Тоталитарное разложение души :: vuzlib.su

Тоталитарное разложение души :: vuzlib.su

36
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Тоталитарное разложение души

.

Тоталитарное разложение души

Тоталитарный режим действует разлагающе на души людей, навя­зывая
им целый ряд болезненных уклонов и стереотипов, которые, как волны в ветреную
погоду, распространяются в виде психической заразы и въедаются в ткань души. К
ним, говорит Ильин, относятся: политическое доносительство (чаще всего заведомо
ложное), лице­мерие и ложь, утрата чувства собственного достоинства и утриро­ванный
патриотизм, мышление чужими мыслями, готовые трафа­реты в мыслях и поступках,
льстивое раболепство, культ личности вождя и постоянный страх. Если для
демократии нужны смелость мысли и продуктивность реального дела, то для
деспотизма нужны страх, который пронизывал бы все от верха до низа, и полное по­слушание
воле вождя. «Все люди равны в республиканских государ­ствах, они равны и в
деспотических государствах: в первом случае — потому, что они — всё, во втором
— потому, что все они — ничто». Герой пьесы А. Афиногенова «Страх»,
поставленной в 1931 г., про­фессор Бородин говорит: «80 процентов всех обследованных
живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молоч­ница боится
конфискации коровы, крестьянин — насильственной коллективизации, советский
работник — непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне,
научный работник — обвинения в идеализме, работник техники — обвинения во вреди­тельстве.
Мы живем в эпоху великого страха».

Это очень тонкая и точная характеристика моральной атмосфе­ры
советской страны того времени. Тогда во всех умах царил страх, на всех лицах —
недоверие и подозрительность, исчезло взаимное доверие, у многих улетучились
честь и чувство собственного достоинства, люди не доверяли друг другу, одни
следили за поступками и мыслями, настроениями других, являясь для них сыщиками,
сви­детелями и судьями. Так возникла привычка подчиняться чужой воле и чуждым
(для духа народа) законам и государственным учреждени­ям. Характеризуя
изменения, происшедшие в период культа личнос­ти, можно использовать слова
Гегеля: «Образ государства как ре­зультата своей деятельности исчез из сердца
гражданина… незначи­тельному числу граждан было поручено управление
государственной машиной, и эти граждане служили только отдельными шестеренка­ми,
получая значение только от своего сочетания с другими».

В этих условиях целостность нравственной жизни народа распа­лась.
Но Кант утверждал, что нельзя принудить человека быть счас­тливым так, как того
хочет другой. Каждый вправе искать своего счастья на том пути, который ему
самому представляется хорошим, если он только этим не нанесет ущерба свободе
других в их стрем­лении к подобной цели. Правление отеческое, при котором
поддан­ные, как малые дети, не в состоянии различить, что для них полезно, а
что вредно (за них это решает глава государства), — такое прав­ление есть
величайший деспотизм. Правление должно быть не оте­ческим, а отечественным,
объединяющим правоспособных граждан.

Безоговорочное повиновение, по Монтескье, предполагает неве­жество
не только в том, кто повинуется, но и в том, кто повелевает: ему незачем
размышлять, сомневаться и обсуждать, когда достаточ­но только приказать.
Деспотизм так ужасен, что губит даже самих деспотов, разлагая их душу.
Извращенная психология тирана с от­кровенной циничностью выражена Нероном,
сказавшим: «Я желаю, чтобы у народа была только одна голова».

Побороть больные феномены человеческой душе нелегко. Для
этого, как показывает опыт жизни, требуются немалое время, чест­ное и
мужественное самосознание, очистительное и искреннее по­каяние, новые привычки
к независимости и самостоятельности и, главное, новая система воспитания и
духовного возрождения.

В заключение следует сказать, что политическая система
общества так же, впрочем, как и экономическая, теснейшим образом за­вязаны на
духовную жизнь общества. И тут происходят тончайшие взаимодействия, ведущие к
взаимоопределению различных сфер социального бытия. Подобно тому как организм в
целом страдает от заболевания особо важных своих систем, точно так же ненормаль­ное
или слабое функционирование той или иной сферы в жизни общества ведет к болезни
общества в целом. Секрет здоровья обще­ственного организма, как и организма
единичного человека, зависит от гармонии всех сфер и систем в едино-целостности
социального организма.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ