ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ :: vuzlib.su

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ :: vuzlib.su

44
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ

.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ

Рассматривая совокупность всех знаний чистого и
спекулятивного разума как здание, идея которого по крайней мере имеется у нас,
я могу сказать, что в трансцендентальном учении о началах мы составили смету на
строительные материалы и определили, для какого здания, какой высоты и
прочности они годятся.

Оказалось, что, хотя мы мечтали о башне до небес, запаса
материала на деле хватило только для жилища, достаточно просторного для нашей
деятельности на почве опыта и достаточно высокого, чтобы обозреть ее; между тем
смелое предприятие, упомянутое выше, должно было закончиться неудачей из-за
недостатка материала, не говоря уже о смешении языков, которое неизбежно должно
было вызвать разногласие среди строителей по поводу плана и рассеять их по
всему миру, дабы всякий начал строить самостоятельно по своим собственным
проектам Теперь нас интересуют не столько материалы, сколько план здания;
получив предупреждение не увлекаться слепо любой затеей, которая, быть может,
превосходит все наши способности, все же мы, не будучи в состоянии отказаться
от {13} постройки прочного жилища, составим смету на постройку здания
соразмерно материалу, который дан нам и вместе с тем сообразуется с нашей
потребностью.

Итак, под трансцендентальным учением о методе я разумею
определение формальных условий для полной системы чистого разума. С этой целью
мы займемся дисциплиной, каноном, архитектоникой и, наконец, историей чистого
разума и осуществим в трансцендентальном отношении то, что под названием практической
логики ищут для применения рассудка вообще, но не достигают в школах, так как
общая логика, не ограниченная никаким частным видом рассудочных знаний
(например, чистым знанием), не занимается определенными предметами и потому, не
заимствуя знаний из других наук, не может дать ничего более, кроме обозначений
для возможных методов и технических терминов, которые применяются во всякого
рода науках для систематизации, так что ученик заранее знакомится в этой логике
с терминами, значение и применение которых он должен узнать лишь в будущем

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ