Г. В. ЛЕЙБНИЦ :: vuzlib.su

Г. В. ЛЕЙБНИЦ :: vuzlib.su

14
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Г. В. ЛЕЙБНИЦ

.

Г. В. ЛЕЙБНИЦ

С древнейших времен человеческий род мучается над тем, как можно
совместить свободу и случайность с цепью причинной зави­симости и провидением.
Исследования христианских авторов о бо­жественной справедливости, стремящейся к
спасению человека, еще больше увеличили трудности этой проблемы.

Видя, что ничто не происходит случайно или по совпадению, а
лишь в зависимости от каких-то частных субстанций, и что форту­на, существующая
отдельно от судьбы (fatum), лишь пустой звук, и что ничто не существует, если к
тому нет конкретных предпосы­лок, а существование вещи вытекает из всех них
одновременно, я был весьма близок к тем, кто считает все абсолютно необходимым
и полагает, что для свободы достаточно отсутствия принуждения, хотя она и
подчиняется необходимости; эти люди не отличают безо­шибочное (infallibile), т.
е. познанное наверняка, от необходимого21.

Но от этой пропасти меня удержали наблюдения над такого ро­да
возможным, которого нет, не было и не будет; ведь если нечто возможное никогда
не осуществляется, то уж во всяком случае то, что существует, не всегда
необходимо, ибо в противном случае было бы невозможно, что вместо него
существовало нечто другое, а к тому же все, что никогда не существовало, было
бы невозможно. Ведь нельзя отрицать, что множество рассказов, особенно таких,
которые именуются романами, становятся возможными, если най­дут для себя место
в том ряду универсума, который избрал Бог, если только кто-нибудь не вообразит,
что во всей огромности про­странства и времени существуют некие поэтические
царства, где можно было бы увидеть бродящих по земле короля Великой Брита­нии
Артура, Амадиса Галльского и созданного фантазией герман­цев Теодерика
Беронского…

Признав, таким образом, случайное в вещах, я стал далее раз­мышлять
над тем, в чем же состоит ясное понятие истины. Не без основания я надеялся на
некий свет, который бы помог отличать истины необходимые от случайных…

Но тут вдруг блеснул мне некий невиданный и нежданный свет,
явившийся оттуда, откуда я менее всего ожидал его,— из матема­тических
наблюдений над природой бесконечного. Ведь для чело­веческого ума существует
два наиболее запутанных вопроса («два лабиринта»). Первый из них касается
структуры непрерывного, или континуума (compositio continui), а второй —
природы свобо­ды, и возникают они из одного и того же бесконечного источ­ника.

…Надлежит знать, что все творения несут на себе некий
отпеча­ток божественной бесконечности и что он является источником многих
удивительных вещей, приводящих в изумление человече­ский ум.

Действительно, нет ни одной столь малой частицы материи, в
которой не был бы заключен некий мир бесконечного множества творений, нет ни
одной столь несовершенной сотворенной индиви­дуальной субстанции, которая бы не
воздействовала на все осталь­ные, и не испытывала бы воздействия со стороны
всех остальных, и своим полным понятием (как оно существует в божественном уме)
не охватывала бы всего универсума — всего, что есть, было и будет. Не
существует также ни одной истины факта, т. е. относя­щейся к индивидуальным
вещам, которая бы не зависела от беско­нечной цепи оснований. Только одному
Богу под силу полностью охватить все, что входит в этот ряд. В этом и состоит
причина, что один только Бог знает априори случайные истины и понимает не­сомненность
их, не обращаясь к опыту.

При более внимательном рассмотрении этих положений стало ясным
глубокое различие между истинами необходимыми и слу­чайными. Действительно,
всякая истина или изначальна, или производна. Изначальные истины — это те,
которые не могут быть обоснованы; таковы истины тождественные, или
непосредственные, утверждающие о себе то же самое или отрицающие противоречи­вое
о противоречивом (contradictionum contradictorio). Производ­ные истины в свою
очередь также делятся на два рода, ибо одни можно разложить на изначальные, а
другие такое разло­жение продвигают в бесконечность. Первые — необходимые,
вторые — случайные. Действительно, необходимое положение есть такое,
противоположность которому заключает противо­речие…

Но в случайных истинах, хотя предикат и присутствует в субъ­екте,
это, однако, никогда не может быть доказано, и никогда пред­ложение не может
быть приведено к уравнению или тождеству, но решение простирается в
бесконечность. Один только Бог видит хотя и не конец процесса разложения, ибо
его вообще не существу­ет, но взаимную связь терминов и, следовательно, включение
предиката в субъект, ибо ему известно все, что включено в этот ряд…

Для нас же остаются два пути познания случайных истин: путь
опыта и рассуждения (rationis). Первым мы идем, отчетливо вос­принимая вещь
чувствами; путь же рассуждения строится на том общем принципе, что ничто не
приходит без основания или что предикат всегда на каком-то основании заключен в
субъекте. Сле­довательно, мы можем с уверенностью считать, что Бог все совер­шает
с максимальным совершенством и ничто не делается им без основания, нигде не
происходит чего-либо такого, смысл чего — а именно почему положение вещей
складывается именно так, а не иначе — не был бы понятен тому, кто способен
мыслить…

Лейбниц Г. В. Два отрывка о свободе// Сочинения: В 4 т. М..
1982. Т. 1. С. 312-315

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ