4.3.2. Функции документов :: vuzlib.su

4.3.2. Функции документов :: vuzlib.su

324
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.3.2. Функции документов

.

4.3.2. Функции документов

Документам, подобно языку и речи, присущи сущностные и
прикладные функции. Сущностные функции, на­помним, это те свойства предмета,
которые неотъемлемо ему присущи, обусловлены его природой, а для искусст­венных
объектов — их назначением. Утрата какой либо сущностной функции означает
разрушение предмета. Сущностные функции не исчерпывают область практи­ческого
применения предмета: они дополняются приклад­ными функциями. Прикладные функции
— это те свой­ства предмета, которые не обязательно ему присущи, а привнесены
извне. Другими словами, прикладные функ­ции — результат приспособления данного
предмета к по­требности текущего момента.

Документам свойственно изначально социальное на­значение,
которое вытекает из авторского замысла. Соци­альное назначение определяет те
сущностные функции, которые должны выполнять документы. С другой сторо­ны,
документы создаются для понимания их индивиду­альным пользователем; если человек
не может прочитать текст документа, документ утрачивает свои сущностные
функции. Таким образом, областями проявления сущностных функций документов, как
и в случае языка и речи, остаются: общественная жизнь и личный мир. Легко до­гадаться,
что прикладные функции документов также представлены в этих мирах. В результате
получаем таб­лицу функциональных свойств документов (табл. 4.3).

1. Социальное назначение документов проявляется в трех
функциях:

1а. Социально-временной, или мнемической — фикси­рование и сохранение
во времени духовных творческих достижений — членов общества.

Таблица 4.3

Функциональные свойства документов

Области реализации

функций

Типы функций

сущностные

прикладные

Общественная жизнь

(социальное пространство)

1.Социальное назначение

3. Социальный

прагматизм

Личный мир (индивидуально-психическое пространство)

2.Потребительские требования

4. Реальное

использование

1б. Социально-пространственной — функции распро­странения в
социальном пространстве актуальных смыс­лов (знаний, эмоций, стимулов).

1в. Ценностно-ориентационной функции, вытекающей из
искусственного происхождения документов. Нет доку­ментов, созданных их авторами
без глубинного замысла, без определенной цели. Всякий документ замышляется для
того, чтобы повлиять на ценностные ориентации реципиентов, а в конечном счете —
на их поведение. По­этому ценностно-ориентационная функция оказалась сущностной
для искусственно созданных сообщений, в то время как для речевых сообщений она
является при­кладной (функция 3а, использующая управляющую силу слова).

2. Потребительские требования обусловливают ис­пользование
документа индивидуальными читателями (слушателями, зрителями). Это:

2а. Содержательность — бессмысленный набор зна­ков не может
считаться документом; документ должен быть осмыслен, т. е. служить источником
знаний, эмоций, стимулов.

2б. Понимаемость — если содержание текста не может быть
воспринято (прочитано), то такой текст — не доку­мент, ибо нельзя расшифровать
его содержание.

2в. Вещественность — изображение, не имеющее стабильной,
осязаемой формы не воспринимается людьми в качестве документа.

3. Социальный прагматизм заключается в использовании
сущностных функций документов для решения актуальных общественных задач; здесь
инициатива часто принадлежит органам управления.

3а. Образовательная функция (педагогическая, просве­тительская,
воспитательная) — распространение знаний, этических норм, идеалов, убеждений,
обеспечивающих со­циализацию личности.

3б. Идеологическая функция (агитационно-пропаганди­стская) —
суггестивная популяризация каких-либо поли­тических, религиозных, субкультурных
доктрин (учений).

3в. Вспомогательная функция — содействие развитию
специальных коммуникаций, обслуживающих професси­ональные потребности
социальных институтов; сюда от­носятся научно-вспомогательные,
технико-вспомогатель­ные, производственно-вспомогательные,
военно-вспомогательные и т. п. функции документов, представляющих разные типы
литературы.

3г. Бюрократическая функция — поскольку бюрокра­тия зиждется
на документных потоках и немыслима без них, поддержку бюрократических систем
можно считать одной из востребованных функций документации.

3д. Художественно-эстетическая функция — функция
формирования и развития художественной литературы как особого, словесного вида
искусства, а также изобразитель­ного искусства, основанного на иконических
документах.

3е. Товарная функция обусловлена тем, что все вообще
документы являются продуктом труда, обладают рыночной стоимостью и могут
функционировать как товар. Книготор­говый социальный институт использует это
качество про­изведений печати. Редкие книги, старинные рукописи, про­изведения
живописи, графики, скульптуры могут стать предметом вложения капитала и
превратиться в сокровища.

3ж. Мемориальная функция — отдельные документы приобретают
особую социальную ценность, вплоть до музейных экспонатов, если они
непосредственно связаны с тем или иным историческим лицом, тем или иным со­бытием
(имеют автографы, пометки на полях, экслибри­сы, легенды, относящиеся к ним и
т. д.). Такие документы становятся культурными памятниками.

4. Реальное использование — это фактическое функ­ционирование
документов в духовной жизни отдельных людей:

4а. Познавательная функция. Общеизвестно, что «кни­га —
источник знания» и, строго говоря, любой документ может быть использован в этом
качестве; эта функция иг­рает центральную роль в образовании и самообразовании.

4б. Гедонистическая функция свойственна произведе­ниям
художественной литературы и изобразительного искусства, выступающим в качестве
источников эстети­ческого наслаждения, положительных эмоций или просто
увлекательного чтения; гедонистическую функцию мож­но назвать
культурно-досуговой.

4в. Библиофильская функция — книги могут быть пред­метом
страстного собирательства, коллекционирования, так же как и произведения
искусства; здесь затрагивается эмоциональная сфера личности.

4г. Представительская функция — книжные собрания в доме —
свидетельство образованности, начитанности, культурности хозяина.

4д. Функция личных реликвий выполняется докумен­тами, так
или иначе связанными с биографией данного индивида. Сюда относятся семейные
альбомы, подарки с автографами, дипломы, ордена и другие знаки отличия. Эту
функцию можно назвать еще лично-архивной.

4е. Функция самовыражения автора, когда сочинение документа
становится непринужденным актом творчес­кого выражения личных талантов,
способностей, убежде­ний, знаний, эмоций; творчество «по вдохновению».

4ж. Инструментальная функция — создание документов по
профессиональной обязанности, ради честолюбия, сланы, заработка или других
меркантильных расчетов.

Познавательно сравнить сущностные и прикладные функции
документов с сущностными и прикладными функциями языка и речи (пункт 4.2.2).
Сущностные ком­муникационные функции в обоих случаях фактически совпадают и
сводятся к передаче смыслов во времени и пространстве. Однако речи и языку
присуща еще сущностная мыслительная функция (функция орудия мышления), которую
документы не выполняют, но зато последние обла­дают ценностно-ориентационной
функцией, вытекающей из их искусственного происхождения. Прикладные функции
естественных и искусственных каналов различны; если бы документы просто
дублировали речевые сообщения, то не было бы нужды в их создании.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ