О роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя ::...

О роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя :: vuzlib.su

100
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


О роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя

.

О роли личности в истории: стратегический ум, характер и
воля вождя

Временами социальные мыслители преувеличивали роль личности,
прежде всего государственных деятелей, полагая, что чуть ли не все решается
выдающимися людьми. Короли, цари, политические вожди, полководцы якобы могут
управлять и управляют всем ходом истории, как своего рода кукольным театром.
Разумеется, роль лич­ности велика в силу особого места и особой функции,
которую она призвана выполнять. Философия истории ставит историческую лич­ность
на подобающее ей место в системе социальной действитель­ности, указывая что она
может сделать в истории, а что не в ее силах.

Всемирно-исторические личности являются не только практи­ческими
и политическими деятелями, но и мыслящими людьми, ду­ховными руководителями,
понимающими, что нужно и что своевре­менно, и ведущими за собой других, массу.
Эти люди, пусть интуи­тивно, но чувствуют, понимают историческую необходимость
и по­тому, казалось бы, должны быть в этом смысле свободными в своих действиях
и поступках. Но трагедия всемирно-исторических лич­ностей состоит в том, что
«они не принадлежат самим себе, что они, как и рядовые индивиды, суть только
орудия Мирового духа, хотя и великое орудие». Судьба, как правило, складывается
для них несчастливо.

Народ, по словам И.А. Ильина, есть великое раздельное и
рассе­янное множество. А между тем его сила, энергия его бытия и
самоутверждения требуют единства. Единство же народа требует очевидного
духовно-волевого воплощения — единого центра, лица, выда­ющейся умом и опытом
персоны, выражающей правовую волю и государственный дух народа. Народ нуждается
в мудром вожде, как сухая земля в хорошем дожде.

За всю историю человечества произошло огромное множество
событий, и всегда они направлялись различными по своему мораль­ному облику и
разуму личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или
посредственными, волевыми или безвольными, прогрессивными или реакционными.
Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии,
народного движения, политической партии, личность может оказывать на ход и
исход исторических событий разное влияние: положительное, отри­цательное или,
как это нередко бывает, и то и другое. Поэтому обществу далеко не безразлично,
в чьих руках сосредоточивает­ся политическая, государственная и вообще административная
власть.

Выдвижение личности обусловливается и потребностями обще­ства,
и личными качествами людей. «Отличительная черта подлин­ных государственных
деятелей в том именно и состоит, чтобы уметь извлечь пользу из каждой
необходимости, а иногда даже роковое стечение обстоятельств повернуть на благо
государству».

Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно
данного человека — это случайность. Необходимость же этого вы­движения
определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы
главенствующее место заняла личность имен­но такого рода. Н.М. Карамзин так
сказал о Петре Первом: «Народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился!» То,
что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время, —
чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на
его замену, и такая замена найдется. Зачастую в силу исто­рических условий
весьма видную роль приходится играть просто способным людям и даже
посредственным. Об этом мудро сказал Демокрит: чем «менее достойны дурные
граждане получаемых ими почетных должностей, тем более они становятся
небрежными и исполняются глупости и наглости». В связи с этим справедливо
предостережение: «Остерегайся занять благодаря случайностям пост, который тебе
не по плечу, чтобы не казаться тем, чем ты не являешься на самом деле».

В процессе исторической деятельности с особой остротой и
выпуклостью выявляются и сильные, и слабые стороны личности. И то и другое
приобретает порой огромный социальный смысл и оказывает влияние на судьбы
нации, народа, а порой даже и че­ловечества.

Поскольку в истории решающим и определяющим началом яв­ляется
не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа, как дерево от почвы, на
которой оно растет. Если сила легендарного Антея заключалась в его связи с
землей, то социальная сила личности — в ее связи с народом. Но тонко
«подслушивать» мысли народа способен только гений.

Как бы гениальна ни была историческая личность, она в своих
поступках детерминирована сложившейся совокупностью общест­венных событий. Если
же личность начинает творить произвол и возводить свои капризы в закон, то она
становится тормозом и в конечном счете из положения кучера экипажа истории
неминуемо попадает под его беспощадные колеса.

Деятельность политического вождя предполагает способность
глубокого теоретического обобщения внутренней и международ­ной обстановки,
общественной практики, достижений науки и куль­туры в целом, умение сохранять
простоту и ясность мысли в не­вероятно сложных условиях социальной
действительности и испол­нять намеченные планы, программу. Мудрый
государственный де­ятель умеет зорко следить не только за общей линией развития
событий, но и за многими частными «мелочами» — одновремен­но видеть и лес, и
деревья. Он должен вовремя заметить измене­ние в соотношении социальных сил,
прежде других понять, какой путь необходимо избрать, как назревшую историческую
возмож­ность превратить в действительность. Как сказал Конфуций, человека,
который не заглядывает далеко, непременно ждут близкие беды. Высокая власть
несет, однако, и тяжелые обязанности. В Биб­лии сказано: «И от всякого, кому
дано много, много и потребуется» (Лук. 12, 48).

При любой форме государственного устройства на уровень главы
государства выдвигается та или иная личность, которая призвана играть
чрезвычайно ответственную роль в жизни и развитии дан­ного общества. От
руководителя государства зависит очень многое, но, разумеется, далеко не все.
Многое зависит от того, какое обще­ство его избрало, какие силы его вынесли на
уровень главы госу­дарства. Народ — это не однородная и не одинаково
образованная сила, и от того, какие группы населения оказались в большинстве на
выборах, с какой мерой понимания они осуществили свой граж­данский долг, может
зависеть судьба страны. Можно лишь сказать: каков народ, такова и избранная им
личность.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ