3.3. Групповая социальная память :: vuzlib.su

3.3. Групповая социальная память :: vuzlib.su

74
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3.3. Групповая социальная память

.

3.3. Групповая социальная память

Структура и содержание групповой памяти зависит от
субъекта-носителя, т.е. социальной группы, которой при­надлежит эта память. В
социологии различают малые соци­альные группы, большие социальные группы и
массовые совокупности (случайная толпа, массовая аудитория и т.п.). Малыми
группами являются семья, первичная возрастная группа («ребята нашего двора»),
производственная ячейка (бригада, команда, экипаж, отдел), досуговая компания
(клуб по интересам). Для малых групп характерна непос­редственная межличностная
микрокоммуникация в фор­мах И п И, И д И, И у И (см. табл. 2.1). Большие соци­альные
группы — это совокупность людей, обладающих общими социальными признаками: а)
социально-демог­рафические группы формируют такие признаки, как возраст, пол,
образование, национальность; б) производствен­но-экономические группы
образуются по имущественному цензу, сословно-классовой принадлежности,
профессии; в) общественные объединения: политические партии рели­гиозные
концессии, профсоюзы, молодежные союзы, сове­ты ветеранов и т.д. Массовые
совокупности делятся на эпизодические, существующие кратковременно, например
тол­па на улице, и стабильные типа населения или общества.

Очевидно, что эти эпизодические массовые совокупно­сти
никакой групповой памятью не обладают и обладать не могут, в отличие от
стабильных сообществ, имеющих со­циальную память (см. раздел 3.4). Малые группы
с разви­той диалоговой коммуникацией имеют неовеществленную память в виде общих
воспоминаний (памятные события, встречи, приключения, смешные истории и т. д.)
и овеще­ствленные реликвии (фотографии, символы, охотничьи трофеи, письма,
звукозаписи и т.д.). По сути дела групповая память малых групп — это сумма
индивидуальных па­мятей их членов и значима только в пределах группы.

В больших социальных группах, да и то не во всех,
обнаруживается потребность в специальной групповой памяти и возможности для ее
формирования. Многочис­ленные и рассредоточенные социально-демографические
группы не нуждаются в специальной памяти; группы с общим имущественным цензом и
сословно-классовой принадлежностью также не создают особых мнемических
образований. Дело в том, что эти группы не имеют общих социальных смыслов
(знаний, умений, эмоций, стимулов), которые требовали бы передачи во времени.
Потребность в социальной групповой памяти обнаружи­вают профессиональные группы
и общественные объе­динения, которые можно назвать целевыми социальными
группами.

Целевые социальные группы берут на себя выполне­ние определенных
общественных функций, что требует консолидации группы, фиксирования
положительного опыта, сохранения и передачи его между членами груп­пы. Ради
этого целевыми и социальными группами созда­ется система социальной
коммуникации, включающая особую групповую память. Особенно развитую групповую
память с древних времен создавало жречество, скрывая в ней эзотерическое
(тайное) знание, в средние века — врачи и юристы, в новое время — ученые и
политики.

Групповая память целевых социальных групп вклю­чает следующие
разделы:

• специальный язык, изобилующий понятиями и тер­минами, не
понятными непосвященным;

• массив недокументированных знаний, изустно пере­даваемых
современниками, а также четко осознаваемое самосознание;

• профессиональные нормы, включающие кодекс чести, клятвы и
присяги, например, «клятва Гиппократа», а также обычаи общения внутри группы и
вне ее; эти нор­мы поддерживают обособленность группы и ее закрытость для
прочей массы населения;

• технологические умения, связанные с выполнением профессиональных
или специальных общественных функ­ций (особенно характерно для врачей,
священнослужи­телей, юристов, политических лидеров);

• документальные фонды специальных произведений письменности
и печати — основной источник и носитель группового знания; в этих фондах
хранятся также симво­лы, эмблемы, групповые реликвии, подлежащие долговре­менному
хранению;

• материальные изделия, например: медицинский ин­струментарий
и фармакологические вещества, специаль­ные постройки и помещения (храмы,
лаборатории, лек­тории), техника связи и т.д.

Благодаря групповой памяти целевые социальные группы
образуют свою субкультуру, которая противосто­ит господствующей массовой
культуре, базирующейся на естественно-исторически сложившейся памяти общества.
Память национальных диаспор, существующих в ино­язычной среде, по своей
структуре приближается к памя­ти целевых групп.

Итак, с точки зрения мнемической деятельности со­циальные
группы делятся на три класса:

• «Беспамятные» — эпизодические массовые совокуп­ности и
большие статистические группы.

• Групповая память — сумма индивидуальных воспо­минаний —
малые группы, включая семью и дружеские компании.

• Групповая память с развитой структурой, имеющей
неовеществленную и овеществленную части, свойствен­на целевым социальным
группам. Забегая вперед, отме­тим, что структурированная групповая память
подобна (изоморфна) культурному наследию общества (см. след, раздел), но есть
существенная разница между групповой и общественной памятью: групповая память
не имеет бес­сознательной психической основы, а у исторически сло­жившихся
обществ она есть.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ