4.3.3. Коммуникационные барьеры :: vuzlib.su

4.3.3. Коммуникационные барьеры :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.3.3. Коммуникационные барьеры

.

4.3.3. Коммуникационные барьеры

Ни один из родов коммуникации не обходится без ба­рьеров,
препятствующих движению смыслов. В пункте 4.2.3 мы определили четыре барьера,
свойственных устной ком­муникации: технический, межъязыковой, социальный,
психологический, эти же барьеры, за исключением специфического для устного
общения межъязыкового, обна­руживаются и в ДОКС.

1. Технический барьер состоит в недоступности нужных
документов для реципиента. Если реципиенту известны выходные данные требуемой
публикации, то библиотечно-библиографические службы, благодаря межбиблиотечной
кооперации, способны рано или поздно предоставить ему если не сам документ, то
его копию. Это задача адресного поиска, которая носит чисто технический
характер и не имеет непознанных проблем.

Гораздо хуже, если реципиент способен только сфор­мулировать
тему, но не может назвать соответствующие ей (релевантные) документы. Тогда
возникает задача семантического поиска информации, которая служит центральным
предметом теории информационно-поис­ковых систем (ИПС). В этой теории
присутствуют тех­нические проблемы (проблемы реализации ИПС), но го­раздо
важнее логические, лингвистические, психологичес­кие проблемы, не нашедшие пока
удовлетворительного решения. Именно в силу несовершенства ИПС, обеспе­чивающих
поиск в документальных хранилищах, остает­ся актуальным кризис информации,
выражающийся афо­ризмом «мы не знаем, что мы знаем».

2. Психологический барьер при восприятии докумен­тов
возникает вследствие непонимания реципиентом их смысла. Непонимание может
распространяться на все типы документов: непонимание замысла художника
встречается столь же часто, как непонимание замысла писателя. Мы ограничимся
рассмотрением проблемы по­нимающего чтения, которое, очевидно, является разно­видностью
коммуникационного понимания. Как отмече­но в разделе 1.3, различаются:
коммуникационное позна­ние — углубленное постижение содержания сообщения с
целью извлечения нового для читателя знания; поверх­ностное коммуникационное
восприятие, когда до глубин­ного смысла дело не доходит; псевдокоммуникация —
механическое повторение текста. Психологические барьеры возникают не всегда;
они тем ощутимее, чем усерднее стре­мится читатель постичь содержание книги.
Рассмотрим суть дела более подробно.

Псевдокоммупикационное чтение иногда сталкивается с
проблемой запоминания (зубрежка), но никогда не до­ходит до понимания.
Классическим примером такого «псевдочтения» является чтение слуги Чичикова
Петруш­ки. По словам Н. В. Гоголя, он «содержанием книг не затруднялся: ему
было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или
молитвенник, — он все читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию,
он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше
само чтение, или лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно
вы­ходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».
Петрушка имел реального предшественни­ка — слугу поэта Шиллера, который
хвастался, что в одну ночь, сидя у постели больного господина, прочел три тома
сочинений Канта.

Поверхностное чтение соответствует коммуникацион­ному
восприятию, при котором психологические барье­ры также мало тревожат.
Исследования показали, что лишь около 10 % читателей художественной литературы
стремятся к пониманию ее глубинного смысла. Вообще, досуговое, развлекательное
чтение, как правило, являет­ся поверхностным. Поверхностное скорочтение —
профес­сиональный навык работников книги — книготорговцев, библиотекарей,
библиографов. Они относятся к литературе не как к источнику знаний или
эстетических эмоций, а как к предмету труда или рыночному товару. С этой це­лью
практикуется «чтение пальцами», выборочный про­смотр отдельных страниц,
оглавлений, предисловия, заключения, чего достаточно для получения общего
представления о книге.

Углубленное чтение — это деловое, а не досуговое заня­тие, чаще
всего связанное с учебой, производственной де­ятельностью или самообразованием.
Активное углублен­ное чтение (штудирование) — вид коммуникационного познания.
Читатель отграничивает себя от личности автора, ведет с ним мысленный диалог,
критически оценивает прочитанное, делает собственные выводы. Следы ак­тивного
отношения к содержанию книги часто остаются на ее страницах. Вспомним
пушкинское:

Хранили многие страницы

Отметку резкую ногтей.

Татьяна смотрит с трепетаньем,

Какою мыслью, замечаньем

Бывал Евгений поражен,

С чем молча соглашался он.

И на полях она встречает

Следы его карандаша.

Везде Онегина душа

Себя невольно выражает

То кратким словом, то крестом,

То вопросительным крючком.

Именно в процессе сознательного углубления в содер­жание
произведения самобытного автора возникают ба­рьеры непонимания, для преодоления
которых даются противоречивые рекомендации. Эти рекомендации пред­ставляют
собой антиномии, т. е. противоположные утверж­дения, истинность которых
доказывается с одинаковой убедительностью. Например:

1а. Следует овладевать искусством медленного чтения,
стараться правильно понять автора, делать выпис­ки, конспектировать и
многократно перечитывать текст. Ф. Ницше заявлял: «Филолог есть учитель
медленного чтения».

1б. Следует овладевать техникой скорочтения, умени­ем
«перелистывать книгу», чтобы освоить как мож­но больше печатной продукции.

2а. Следует выбирать для чтения такие книги, содержа­ние
которых вас интересует, ибо интерес облегчает ус­воение содержания и дает
удовлетворение от чтения.

26. Чтение — это труд, который может быть нелегким.

3а. Бесполезных книг нет, в каждой книге при внима­тельном
чтении можно почерпнуть новое и полез­ное знание,

36. Подавляющее большинство печатной продукции от­носится к
макулатуре и не заслуживает внимания.

4а. Нужно читать преимущественно новую, текущую ли­тературу,
чтобы не отстать от современной жизни, не впасть в старомодность.

46. Лучше читать классическую, общепризнанную ли­тературу,
следуя совету Генри Торо (1817—1862):

 «Читайте прежде всего лучшие книги, а то вы и со­всем не
успеете прочитать их».

5а. Из книг можно узнать обо всем, познать мир в целом.

56. Без знания «некнижного» реального мира чтение книг —
пустая и вредная трата времени, о чем сви­детельствует печальная судьба Дон
Кихота. Какую же стратегию и тактику освоения книжного мира выбрать человеку,
решившему познать накопленную человечеством книжную культуру? Ответа на этот
воп­рос нет, ибо никто помочь не может. Главное ограничение включается в
индивидуальной психике реципиента, а этот барьер неустраним.

3. Социальные барьеры это препятствия, которые воз­двигает
ДИКС и управляющие ею органы на пути сооб­щения от коммуниканта к реципиенту.
Главным из этих препятствий является цензура, которая имеет многовековую
историю, заслуживающую специального рассмотре­ния. Надо заметить, что цензура —
специфический барьер именно документной коммуникации; ее невозможно осу­ществить
ни в устной, ни в электронной коммуникации, хотя попытки такого рода
предпринимались властями.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ