ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Коммуникационные аспекты эволюции культуры
.
Коммуникационные аспекты эволюции культуры
Культура всякого сообщества людей представляет собой,
во-первых, культурное наследие, т. е. совокупность искусственных социальных
смыслов (культурных ценностей), как овеществленных (изделия), так и неовеществленных
(идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хранению, распространению и
освоению культурных ценностей, называемую культурной деятельностью. Короче:
культура = культурное наследие + культурная деятельность. Культурная
деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество (создание культурных
ценностей) + социальная коммуникация (хранение и распространение созданных
ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким
образом, социальная коммуникация — необходимый аспект, неотъемлемая часть
культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время
социально-коммуникационная эволюция.
Эволюцию культуры можно представить в виде следующих пяти
стадий, где неизменно присутствуют коммуникационные аспекты:
0. Пракультура (1,5 млн. лет назад — 40 тыс. лет назад) —
период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического
вида, когда предками человека (питекантропы, неандертальцы) были освоены
средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40
тыс. лет назад на планете появился современный человек (неантроп), творец и
создатель собственно культуры.
I. Археокультура (40 тыс. лет назад — III тыс. лет до н. э.)
— период каменного века (верхний палеолит, мезолит, неолит), когда в
первобытных общинах получила развитие не только материальная культура в виде
«каменной индустрии», но и духовная культура в виде магических культов, мифологии,
изобразительного и музыкального искусства. Образование в IV —III тыс. до н. э.
локальных цивилизаций и изобретение письменности знаменовали переход к стадии
палеокультуры.
I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э. — XV в. н. э.) —
время возникновения мощных восточных цивилизованных государств, расцвета
античной культуры, и сменившего ее средневековья. Вехами культурного прогресса
человечества на этой стадии являются: иероглифы на стенах древнеегипетских
пирамид — алфавитное письмо — Александрийская библиотека — печатный станок И.
Гутенберга. Изобретение Гутенберга положило в Западной Европе начало новой
стадии — стадии неокультуры.
III. Неокультура в разных регионах наступила в разное время
(некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на
палеокультурном уровне), но для культурного лидера — западноевропейского мира
стадию неокультуры можно датировать XVI веком — эпохой Высокого Возрождения и
Реформации, за которым последовали век Просвещения (вторая половина XVII —
XVIII вв.) и XIX век — век индустриализации. К неокультуре относится и XX век,
но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления
постиндустриальной эры, которую логично связать с новой, пока еще гипотетической
стадией культурной эволюции.
IV. Постнеокультура — это компьютеризированный мир с
мультимедийными глобальными коммуникационными каналами и с культурным
наследием, хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей. Короче: это
время господства электронных коммуникаций, вытеснивших документную
коммуникацию на периферию общественной жизни.
Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культуры
неизменно прослеживалась закономерность: совершенствование коммуникационных
средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло
его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие
коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных
стадиях.
В дописьменной археокультуре, где устная коммуникация
служила главным способом хранения и распространения культурного наследия,
существовало обожествление Слова. Слову приписывалась магическая сила, оно
требовало осторожного и уважительного обращения. Н. С. Гумилев в известном
стихотворении «Слово» обрисовал этот культ следующим образом:
В оный миг, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, словно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для здешней жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число…
Обожествление слова означало обожествление Коммуникации.
Жрецы Древнего Египта и Месопотамии, освоившие письменность («иероглиф»
означает «священное письмо»), способствовали трансформации культа Слова в культ
Книги. Священные писания мировых религий не что иное, как результат
коммуникации пророков со Всевышним. Всякая религия начинается с коммуникации,
недаром «религия» в переводе с латыни значит «связь», но для священнослужителей
коммуникация была (и остается) предметом культа, а не предметом исследования.
.