Тема  8. Идея общественно-исторической закономерности :: vuzlib.su

Тема  8. Идея общественно-исторической закономерности :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Тема  8. Идея общественно-исторической закономерности

.

Тема  8. Идея общественно-исторической закономерности

Нельзя претендовать на знание природы общества и его
истории, не изучив социально-исторические закономерности: это решающий принцип
в подходе к исследованию любых явлений сущего, в том числе и
социально-исторической реальности.

История общества отличается от истории природы прежде всего
тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама. Жизнь общества во всей
ее полноте, со всеми ее порой кажущимися аб­сурдными событиями есть все-таки не
хаотическое нагромождение случайностей, а в целом упорядоченная организованная
система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и раз­вития.

В своих действиях люди исходят из потребностей и мотивов,
преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действу­ют
сознательно. Действия индивидов сливаются в поток действий масс, социальных
групп, партий, правительств. В ходе обществен­ной жизни возникают и борются
прогрессивные и реакционные, передовые и устаревшие, правильные и ложные идеи.
Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и групповых, националь­ных и
межгосударственных целей и интересов. Бушует море чело­веческих страстей —
возвышенных и низменных, благородных и от­вратительных. Бурлит поток
противоречивых чувств — любви и не­нависти, добра и зла.

Существует ли логика истории? Можно ли найти в чередовании
отдельных событий какой-то порядок и направленность? Или соци­альная жизнь —
это недоступный пониманию хаос? В лабиринте истории тянется нить Ариадны —
общественная закономерность. Вне общественной закономерности немыслима никакая
жизнь людей, ибо тогда, не имея твердой точки опоры, ни в чем нельзя было бы
быть уверенным, ничто нельзя было бы знать и предвидеть и ни за что нельзя было
бы поручиться.

Однако не надо представлять дело так, будто история
развивается вне и помимо деятельности человека. Люди своими совокупными
усилиями, а не какие-то надличностные силы творят историю. Оп­ределенные
общественные отношения точно так же являются про­дуктом деятельности людей, как
и станок, и компьютер. И хотя за­коны общественного развития проявляются в
совокупной сознатель­ной деятельности людей, они тем не менее носят не
субъективный, а объективный характер, ибо не зависят от воли и сознания отдель­ных
(обычных) индивидов. Поэтому-то хотя законы истории и со­здаются самими людьми,
но люди потом уже подчиняются их власти как чему-то надличностному: тогда
говорят, что законы «управляют» ходом исторических событий.

Так в чем же суть общественной закономерности? Законы разви­тия
общества — это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи
явлений общественной жизни, характеризующие основную на­правленность
социального развития. Так, с увеличением материаль­ных и духовных благ
возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует
потребление, а потребности определя­ют само производство; прогресс общества
закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом
процес­се и т.д.

Само определение законов истории порождает вопрос: анало­гичны
ли они законам природы или у них есть своя специфика и если да, то в чем она
заключается? Разумеется, между этими зако­нами имеется нечто общее: и те и
другие отвечают всем характе­ристикам понятия закона, т.е. вскрывают
необходимое, существен­ное в явлении: как таковые, они действуют объективно.
Специфика же общественных законов, в о – п е р в ы х, состоит в том, что они
возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны. В о – в т о р ы х,
как уже отмечалось, законы природы происходят, в то время как законы развития
общества делаются. В – т р е т ь и х, это показывает их более сложный характер,
что зависит от высо­кого уровня организации социума как формы движения
реальности. Мир разумных существ управляется далеко не с таким совершен­ством и
с такой точностью, как мир физический: хотя у него и есть свои специфические
законы, он не следует им с той неукос­нительностью, с которой физический мир
следует своим законам. Отдельные разумные существа, обладая свободой воли и
своево­лием, могут заблуждаться и поэтому могут и не соблюдать, нарушать
(вольно или невольно) законы общества. В – ч е т в е р т ы х, в жизни и развитии
общества значительно больший удельный вес и место имеют статистические законы:
в исторических событиях очень многое подвластно случайности.

Индивидуальное в историй — это конкретная форма обнаруже­ния
существенно общего. Но в общественной жизни, в истории уникальность,
неповторимость событий обретает наибольшую пол­ноту. Общее здесь не нивелирует
единичное, как бы обезличивая его, но, напротив, может осуществляться только
при условии наи­большей полноты проявления уникального, выступая не как дина­мические
законы природы (например, закон тяготения), а как ста­тистические, как
тенденция, допускающая отклонения в сторону от магистрального пути всемирной
истории. При этом обществен­ный закон выступает не просто как тенденция
(которая и сама может оказаться случайной, скоропреходящей), а как ведущая, ос­новная
тенденция.

Случайность в истории выступает как более или менее
адекватная форма проявления необходимости. Здесь случайности, как бы вза­имно
«погашаясь», способствуют выявлению определенной законо­мерности. Но есть
случайности другого типа, которые, являясь для исторического процесса чем-то
посторонним, вторгаясь как бы co стороны, могут внести в него серьезные и
подчас роковые коррективы.

Общество в своем развитии проходит качественно определен­ные
этапы. На каждом из них действуют и общие законы, харак­теризующие именно
повторяющееся, устойчивое в истории, и спе­цифические, проявляющиеся только в
ограниченном историчес­ком времени и пространстве. Общие и особенные законы
взаимо­связаны и должны изучаться в единстве, поскольку последние ха­рактеризуют
качественную определенность каждой общественно-экономической формации,
показывая ее исторически преходящий, изменчивый характер. Общие же законы
составляют как бы неви­димую нить, которая связывает все этапы развития
человечества в единое целое.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ