Поздний  эллинизм :: vuzlib.su

Поздний  эллинизм :: vuzlib.su

66
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Поздний  эллинизм

.

Поздний  эллинизм

В начале темы мы говорили об относительности классификации
философии по школам и направлениям. Наглядным примером тому является поздний
эллинизм. Строго говоря, именно к этому периоду следовало бы отнести учение
стоиков, ибо наивысшего расцвета оно достигло в Древнем Риме. Уместен здесь и
пример эпикуреизма, ко­торый уже в период позднего эллинизма развивал Тит
Лукреций Кар. По существу, и учение неоплатоников имеет корни в класси­ческой
античности. Эта закономерность будет прослеживаться на протяжении всего
последующего изложения. Стоит ли этому удив­ляться? Философия — это грандиозное
Целое, которое развивается из своих основ…

Неоплатонизм — учение, систематизирующее основные идеи
Платона с учетом идей Аристотеля. Личностный пафос неоплатониз­ма — в
сохранении внутреннего покоя личности. Это было актуально в эпоху дряхления и
распада Римской империи.

Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка
диалектики платоновской триады — Единое — Ум — Душа и доведе­ние ее до
космическою масштаба.

Главным в философии неоплатоников становится учение о Еди­ном
как трансцендентном начале, которое выше всех иных катего­рий, включая Ум и
Душу. Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему явленному и всему
мыслимому. Фактически оно и есть все сущее, взятое в абсолютной единичности.
Соответственно, оно не дробится и существует везде и во всем. При этом «все из
него изливается».

Вторая часть платоновской триады — Душа — не есть тело, но
осуществляется в нем и имеет в нем предел своего существования. Ни одна
индивидуальная душа не может существовать самостоятель­но от всех других душ,
но все «индивидуальные» души объемлются Мировой душой. Душа не обретает Свое
бытие в некотором теле, она существует еще до того, как начинает принадлежать
ему.

Ум — третья составляющая триады — тоже не есть тело, но без
ума не существовало бы никакое организованное тело. Материя также находится в
самом уме: кроме чувственной материи сущест­вует еще и материя умопостигаемая.

Действие Мировой души распространяется неоплатониками на
весь Космос. Они разделяли орфико-пифагорейское учение о пере­селении и
перевоплощении душ. Идеи неоплатонизма оказали из­вестное влияние на раннее
христианство.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ