4.6. Выводы :: vuzlib.su

4.6. Выводы :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.6. Выводы

.

4.6. Выводы

1. На основании исходных естественных (невербаль­ный,
вербальный) и искусственных (иконический, сим­вольный) каналов в результате
длительной эволюции с палеолита до наших дней сложились три рода коммуни­кации:
устная, документная, электронная.

2. Естественный язык и речь образуют единство, ко­торое
выполняет две сущностные функции: коммуника­ционную и мыслительную;
коммуникационная функция, в свою очередь, подразделяется на
социально-временную, (социально-мнемическую) и социально-пространственную
функции. Сущностные функции проявляются в прикладных функциях языка и речи,
которые выполняются ими в общественной жизни (социальном пространстве) и  в
личностном психическом пространстве.

3. В наши дни ни одна сфера общественного производ­ства, ни
одна область социально-политической деятельно­сти, ни одна отрасль культуры, ни
одна сторона повседнев­ного обыденного существования не обходятся без обраще­ния
к документам, без многообразного их использования. Если бы вдруг, допустим,
исчезли бумажные носители тек­стов, человечество немедленно оказалось бы в
состоянии первобытного варварства. Отсюда — зависимость совре­менной
цивилизации от документной коммуникации.

4. Все виды коммуникации страдают неустранимыми
коммуникационными барьерами технического, психоло­гического и социального
характера. Эти барьеры можно разделить на шумы, имеющие естественное происхожде­ние,
и специально создаваемые помехи, например цензу­ра. С шумами приходится
мириться, с помехами нужно бороться.

5. Олицетворением достоинств и опасностей электрон­ной
коммуникации в наши дни служит феномен Интернет. Интернет — глобальная
социально коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетво­рения
личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования
телекоммуникацион­ных технологий. Метатеоретическое осмысление феноме­на
Всемирной паутины требует обобщения философско-исторических,
организационно-управленческих, этико-правовых, социальных и психологических
аспектов, связанных с сущностными и прикладными функциями Интернет.

6. Развитие коммуникационных каналов осуществляется до сих
пор экстенсивно и закономерно в соответствии законами:

• законом кумуляции коммуникационных каналов (законом ККК);

• законом симметрии коммуникационных каналов (законом СКК);

• законом ускорения бифуркаций (закон ЗУБ).

7. Существуют три точки зрения на соотношение тра­диционных
и нетрадиционных каналов в будущем:

• экстремистская — мультимедиа неизбежно вытес­нит книгу,
ибо новое всегда вытесняет старое;

• консервативная — книга сохранит свое значение, по­тому что
она антропоморфична (соответствует пси­хофизиологическим возможностям
восприятия смыслов человеком), укоренена в культуре, а лите­ратура как вид
искусства отмереть не может;

• компромиссная — в будущем будет достигнута гар­мония всех
родов социальной коммуникации (уст­ной, документной, электронной), поскольку у
каж­дого есть свои преимущества и свои ограничения.

8. Мы живем в переходной период от эры господства
документной коммуникации к эре электронной мульти­медийной коммуникации.

9. Terra incognita в проблематике коммуникационных каналов
зависит от прогресса в области лингвистики, психологии, культурологии,
информатики.

• Гипотеза лингвистической относительности
Сепира―Уорфа более полувека обсуждается примени­тельно к устной
коммуникации. Остается открытым вопрос о национальной относительности в письмен­ных
языках, т. е. в документной коммуникации, и в мультимедийных средствах
электронной коммуни­кации.

• Как относиться к межъязыковым коммуникацион­ным барьерам:
как к вредному пережитку, унасле­дованному от феодальной палеокультуры, или как
к средству самозащиты малых народов от информа­ционной агрессии развитых стран?

• Каковы перспективы интерлингвистики в XXI веке? Возможно
ли подлинное художественное творче­ство на искусственном языке? Ведь
поэтическое вдохновение, по словам Б. Л. Пастернака, состоит в том, что «язык,
родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за челове­ка,
и весь становится музыкой» (индивидуально-языковая функция). Вместе с тем, как
показывает опыт эсперанто, нет проблем для перевода с естественного языка на
искусственный язык, т. е. выполнении социально-языковой функции.

• Не решена проблема семантического поиска доку­ментов, шире
— текстов, зафиксированных на каком-либо носителе, ибо нет надежных и
операционных критериев релевантности (смысловой близости) высказываний на
естественном языке.

• На вопрос «что и как читать?» даются противопо­ложные
(антиномические) советы. Культура чтения не разработана дальше тривиальных
рекомендаций для учащихся средней школы. Нельзя ли использо­вать электронную
коммуникация, чтобы облегчить доступ к смысловому содержанию произведений
печати?

• Подлинной «неведомой землей» является область
парапсихологии, к которой относятся телепатия и ясновидение (антиципация).
Телепатия — мыслен­ная коммуникация между коммуникантом — индук­тором и
реципиентом — приемником. Ясновидение — получение сообщений из будущего.
Известны мно­гочисленные факты парапсихологической коммуни­кации, но научного
объяснения им нет. Являются ли телепатия и ясновидение  рудиментными
коммуникационными способностями, которые существовали до появления вербального
канала или, напротив, они свидетельствуют о формировании нового есте­ственного
коммуникационного канала, которым бу­дут пользоваться будущие «сверхчеловеки»?

• Привлекательной чертой Всемирной сети Интернет являются ее
демократичность и открытость для самовыражения индивидуальной личности. Но
фактически эти черты — иллюзия. На самом деле клиент Сети может делать только
то, что разрешено профес­сионалами-программистами. Складывается ситуа­ция,
когда посетитель виртуального пространства ищет спасения от порабощения его
личности чуж­дыми ему социальными структурами в реальном мире, а попадает во
«всемирную паутину», сотканную этими же структурами. Возможна ли подлин­ная
свобода духовной деятельности клиента искус­ственных коммуникационных систем?

• Предметом оживленных дискуссий является судь­ба книги в
постнеокультурном обществе, в частно­сти, конкуренция книжных кодексов и
видеокассет, печатного слова и мультимедиа, чтения и телесмот­рения.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ