ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
4.6. Выводы
.
4.6. Выводы
1. На основании исходных естественных (невербальный,
вербальный) и искусственных (иконический, символьный) каналов в результате
длительной эволюции с палеолита до наших дней сложились три рода коммуникации:
устная, документная, электронная.
2. Естественный язык и речь образуют единство, которое
выполняет две сущностные функции: коммуникационную и мыслительную;
коммуникационная функция, в свою очередь, подразделяется на
социально-временную, (социально-мнемическую) и социально-пространственную
функции. Сущностные функции проявляются в прикладных функциях языка и речи,
которые выполняются ими в общественной жизни (социальном пространстве) и в
личностном психическом пространстве.
3. В наши дни ни одна сфера общественного производства, ни
одна область социально-политической деятельности, ни одна отрасль культуры, ни
одна сторона повседневного обыденного существования не обходятся без обращения
к документам, без многообразного их использования. Если бы вдруг, допустим,
исчезли бумажные носители текстов, человечество немедленно оказалось бы в
состоянии первобытного варварства. Отсюда — зависимость современной
цивилизации от документной коммуникации.
4. Все виды коммуникации страдают неустранимыми
коммуникационными барьерами технического, психологического и социального
характера. Эти барьеры можно разделить на шумы, имеющие естественное происхождение,
и специально создаваемые помехи, например цензура. С шумами приходится
мириться, с помехами нужно бороться.
5. Олицетворением достоинств и опасностей электронной
коммуникации в наши дни служит феномен Интернет. Интернет — глобальная
социально коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения
личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования
телекоммуникационных технологий. Метатеоретическое осмысление феномена
Всемирной паутины требует обобщения философско-исторических,
организационно-управленческих, этико-правовых, социальных и психологических
аспектов, связанных с сущностными и прикладными функциями Интернет.
6. Развитие коммуникационных каналов осуществляется до сих
пор экстенсивно и закономерно в соответствии законами:
• законом кумуляции коммуникационных каналов (законом ККК);
• законом симметрии коммуникационных каналов (законом СКК);
• законом ускорения бифуркаций (закон ЗУБ).
7. Существуют три точки зрения на соотношение традиционных
и нетрадиционных каналов в будущем:
• экстремистская — мультимедиа неизбежно вытеснит книгу,
ибо новое всегда вытесняет старое;
• консервативная — книга сохранит свое значение, потому что
она антропоморфична (соответствует психофизиологическим возможностям
восприятия смыслов человеком), укоренена в культуре, а литература как вид
искусства отмереть не может;
• компромиссная — в будущем будет достигнута гармония всех
родов социальной коммуникации (устной, документной, электронной), поскольку у
каждого есть свои преимущества и свои ограничения.
8. Мы живем в переходной период от эры господства
документной коммуникации к эре электронной мультимедийной коммуникации.
9. Terra incognita в проблематике коммуникационных каналов
зависит от прогресса в области лингвистики, психологии, культурологии,
информатики.
• Гипотеза лингвистической относительности
Сепира―Уорфа более полувека обсуждается применительно к устной
коммуникации. Остается открытым вопрос о национальной относительности в письменных
языках, т. е. в документной коммуникации, и в мультимедийных средствах
электронной коммуникации.
• Как относиться к межъязыковым коммуникационным барьерам:
как к вредному пережитку, унаследованному от феодальной палеокультуры, или как
к средству самозащиты малых народов от информационной агрессии развитых стран?
• Каковы перспективы интерлингвистики в XXI веке? Возможно
ли подлинное художественное творчество на искусственном языке? Ведь
поэтическое вдохновение, по словам Б. Л. Пастернака, состоит в том, что «язык,
родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека,
и весь становится музыкой» (индивидуально-языковая функция). Вместе с тем, как
показывает опыт эсперанто, нет проблем для перевода с естественного языка на
искусственный язык, т. е. выполнении социально-языковой функции.
• Не решена проблема семантического поиска документов, шире
— текстов, зафиксированных на каком-либо носителе, ибо нет надежных и
операционных критериев релевантности (смысловой близости) высказываний на
естественном языке.
• На вопрос «что и как читать?» даются противоположные
(антиномические) советы. Культура чтения не разработана дальше тривиальных
рекомендаций для учащихся средней школы. Нельзя ли использовать электронную
коммуникация, чтобы облегчить доступ к смысловому содержанию произведений
печати?
• Подлинной «неведомой землей» является область
парапсихологии, к которой относятся телепатия и ясновидение (антиципация).
Телепатия — мысленная коммуникация между коммуникантом — индуктором и
реципиентом — приемником. Ясновидение — получение сообщений из будущего.
Известны многочисленные факты парапсихологической коммуникации, но научного
объяснения им нет. Являются ли телепатия и ясновидение рудиментными
коммуникационными способностями, которые существовали до появления вербального
канала или, напротив, они свидетельствуют о формировании нового естественного
коммуникационного канала, которым будут пользоваться будущие «сверхчеловеки»?
• Привлекательной чертой Всемирной сети Интернет являются ее
демократичность и открытость для самовыражения индивидуальной личности. Но
фактически эти черты — иллюзия. На самом деле клиент Сети может делать только
то, что разрешено профессионалами-программистами. Складывается ситуация,
когда посетитель виртуального пространства ищет спасения от порабощения его
личности чуждыми ему социальными структурами в реальном мире, а попадает во
«всемирную паутину», сотканную этими же структурами. Возможна ли подлинная
свобода духовной деятельности клиента искусственных коммуникационных систем?
• Предметом оживленных дискуссий является судьба книги в
постнеокультурном обществе, в частности, конкуренция книжных кодексов и
видеокассет, печатного слова и мультимедиа, чтения и телесмотрения.
.