Коммуникационные аспекты эволюции культуры :: vuzlib.su

Коммуникационные аспекты эволюции культуры :: vuzlib.su

27
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Коммуникационные аспекты эволюции культуры

.

Коммуникационные аспекты эволюции культуры

Культура всякого сообщества людей представляет со­бой,
во-первых, культурное наследие, т. е. совокупность искусственных социальных
смыслов (культурных ценно­стей), как овеществленных (изделия), так и неовеществ­ленных
(идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хра­нению, распространению и
освоению культурных ценно­стей, называемую культурной деятельностью. Короче:
культура = культурное наследие + культурная деятель­ность. Культурная
деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество (создание культурных
ценностей) + социальная коммуникация (хранение и распространение созданных
ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким
образом, социальная коммуникация — необходимый аспект, неотъемлемая часть
культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время
социально-коммуникационная эволюция.

Эволюцию культуры можно представить в виде сле­дующих пяти
стадий, где неизменно присутствуют ком­муникационные аспекты:

0. Пракультура (1,5 млн. лет назад — 40 тыс. лет на­зад) —
период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического
вида, когда предками че­ловека (питекантропы, неандертальцы) были освоены
средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40
тыс. лет назад на планете появил­ся современный человек (неантроп), творец и
создатель собственно культуры.

I. Археокультура (40 тыс. лет назад — III тыс. лет до н. э.)
— период каменного века (верхний палеолит, мезо­лит, неолит), когда в
первобытных общинах получила раз­витие не только материальная культура в виде
«каменной индустрии», но и духовная культура в виде магических культов, мифологии,
изобразительного и музыкального искусства. Образование в IV —III тыс. до н. э.
локальных цивилизаций и изобретение письменности знаменовали переход к стадии
палеокультуры.

I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э. — XV в. н. э.) —
время возникновения мощных восточных цивилизован­ных государств, расцвета
античной культуры, и сменив­шего ее средневековья. Вехами культурного прогресса
человечества на этой стадии являются: иероглифы на сте­нах древнеегипетских
пирамид — алфавитное письмо — Александрийская библиотека — печатный станок И.
Гу­тенберга. Изобретение Гутенберга положило в Западной Европе начало новой
стадии — стадии неокультуры.

III. Неокультура в разных регионах наступила в раз­ное время
(некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на
палеокультурном уровне), но для культурного лидера — западноевропейского мира
стадию неокультуры можно датировать XVI веком — эпохой Вы­сокого Возрождения и
Реформации, за которым последо­вали век Просвещения (вторая половина XVII —
XVIII вв.) и XIX век — век индустриализации. К неокультуре отно­сится и XX век,
но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления
постиндустриальной эры, которую логично связать с новой, пока еще гипоте­тической
стадией культурной эволюции.

IV. Постнеокультура — это компьютеризированный мир с
мультимедийными глобальными коммуникационными ка­налами и с культурным
наследием, хранящимся в распреде­ленной памяти компьютерных сетей. Короче: это
время гос­подства электронных коммуникаций, вытеснивших документную
коммуникацию на периферию общественной жизни.

Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культу­ры
неизменно прослеживалась закономерность: совершен­ствование коммуникационных
средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло
его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие
коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных
стадиях.

В дописьменной археокультуре, где устная коммуника­ция
служила главным способом хранения и распростране­ния культурного наследия,
существовало обожествление Слова. Слову приписывалась магическая сила, оно
требо­вало осторожного и уважительного обращения. Н. С. Гумилев в известном
стихотворении «Слово» обрисовал этот культ следующим образом:

В оный миг, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, словно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для здешней жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число…

Обожествление слова означало обожествление Ком­муникации.
Жрецы Древнего Египта и Месопотамии, ос­воившие письменность («иероглиф»
означает «священное письмо»), способствовали трансформации культа Слова в культ
Книги. Священные писания мировых религий не что иное, как результат
коммуникации пророков со Всевышним. Всякая религия начинается с коммуникации,
недаром «религия» в переводе с латыни значит «связь», но для священнослужителей
коммуникация была (и ос­тается) предметом культа, а не предметом исследования.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ