НЕСОБРАННАЯ ПУБЛИКА :: vuzlib.su

НЕСОБРАННАЯ ПУБЛИКА :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


НЕСОБРАННАЯ ПУБЛИКА

.

НЕСОБРАННАЯ ПУБЛИКА

Я. Щепаньский считал: «Несобранной публикой являются,
например, читатели одних и тех же газет слушатели одних и тех же радиопередач,
зрители од-них и тех же телевизионных программ, читатели од­них и тех же
журналов. Не без причины в Польше укоренился термин «Культура
«Пшекруя»» («Kultura «Przekroju»»), имеющий в виду способы
выражения, по­ведения, мышления и деятельности, созданные этим по­пулярным
еженедельником». Примером российской действительности 90-х гг. стала безусловно
специфич­ная в социально-политическом плане «аудитория НТВ». Однако развитие
прогресса порождает все новые общности. Сегодня уже необходимо всерьез рассмат­ривать
в качестве пока, разумеется, совершенно не­собранной, но часто уже достаточно
единой публики «жителей Интернета».

С внешней точки зрения, несобранная публика — это всего лишь
«поляризованная масса», то есть боль­шое число людей, мышление и интересы
которых ори­ентированы идентичными стимулами в одном направ­лении, и которые
ведут себя сходным образом. Это сходство может проявляться не только в бытовых,
но и в более социально важных вопросах — в идеологии и политике. В несобранной
публике внешне вообще явно не проявляются явления, характерные для толпы или
собранной публики. Не проявляется в таком объ­еме «эмоциональное заражение», не
исчезает полно­стью рефлексивность и не возникает в полном объеме процесс
деиндивидуализации. Хотя заражение и идет, но это — заражение со стороны
«черного ящика» (ра­дио- или телеприемника). Разумеется, «ящик» активно
стремится и к снижению рефлексивности, и к деинди­видуализации аудитории,
однако в полной мере, как в толпе, это трудно достижимо.

Всякие виды «поляризованных масс», несобран­ной публики,
представляют собой базу для выработки сходных взглядов, готовности к
некритичному воспри­ятию определенной информации. Это основа для соз­дания
мнения по некоторым вопросам, основанная на готовности к реагированию сходным
образом на иден­тичные стимулы. Следовательно, все виды несобранной публики
представляют собой готовую базу для возникновения мнений и настроений —
макроформ массово­го политического сознания и соответствующего поли­тического
поведения.

Особым примером такой эволюции несобранной публики является
действие избирательных кампаний и возникающее в результате электоральное
поведение несобранной публики. Данной проблеме посвящено множество специальных
исследований. Однако общие механизмы электорального поведения достаточно про­сты.
Несмотря на все разговоры о «новых технологи­ях», электоральное поведение в
целом продолжает оставаться в значительной степени стихийным пове­дением,
подчиняясь его общим закономерностям. В ко­нечном счете, электорат делится на
две неравные час­ти. Первая, меньшая часть— это организованный электорат,
действующий на основе группового созна­ния и подчиняющийся управляющим этим
сознанием институтам. Вторая, значительно большая для любой современной
демократической страны часть, пред­ставляет собой неорганизованный электорат.

Общим механизмом политического поведения несобранной публики
являются массовые настроения. Последние же, как говорилось в предыдущей главе,
представляют собой производное от двух компонентов: притязаний и возможностей
их достижения. На этом всегда играли и продолжают играть до сих пор основ­ные
политические игроки — политические партии, движения и отдельные кандидаты на
выборные посты.

Как писал в свое время Г. Лебон, «избиратель тре­бует
невозможного и поневоле приходится обещать требуемое. Отсюда появляются
сплошные реформы, утверждаемые без малейшего понятия об их возмож­ных
последствиях. Всякая партия, желающая добить­ся власти, знает, что это возможно
только превзойдя обещаниями своих соперников». Соответственно, ос­новной
инструмент демократии по Г. Лебону — это воз­действие на массовые настроения с
целью побуждения определенного поведения людей.

С течением времени мало что изменилось. Осно­вываясь на
богатом практическом опыте, американ­ские специалисты так описывали модель
«несобранно­го» электората: «У избирателя есть определенные принципы. Он в
какой-то мере рационален и распола­гает информацией. У него есть и интересы,
однако присутствуют они не в той экстремальной, отработан­ной, совершенной и
детализированной форме, в кото­рую их унифицированно облекли политические фило­софы».
В решениях большинства избирателей даже в обществах с рациональной политической
культурой, преобладает стихийный выбор, основанный на эмо­циональном отношении
и присутствующих в данный момент политических настроениях.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ