4.1. Разновидности коммуникационных каналов :: vuzlib.su

4.1. Разновидности коммуникационных каналов :: vuzlib.su

196
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.1. Разновидности коммуникационных каналов

.

4.1. Разновидности коммуникационных каналов

Коммуникационный канал — это реальная или вооб­ражаемая
линия связи (контакта), по которой сообще­ния движутся от коммуниканта к
реципиенту. Наличие связи — необходимое условие всякой коммуникацион­ной
деятельности, в какой бы форме она ни осуществля­лась (подражание, управление,
диалог). Коммуникаци­онный канал предоставляет коммуниканту и реципиен­ту
средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды,
материальные носители сообщений, технические устройства.

Важно обратить внимание на следующее обстоятель­ство.
Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только
материального воплощения сооб­щений, которое выражает смысловое содержание.
Причем, движение происходит в физическом (геометрическом) пространстве и в
астрономическом времени. Коммуника­ционная же деятельность, как известно,
представляет со­бой движение смыслов в социальном пространстве, и ре­зультатом
этой деятельности является распространение просвещения, формирование общественного
мнения и общественных настроений и т. д. Коммуникационная де­ятельность суть
деятельность духовная, но для ее реали­зации нужны материально-технические
средства, в каче­стве которых выступают коммуникационные каналы. Итак,
коммуникационные каналы — материальная сто­рона социальной коммуникации.

Развитие человечества от первобытного варварства до
постиндустриальной цивилизации сопровождалось по­стоянным увеличением
количества коммуникационных каналов, благодаря дополнению естественных каналов,
образовавшихся в ходе антропогенеза, каналами искусст­венными, сознательно
созданными людьми.

Естественные коммуникационные каналы — это кана­лы,
использующие врожденные, естественно присущие хомо сапиенс средства для
передачи смысловых сообще­ний в физическом пространстве. Таких каналов два: не­вербальный
(несловесный) и вербальный (словесный).

Невербальный канал — древнейший из коммуникаци­онных
каналов, возникший в ходе биологической эволю­ции задолго до появления
человека. Он представляет со­бой наследие зоокоммуникации, свойственной высшим
животным. Содержание зоокоммуникации — демонстра­ция переживаемых эмоциональных
состояний — гнев, боль, страх и т. д. Животными используются звуковые сигналы,
позы, движения, напоминающие жесты. Напри­мер, щенок виляет хвостом, когда он
доволен, прижимает уши и оскаливает клыки, когда притворяется сердитым.
Невербальный канал активно используется в процессе микрокоммуникации между
людьми, и мы специально рассмотрим его особенности.

Вербальный канал доступен только роду человечес­кому,
обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным
языком. Подчеркнем, что ре­чевая способность — отличительный признак хомо сапи­енс,
для реализации этой способности потребовались нейрофизиологические и
анатомические преобразования в телесности пралюдей: образование асимметрии
головно­го мозга, выделение центров управления говорением и пониманием речи
(«речевые зоны» в мозгу), развитие ар­тикуляционного аппарата, грациализация
челюстей и т. п. Домашние животные не могут говорить именно потому, что они не
имеют природных предпосылок для этого. Поэтому вербальный канал, подобно
невербальному каналу, пра­вомерно считать естественным.

Формирование речевой способности (и соответствен­но —
вербального коммуникационного канала) происхо­дило в процессе антропогенеза.
Последовательные ступе­ни этого процесса от ископаемых обезьян австралопитеков
до неоантропов — людей современного типа представле­ны в табл. 4.1.

Палеолингвисты полагают, что австралопитеки не выходили за
пределы нечленораздельной речи в составе зоокоммуникаций; питекантропы
(археоантропы) владе­ли примитивной диалоговой речью, состоящей из
слов-предложений; неандертальцы (палеоантропы) строили простейшие
грамматические конструкции, подобно мало­грамотным и начинающим говорить детям;
наконец неоантропы (кроманьонцы), видимо, освоили монологовую речь со сложной
грамматической структурой.

Потребность в искусственных коммуникационных ка­налах
возникает тогда, когда коммуникант и реципиент лишены непосредственного
контакта, не могут ни видеть, ни слышать друг друга, и в то же время существуют
соци­ально-культурные смыслы, нуждающиеся в передаче в социальном времени и
пространстве. Эти смыслы связа­ны, во-первых, с передачей полезного
практического опы­та, во-вторых, с магическими верованиями первобытных людей.
Для удовлетворения этой первичной коммуника­ционной потребности использовались
два искусственных канала, которые появились если не одновременно, то срав­нительно
скоро после формирования неоантропов:

• канал иконических документов — графические (на кости, на
камне, на дереве) и живописные (одноцветные или многоцветные на стенах пещер)
изображения;

• канал символьных документов — амулеты, украше­ния,
талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный маги­ческий смысл, а также языческие
идолы и вообще изобра­жения богов.

Палеолитическое искусство, зародившееся 35 тыс. лет назад в
виде резьбы по кости и дереву, уже через 5 тыс. лет представлено пещерными
гравюрами и картинами, различными скульптурами, украшениями, орнаментиро­ванными
изделиями. Небольшие статуэтки «палеолити­ческих венер» — символ женского
плодородия — носились в качестве подвесок, были в ходу всевозможные ожере­лья,
браслеты, диадемы, кольца, которые вырезались из слоновой кости и кости
мамонта, составлялись из раку­шек, зубов животных, цветных камушков. Апогей
пещер­ной живописи датируется 15—2 тыс. лет назад (культура мадлен), когда
искусно создавались грандиозные много­цветные сюжетные ансамбли, где наряду с
реалистичес­кими изображениями женщин и мужчин, мамонтов, би­зонов, лошадей,
носорогов часто встречаются фантасти­ческие «химеры» в виде туловища медведя с
головой волка, «дьяволята» с увенчанной рогами головой и покры­тым шерстью
телом.

Таблица 4.1

Культурно-антропологическая эволюция

семейства гоминид

Гомидные характеристики

Австрало­питек

группы А 

5 —1 млн. л. н.

Питекантроп

1500 —200

тыс. л. н.

Неандерталец

200 —30

тыс. л. н.

Неантроп-

кроманьонец

40 —15 тыс. л. н.

Объем мозга (см 3)

600 —550

950 —900

1600 —1400

1580 —1476

Прямохождение

освоено

обычно

обычно

обычно

Кисть руки

несовер­шенна

относительно развита

развита

Развита

Анатоми­ческие предпо­сылки речи

нет

речевая зона в мозгу, артикуляционный аппарат

развитие речевых и артикуляционных структур

большой подбородочный выступ, грациализация челюсти

Использо­вание

огня

нет

есть

регулярно

Регулярно

Образ  жизни

бродячий

стадный,

полубродячий

общинный, оседлый

оседлая

родовая община

Рост муж­чины (см)

120—140

150—160

160

170

Орудия

костяные, деревянные, оббитая галька

каменные аналоги топора и ножа

орудия для изготовления других орудий

разнообраз­ная

орудий­ная дея­тельность

Уровень мышления

высшие приматы

эмпиричес­кий опыт, абстракций нет

есть абстрактное мышление

развитые абстракции и ассоциации

Масштабы общения

зоокоммуникация между особями

внутри стада

между общинами

между общинами

Коммуникационная деятель­ность

невербальная коммуника­ция

диалоговая примитивная речь

монологовая простейшая речь

свободное владение речью

Социаль­ная память

нет

обмен опы­том

путем демонстра­ций и подражания

примитив­ный

симво­лизм (тоте­мы, амулеты, украшения)

овеществлен­ная и неове­ществленная память

Коммуникационные каналы палеолитического искус­ства
выполняли социальные функции, которые можно разделить на: явные, осознаваемые
самими древнейшими людьми, — это магическая (культовая) функция и «педа­гогическая»
функция — передача полезного опыта подра­стающему поколению; и неявные, но
очень важные функ­ции — интеллектуальная — развитие абстрактного мыш­ления и
эстетическая — развитие чувства гармонии, красоты, благодаря созерцанию
художественно насыщен­ных произведений талантливых мастеров.

Невербальный и вербальный каналы в их неразрыв­ном единстве
послужили исходной базой для формиро­вания устной коммуникации; иконический и
символьный каналы положили начало документной коммуникации. Устная коммуникация
и документная коммуникация — два рода социальной коммуникации, сыгравшие опреде­ляющую
роль в становлении ороакустической (словес­ной) и книжной культуры (см. далее).
Исходные каналы дали толчок для появления новых искусственных кана­лов, которые
по своему источнику делятся на две группы: художественные, возникшие в сфере
искусства, и техни­ческие, возникшие в сфере техники.

Художественные коммуникационные каналы ведут свою
родословную с палеолитического искусства, но зре­лых форм они достигли в
классической Древней Греции (VI—V вв. до н. э.). Перечислим их.

Музыка и танец — производные невербального канала.

Поэзия и риторика — производные вербального канала.

Театр — синтетический вид искусства, объединяющий вербальные
и невербальные средства.

Графика и живопись — производные иконического канала.

Скульптура и архитектура — производные канала сим­вольных
документов.

Конечно, важнейшим событием для развития цивили­зации было
изобретение письменности, т. е. открытие еще одного документного канала.
Письменность — результат эволюции иконического канала. Известны следующие вехи
этой эволюции. Великолепная палеолитическая жи­вопись в эпоху мезолита (14—10
тыс. лет назад) утрачива­ет живость и реалистичность, схематизируется и упроща­ется.
Затем следует неолитическое искусство, которое еще больше лишается образной
выразительности, приобрета­ет однотипность, когда односюжетные изображения по­чти
не отличаются друг от друга и превращаются в ритуальные символы. Однотипность и
однообразие рисунков есть признак пиктографии — рисуночного письма, отку­да
прямой путь к иероглифам Древнего Египта и Месо­потамии.

Нелишне задуматься над вопросом: что послужило причиной
затухания поразительного взлета изобразитель­ного искусства на заре
человечества? Нельзя поверить, что перевелись гениальные художники и остались
только ремес­ленники. Причина может быть только одна: те сакрально-культовые и
педагогические функции, которые выполнял иконический канал, перешли к другому
коммуникационно­му каналу — устной речи; выразительные потенции жи­вого слова
стали достаточными для удовлетворения ком­муникационных потребностей родовых
общин охотников и собирателей. В социальной памяти преимущественное развитие
получила устная передача всевозможных текстов от поколения к поколению, а не
трудоемкая петрография. В этом факте видна взаимозависимость документальных и
недокументальных каналов, общность их общественно­го назначения.

Итак, письменность — это детище художественного канала, и
вместе с тем — первооткрыватель ряда техни­ческих каналов, способствующих
развитию не познава­тельно-эстетических ресурсов социальной коммуникации, а ее
утилитарной эффективности: оперативности переда­чи, снижению себестоимости,
повышению тиражности, увеличению дистанционности и комфортности. Рукопи­сание
книг в XV веке в Западной Европе сменило ману­фактурное книгопечатание. В XIX
веке произошла про­мышленная революция, благодаря которой документная
коммуникация обрела полиграфическую и целлюлозно-бумажную промышленность,
обеспечившую многотысяч­ные тиражи газет, журналов, книг и огромный книжный
рынок.

Вместе с тем, появились технические изобретения, зна­чительно
расширившие коммуникационные возможности исходных каналов: невербальный канал
обогатился фото­графией, а вербальный получил звукозапись (изобрете­ние
фонографа Т. Эдисоном в 1877 г.); благодаря телефо­ну (запатентован А. Беллом в
1876 г.) вербальная коммуникация избавилась от пространственных ограничений;
телеграф, изобретенный еще раньше (1832 г. — русский изобретатель П. Л. Шиллинг, 1837 г. — американский изобретатель С. Морзе), позволил мгновенно
передавать текстовые сообщения с одного материка на другой; фото­графия бросила
вызов реалистической живописи, а кино (1895 г.) было объявлено могильщиком театра. На стыке исков изобрели радио (1895 г. — А. Попов, 1897 г. — Г. Маркони). Произошла, можно сказать, первая техническая революция в сфере социальных
коммуникаций.

XX век стал свидетелем второй технической револю­ции,
плодами которой явились фототелеграф и телевиде­ние, видеозапись и компьютерная
связь, электронная поч­та, выросшая в конце 90-х годов в глобальную коммуни­кационную
систему Интернет. Вторая техническая революция знаменовала появление нового
рода социаль­ной коммуникации — электронной коммуникации. Ста­новление
электронной коммуникации еще не завершено. Многообещающи возможности
мультимедиа (текст + дви­жущееся изображение + звук), ведутся эксперименты по
распознаванию текстов и изображений, по речевому вво­ду и выводу информации в
компьютерных системах. Мож­но сказать, что мы находимся на пороге синтеза всех
из­вестных нам родов коммуникации: устной, документной, электронной.

Обзор эволюции коммуникационных каналов пред­ставлен на рис.
4.1.

В зависимости от материально-технического оснаще­ния, т. е.
от применяемых каналов, различаются рода со­циальной коммуникации, подобно
«родам войск». Род коммуникации — совокупность родственных коммуника­ционных
каналов. Их три:

Устная коммуникация, использующая, как правило, одновременно
и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее
эмоционально-эс­тетическое воздействие может быть усилено за счет использования
таких художественных каналов, как музы­ка, танец, поэзия, риторика. К устной
коммуникации от­носятся путешествия с познавательными целями — экс­педиции,
туризм.

Рис. 4.1. Обзор эволюции коммуникационных каналов

Документная коммуникация, применяющая искусственно созданные
документы, первоначально — иконические и символьные, а впоследствии письменность,
печать и различные технические средства для передачи смыслов но времени и
пространстве (определение понятия «доку­мент» — см. раздел 3.4).

Электронная коммуникация, основанная на космичес­кой
радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах
записи.

Все три рода взаимодействуют друг с другом, образуя
смешенные, гибридные коммуникационные каналы, ко­торые появляются благодаря
использованию различных технических средств в устной и документной коммуни­кации.
Рис. 4.2 схематично иллюстрирует соотношение различных родов коммуникации.

Конечно, коммуникационные каналы эволюционирова­ли не сами
по себе, не спонтанно, а под действием социаль­но-культурных и
технико-экономических факторов, ко­торые требуют особого разговора (см. главу
5). В настоя­щей главе ограничимся подробным рассмотрением социальных функций,
механизмов действия и социально-культурного значения перечисленных родов
коммуника­ции. Кроме того, отметим их ограничения и коммуника­ционные барьеры,
препятствующие их развитию.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ