Политическая психология больших групп :: vuzlib.su

Политическая психология больших групп :: vuzlib.su

59
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Политическая психология больших групп

.

Политическая психология больших групп

При исследовании политической психологии боль­ших групп,
широко используются, прежде всего, наблю­дение и социологические опросные
методы. Наблюде­ние может быть кратко-, средне- и долговременным. Последнее, как
правило, ведется большими исследова­тельскими группами и требует значительных
усилий по сбору материалов и созданию единой системы индика­торов, подлежащих
фиксации в ходе наблюдения. В США, например, таким образом было изучено целое
поколение людей на всех фазах его существования, от рождения и социализации до
пенсионного возраста. Исследователь, ведущий наблюдение, изучает интере­сующую
его ситуацию. Он может непосредственно участвовать в ней. Метод включенного
наблюдения позволяет изнутри исследовать процесс зарождения и развития
политического конфликта, эволюцию массо­вого движения, деятельность
политической партии и т. д. Для исследования ценностных ориентации совет­ских
рабочих 60-х годов прошлого века, например, отечественный социолог В.Б.
Ольшанский определенное время работал слесарем на московском заводе Ильи­ча.
Его коллега И.Т. Левыкин, проживая в деревне, ме­тодом включенного наблюдения
изучал психологию советского крестьянства того же периода. Американ­ский
психолог Т. Лири, войдя в доверие к членам бан­ды уличных хулиганов —
тинейджеров, чуть позже, уже в 70-е годы, изучал психологические ориентации
популярного тогда молодежного движения хиппи.

Разного рода социологические опросы и анкети­рование,
проводимые по репрезентативной выборке, в самых разных масштабах, дают полезную
информацию, которая поддается политико-психологической интер­претации при
условии правильного составления анкет. Такого рода исследования незаменимы в
ходе избира­тельных кампаний разных уровней — они дают воз­можность оценивать
ход кампании и эффективность усилий кандидатов, а также прогнозировать
возможные результаты.

Анкетные исследования и опросы населения полу­чили широкое
распространение в 30-е гг. XX века, когда Дж. Гэллап провел первый предвыборный
зон­даж политической ситуации. Сегодня широко исполь­зуются обе главные группы
опросных методов: интер­вью (предполагающее прямой контакт интервьюера с
респондентом) и массовые анкетные опросы (не обя­зательно предполагающих такой
контакт — типа поч­товых опросов, публикации анкет в средствах массовой
информации и т. п.). Как уже говорилось, это имеет значение для практики, а
также для теории. Анализ факторов, влияющих на решение избирателя, изуче­ние
зависимости между социологическими характери­стиками избирателя (возраст,
образование, пол, про­фессия, уровень дохода и т. п.) и его декларируемым
поведением на выборах дает очень важную политико-психологическую информацию.

Особую популярность в последние годы получили так называемые
фокусированные интервью, образую­щие метод фокус-групп. Вместо того, чтобы
проводить многотысячные опросы, собирается несколько неболь­ших (7—10 человек)
групп «типичных представителей» разных слоев общества, с которыми в течение
несколь­ких часов фокусированно обсуждаются интересующие исследователей темы. В
дополнение к количественным социологическим данным, это дает необходимый каче­ственный
материал.

Анализ всей возможной статистической информации открыл перед
политической психологией новые возможности. Располагая соответствующей техникой
анализа, из статистики можно извлечь массу полезных данных, проследить
закономерности, выявить тенден­ции, подтвердить те или иные
политико-психологические гипотезы. Достоинство данного метода в том, что он
позволяет абстрагироваться от ограничений пространства и времени.

Еще один метод политической психологии — изу­чение
документов. Он включает анализ официальных материалов, стенограмм заседаний
парламента, про­грамм партий, отчетов об официальных переговорах и т. д., а
также личных документов, дневников, писем, мемуаров. Значительный интерес
представляют кино- фото-, фонодокументы, плакаты, картины и т. п.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ