206.

**См.: Философия власти. М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1993. С. 80.

описанию изложение начал, основ
власти, которые должны быть xopoшо знакомы каждому гражданину и позволять ему
понимать, подсчиты­вать свои выгоды, трудности и неудачи, плюсы и минусы,
обусловлен­ные реальной властной практикой. Без преувеличения можно сказать,
что в случае серьезного выделения наук о власти, системы ее областей,
несомненно, речь пойдет и об арифметике власти как изначальной ком­плексной области
кратологии, подобно тому как правомерно и обраще­ние к азбуке власти.

Арифметика, математическое
осмысление и классификация знаний о власти, об обществе в целом — процедура,
восходящая к истокам древнего мира, мыслителям прошлых веков.

Т. Гоббс (1588—1679) не зря писал:
«Искусство строительства и сохранения государства, подобно арифметике и
геометрии, основано на определенных правилах, а не только на практике (как игра
в тен-. нис)»*.

Через века проходят попытки
выдвижения и обдумывания фило­софии математики, философии физики, философии
геометрии, а вслед за ними и философии власти, философии политики и филосо­фии
права.

Нидерландский философ Б. Спиноза
(1632—1677), будучи последо­вательным сторонником французского философа —
математика и ес­тествоиспытателя Р. Декарта (1596—1650) и следуя его методу,
считал, что только математический способ мышления ведет к истине. Это поз­воляет
человеку лучше познавать свои собственные силы и порядок природы, помогает ему
руководить собой, устанавливать для себя пра­вила и воздерживаться от
бесполезных вещей**. Эти идеи пронизыва­ют главный труд Б. Спинозы «Этика,
доказанная в геометрическом по­рядке» (1677)***.

Путем такого рода
математико-геометрического анализа Б. Спино­за приходил к выводу, что
«общество может утвердиться только в том случае, если оно присвоит себе
право каждого мстить за себя и судить о том, что хорошо и что дурно. А потому
оно должно иметь власть пред­писывать общий образ жизни и установлять законы,
делая их твердыми не посредством разума, который ограничить аффекты не в
состоянии, но путем угроз. Такое общество, зиждущееся на законах и власти само­сохранения,
называется государством, а люди, находящиеся под защи­той его права, —
гражданами»****.

Для нас подобные экскурсы особенно
полезны потому, что они по­казывают, как самыми разнообразными путями и с
применением на ка­ждом этапе истории возможностей всех наук шло нелегкое
познание та­ких сложных и загадочных феноменов, как общество, государство,
власть.

Сегодня можно как угодно
воспринимать В. И. Ленина, судить о нем, критиковать и его мысли, и его дела,
но остается фактом, что у не­го есть немало оценок, суждений и характеристик,
вошедших в арсенал (особенно кратологический, политический) человеческой мысли.

Увлеченный, подчас излишне увлеченный,
собственно полити­кой, он сказал немало интересного о том, что относится к
самой

 * Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М.: Мысль,
1991. Т. 2. С. 162; см. также с. 30, 31, 508.

** Краткая философская энциклопедия.
М., 1994. С. 434.

*** Антология мировой философии: В
4т. М., 1971. Т. 2. С. 350.

****Тамже.С.391.

власти. «Политика больше похожа
на алгебру, чем на арифметику, и еще больше похожа на высшую математику, чем на
низшую»*. Это из знаменитого в свое время ленинского труда «Детская
бо­лезнь «левизны» в коммунизме». Чуть раньше на страницах этого
же труда он писал: «…политика есть наука и искусство, которое с не­ба не
сваливается, даром не дается…»** Хотя в центре высказыва­ний здесь
звучит политика, но к власти это относится даже в еще большей мере.

Власть больше похожа на алгебру, чем
на арифметику. Но труд­ность пока еще в том, что теория власти с позиций ее
социального смысла и роли толком еще не осмыслена и не разработана. Поэтому по­ка
можно сказать так: алгебра власти (algebra of power) — это форми­рующаяся
область знания, образное выражение, характеризующее .сложности познания и
функционирования механизмов власти, и прежде всего государственной власти,
трудности освоения политическими ли­дерами своих обязанностей, обретения опыта
властвования и умения ориентироваться в коридорах власти.

В перспективе алгебра власти может и
должна оформиться в каче­стве одной из комплексных областей знаний о власти
наряду с анатоми­ей власти, географией власти, философией власти, физикой
власти и другими областями знаний о власти. Алгебра власти вполне может быть
представлена в виде определенной суммы знаний высокого поряд­ка сложности в
области теории и практики власти. В ней правомерно применение и использование
математического аппарата и математиче­ского моделирования.

Больше того, можно пользоваться и
этими, и другими понятиями в теории власти. Таков, например, алгоритм власти —
заимствованное в высшей математике понятие, позволяющее применительно к сложной
сфере власти и государственной службы характеризовать набор правил, опирающихся
на знания, опыт и интуицию властвующего субъекта и дающих ему возможность
практически без дополнительных усилий ре­шать ту или иную государственную
(политическую) задачу из некоторо­го класса однотипных задач.

Поскольку с вычислительными процедурами
связаны такие науки, как геометрия и тригонометрия, мы упоминаем и о них в этом
блоке знаний.

Геометрия власти (англ. geometry of
power, от греч. geometria—зе­млемерие) — межотраслевая прикладная дисциплина,
формирующаяся наука о пространственном распространении и распределении власти,
ее объемах, а также способах их изучения и измерения.

Ученые разных эпох и направлений не
раз обращались к проблема­тике геометрии при осмыслении общественных и
естественных явлений и процессов. Так, о геометрии вел речь Д. Юм (1711—1776) в
«Трактате о человеческой природе»***.

Особенно много рассуждал о геометрии
Т. Гоббс. В своем знаме­нитом произведении «Левиафан, или Материя, форма и
власть госу­дарства церковного и гражданского» (1651) он писал:
«…если ариф­метика учит нас сложению и вычитанию чисел, то геометрия
учит нас тем же операциям в отношении линий, фигур (объемных и плоских),

* Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т.
41. С. 88.

** Там же. С. 65.

*** См.: Антология мировой
философии: В 4 т. Т. 2. С. 589—590.

 узлов, пропорций, времен, степени
скорости, силы, мощности и т. д.»*.

Т. Гоббс не зря называл геометрию
«матерью всех естественных на­ук»** и отмечал, что «Платон,
величайший из греческих философов, не принимал в свою школу тех, кто не был уже
в той или иной мере зна­ком с геометрией»***. А еще ранее в «Основах
философии» (1655) Т. Гоббс прямо называл геометрию частью философии****,
говорил и о физике как части философии, о философии морали и философии госу­дарства,
подчеркивал важность геометрии и физики для понимания фи­лософии
государства*****.

Есть основания полагать, что рано
или поздно эта проблематика будет способствовать более глубокому и
обстоятельному познанию фе­номена власти.

На базе математического знания, его
методологии и процедур наи­более серьезные перспективы для власти открывает
информатика, представляющая собой крупнейший социокультурный феномен совре­менности.

Входя в XXI век, государства, наука,
граждане стремятся понять, уяснить, установить, какие ориентиры, какие маяки
должны быть для них главными, из чего исходить, чтобы устроить благополучную,
обеспеченную, безопасную, стабильную жизнь человека и общества. В числе этих
маяков на переломе столетий, эпох и тысячелетий мож­но назвать по меньшей мере
семь важнейших ключевых факторов, слагаемых, проблем, являющихся определяющими
и для России, и для человечества. Это — Экономика, Власть, Информатика,
Образова­ние, Наука, Культура, Право. Вокруг этих вопросов идут и будут идти
обсуждения и споры, вокруг них будут сосредоточены усилия, направ­ленные на то,
чтобы получить иной мир, более полно отвечающий ин­тересам и надеждам людей
всех возрастов, наций, сословий, людей бо­гатых и тех, кто хочет уйти от
бедности и нищеты, изменить жизнь к лучшему.

Столь многопланово охватить насущные
ключевые вопросы в од­ной книге, конечно, вряд ли возможно. Поэтому мы
обратились лишь к некоторым, но очень важным вопросам, прямо связанным с
властью, а в данном случае и с информатикой. Безусловно, власть должна стано­виться
все более демократичной и стабильной и обеспечить успокоение и подъем России. И
служить ей должно такое относительно новое явле­ние, как информатика,
открывающая перспективы благополучного ин­формационного общества.

Недавние наши публикации последнего
времени в условиях существо­вания новой Конституции Российской Федерации и
многих законодатель­ных актов, регулирующих функционирование властной сферы и
местно­го самоуправления, позволяют, как нам представляется, по-новому взгля­нуть
на власть, глубже ее осмыслить, полнее понять ее определяющую роль в
политической жизни, в выработке и проведении в жизнь различных направлений
политики и строить собственно власть по-новому.

* Гоббс Т. Соч.: В 2 т. / Пер. с
лат. и англ. М.: Мысль, 1991. Т. 2. С. 30; см. также с. 33, 79, 274, 507.

**Тамже. С. 510.

*** Там же.

**** См.: Гоббс Т. Соч. М., 1989. Т.
1. С. 123.

***** См. там же. С. 125.

Сегодня главным помощником, условием
успехов власти становит­ся информация, информатика, информатизация. Именно
развитие ин­формации, новаторское осмысление информатики, осуществление ин­форматизации
различных сторон жизни людей, создание воистину но­вого информационного
общества создают совершенно новые, особые условия и перспективы жизни общества,
развития его экономики, вла­сти, образования, науки, культуры и в целом движения
к будущему. Причем надо обратить внимание на то, что, как уже отмечалось в печа­ти,
информация и информатика играют всевозрастающую социальную роль*. Именно эта
мысль и лежит в основе настоящей главы.

Информация (от лат. informatio —
разъяснение, изложение) — одно из фундаментальных понятий современной науки и
политики; первона­чально — сведения, передаваемые людьми устно, письменно или
иным способом; с середины XX века — обмен сведениями между людьми, че­ловеком и
автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в жи­вотном и растительном
мире, передача признаков от клетки к клетке и т. д. Сбор, получение, анализ,
хранение, выдача, использование инфор­мации — важнейшее условие
функционирования общества, государства и власти.

В нынешних средствах массовой
информации, особенно работаю­щих в интересах властей, принято различать
информацию достовер­ную, надежную, объективную, т. е. новости, подтвержденные
видеокад­рами или ежедневными сообщениями о событиях, являющихся темой
регулярных передач программ новостей без комментариев; информа­цию
разоблачительную; кратологическую, политическую информацию с анализом событий.

Российский ученый И. И. Юзвишин
предложил название новой уни­версальной науки — информациология и опубликовал
монографии под таким названием (1993, 1996)**. По его мнению, это — наука,
включа­ющая фундаментальное исследование процессов и явлений микро- и ма­кромиров
Вселенной, обобщение практического и теоретического ма­териала
физико-химических, астрофизических, ядерных, биологиче­ских, гуманитарных и
других исследований с единой информационной точки зрения.

В интересах общества и власти
выделяют отдельные классы ин­формации: научная, техническая, технологическая,
социальная, поли­тическая, экономическая, психологическая, нормативная,
экологиче­ская, космическая, гуманистическая, военная, оборонная, разведыва­тельная
и др. Целесообразно, на наш взгляд, специально выделять кратологическую
информацию.

Сегодня одной из важнейших сторон
деятельности государствен­ной власти в России является решение проблем
информатизации стра­ны. В соответствующем федеральном законе указывается, что
инфор­матизация представляет собой организационный, социально-экономический

* См.: Готт В. С., Семенюк Э. П.,
Урсул А. Д. Социальная роль информа­тики. М.: Знание, 1987. 64 с.; Сухина В. Ф.
Человек в мире информатики. М.: Ра­дио и связь, 1992. Ill с.; Моргунов Е. Б.
Человеческие факторы в компьютер­ных системах. М.: Тривола, 1994. 272 с.;
Халипов В. Ф. Власть и информатика// Интеллектуальный мир. 1997. № 13. С. 4.

** Юзвишин И. И. Информациология,
или Закономерности информацион­ных процессов и технологий в микро- и макромирах
Вселенной. 4-е изд. М.: Ра­дио и связь, 1996. 215 с.

 и научно-технический процесс
создания оптимальных усло­вий для удовлетворения информационных потребностей и
реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного са­моуправления,
организаций, общественных объединений на основе формирования и использования
информационных ресурсов. Право­мерно считать, что именно здесь проверяется и
оценивается уровень зрелости общества, развитости страны, степень готовности
государст­венной власти к наилучшему исполнению своего предназначения, сво­ей
роли.

Вступая в XXI век, народ —
властитель в демократическом общест­ве — и может, и должен обладать
всеобъемлющей информацией, уве­ренно ориентироваться в информатике как системе
знаний и совокуп­ности технических средств и систем, активно участвовать в
процессах информатизации своей жизни.

Сегодня лидирует тот, кто владеет
полной и своевременной ин­формацией. Целенаправленная информация важна для
создания имиджа властей, политики и политиков, она способна организовы­вать и
направлять поведение больших групп людей. Возрастание ро­ли такой информации
привело к появлению политического марке­тинга (рынка).

В последние годы в России проблемы
информации, информатики, информатизации выделяются на государственном уровне во
многих до­кументах властей — законах, указах, постановлениях, ориентирующих
деятельность министерств и ведомств. Эти документы предусматрива­ют создание и
функционирование многочисленных информационных (информационно-аналитических)
центров, управлений, иных подразде­лений во властно-административных, научных,
образовательных струк­турах.

В настоящее время информатика вышла
на широкие социальные просторы, ее роль постоянно растет и будет расти.

Информатика (information sciences) —
отрасль науки, изучающая структуру и свойства научной информации, вопросы ее
сбора, хранения, поиска, обработки и использования. Она многое дает обществу и
власти, но и многого от них требует. Во главе процесса внедрения и развития
информатики должны стоять главные действующие субъекты об­щества и государства,
олицетворяющие реальную (в том числе инфор­мационную) власть.

Для власти настала пора
информационного реализма, деловитости, системного научного подхода. Именно
реализм побуждает признать, что сегодня в России школьники знают об информатике
больше, чем взрослые. Место информатики теперь не только в рядах технических*,
но и среди гуманитарных наук. Наряду с общей информатикой нужны история
информатики, теоретическая и практическая информатика, со­циальная информатика,
экономическая, прикладная, сравнительная, экспериментальная, вспомогательная,
военная информатика, социоло­гия и философия информатики, психология информатики
и даже этика

* См.: Система и средства
информатики: Ежегодник//АН СССР. М.: Нау­ка, 1989. 258 с.; Киныгин Ю. М.
Индустрия информации. Киев, 1987. 151 с.; Бау­эр Ф. Л., Гооз Г. Информатика:
Ввод. курс: В 2 ч. / Пер. с нем. М.: Мир, 1990. Ч. 1. 324 с.; Ч. 2. 742 с.;
Системная информатика. Новосибирск: Наука, 1991. 295 с.;

Прикладная информатика. Сб. ст. /
Под ред. В. М. Савинкова. М.: Финансы и статистика, 1989. 190с.

и эстетика информатики и, наконец,
правовая информатика и информа­тика власти*.

Информатика для власти — это предмет
неустанных забот и хло­пот. Необходим поворот внимания к ней общественных наук,
системы образования и простых граждан.

Крайне важное значение приобретает
информационная безопас­ность — защита информации, программ и информационных
сетей от несанкционированного доступа к ним, осуществляемого с целью рас­крытия,
изменения, использования или разрушения тех или иных дан­ных. Такая
безопасность необходима в системе государственной власти, особенно в ее высших
сферах и силовых структурах. Достигается она посредством применения
программных, аппаратных и криптографиче­ских методов и средств защиты, а также
путем использования комплек­са соответствующих организационных действий и мер.

Информатика как важнейшая сфера
деятельности требует основа­тельного правового оформления. Можно вспомнить, в
частности, что еще в 1991 году в стране вышла в свет книга Ю. М. Батурина
«Пробле­мы компьютерного права». К настоящему времени издано много
право­вых документов в области информатизации. На повестке дня — оформ­ление
самостоятельной области права — информационного права. Та­кие шаги делаются и
на Западе, и в России. У нас появились свои первые научные и учебные издания по
информационному праву**, дей­ствуют кафедры, лаборатории в целом ряде вузов.
Это проблема, кото­рая сейчас рассматривается и изучается в высшей школе самых
различ­ных государств.

Информация, информатизация,
информатика, информационное право для общества, для государственной власти —
это область безого­ворочно приоритетная, открывающая перед властью, перед всеми
гра­жданами впечатляющие перспективы решения важнейших проблем, со­хранения
России в ряду уважаемых стран мирового сообщества. Только чрезвычайно важно не
допустить информационной диктатуры, ибо рас­тущий уровень информатики делает
все более реализуемой задачу от­слеживания каждого крупного шага каждого
человека на планете, и станет посильным управление всей планетой из мощного по
информа­ционным ресурсам центра.

Завершая
информационно-математический блок знаний о власти, мы переходим теперь к
заключительному блоку данной главы и прак­тически всей книги. Мы выходим на
технико-технологический блок знаний, который фактически связан со всей наукой о
власти в широком

* Первые издания уже вышли: Рожнов
В. А., Рожнова С. В. Почвенная ин­форматика. М.: Изд-во МГУ, 1993. 189 с.;
Правовая информатика и кибернети­ка / Под ред. Н. С. Полевого. М.: Юрид. лит.,
1993. 528 с.; Расюлов М. М., Эль-кин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика
и управление в сфере пред­принимательства: Учеб. пособ. М.: Юристъ, 1996. 480
с.; Евдокимов В. В. и др. Экономическая информатика: Учебник. Спб.: Питер,
1997. 592 с.; Экономиче­ская информатика и вычислительная техника: Учебник //
П. А. Титоренко, Н. Г. Черняк, Л. В. Еремин и др. М.: Финансы и статистика,
1996. 336 с.; Скрипкин Н. Г. Финансовая информатика: Учеб. пособ. М.: ТЕИС,
1997. 160 с.; Халипов В. Ф. Информатика и власть: Интеллектуальный мир. 1997. №
4. С. 13. Халипова В. Е. Информатика и право: коэволюция и интеграция. М.:
Изд-во МГУ, 1998. 44 с.

** См.: Агапов А. Б. Основы
государственного управления в сфере инфор­матизации в Российской Федерации. М.:
Юристъ, 1997. 344 с.; Копылов В.А. Ин­формационное право: Учеб. пособ. М.:
Юристъ, 1997. 472 с.

смысле слова. Дело в том, что он
питается от всех других комплексов знаний и во многом важен для них и полезен,
так как сам насыщает их мыслями, идеями, предложениями, прямо относящимися к
технике и процедурам правления. Как же с учетом технико-технологических со­ображений
строить власть, что учитывать, с чем считаться, из чего ис­ходить, чем
руководствоваться, чего достигать?

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ