6.5.2. Рептилиальный мозг :: vuzlib.su

6.5.2. Рептилиальный мозг :: vuzlib.su

65
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6.5.2. Рептилиальный мозг

.

6.5.2. Рептилиальный мозг

(R-комплекс). Один из трех крупнейших модулей «триединого
мозга», названный так потому что он представляет — практически единственный
функционирующий модуль головного мозга пресмыкающихся[68].
Дальнейшая эволюция (птицы, млекопитающие) «не перечеркивает» важных функций
реплилиального мозга., поверх которого только наслаиваются новые уровни нервной
ткани. Рептилиальный мозг включает мозговой ствол и наиболее древние с
эволюционной точки зрения базальные ганглии переднего мозга (например,
хвостатое ядро). Ствол мозга, в первую очередь, продолговатый мозг ведает
жизненно важными физиологическими функциями (незначительное повреждение
продолговатого мозга вызывает паралич сердечной деятельности и дыхания).
Мозжечок координирует позы и стереотипные движения. В состав рептилиального
модуля мозга входят также участки, важные для поддержания активного состояния
мозга в целом или для торможения его деятельности и, в частности, участвующие в
регуляции ритма сна и бодрствования:

Через весь ствол мозга проходит ретикулярная формация —
важный активатор работы вышележащих отделов мозга, функционирующий во
взаимодействии с другими активирующими мозг структурами лимбической системы и
неокортекса – пример параллельной работы нескольких мозговых модулей, о чем уже
шла речь выше. Ретикулярная формация представляет своего рода информационный
фильтр, который отбирает из поступающей в мозг из внешнего мира и изнутри
организма информации ту информацию, которая требует внимания вышележащих
отделов мозга (включая отделы, ведающие сознанием). Возвращаясь к сопоставлению
мозга с государством, мы можем сравнить ретикулярную формацию со службой
пограничного контроля. Благодаря ретикулярной формации мать не просыпается от
сильного шума, но вскакивает по первому слабому крику ребенка.

Если ретикулярная формация акивирует, пробуждает мозг, то находящиеся
в стволе мозга – а именно в его части под названием варолиев мост – ядра шва,
наоборот, оказывают снотворное действия на мозг. Выделяемый аксонами нейронов
ядер шва нейротрансмиттер серотонин синхронизирует активность нейронов других
отделов мозга, что и приводит к засыпанию. Строго говоря, серотониновая система
ядер шва отвечает за медленноволновой сон (названный так по характерной
электроэнцефалограмме (ЭЭГ)) – это те стадии сна, которые проходят без
сновидений. Принцип параллельной работы различных модулей мозга  проявляется и
в этом случае – за медленноволновый сон отвечают и структуры лимбической
системы и неокортекса.

В пределах рептилиального мозга имеются и участки,
необходимые для фазы быстроволнового (по ЭЭГ) сна – сна со сновидениями,
быстрыми движениями глаз за закрытыми веками и расслаблением мускулатуры. Эти
участки расположены на покрышке моста и среднего мозга, чьи гигантские нейроны
посылают в кору мозга хаотические потоки импульсов, которые и обусловливают
сновидения. Наша кора как своего рода «журналист» создает из хаотических очагов
возбуждения более или менее связный сюжет сновидений. В сон со сновидениями
вовлечено также синее пятно в мозговом стволе.

Таким образом, рептилиальный мозг содержит своего рода
«рубильники», способные как активировать, так и усыплять мозг, в том числе его
отделы, связанные с сознанием. Из клинической практики известно, что нарушения
в работе мозгового ствола, если не ведут к смерти в силу подавления жизненных
функций, часто ввергают человека в глубокую кому, прекращая тем самым его
всякую поведенческую активность, зависимую от вышележащих мозговых модулей
(иллюстрация общего закона немецкого философа Николая Гартмана о том, что
«низшее сильнее высшего», см. подраздел 2.5.2). Этот факт обусловливает биоэтические
и биополитические проблемы, касающиеся статуса индивида в хроническом
коматозном (сноподобном) состоянии, но без диагноза «смерти мозга» (в
противоположность ситуации, обсужденной в начале подраздела 6.5). Подобных
пациентов  в английской литературе именуют vegetables — овощами. После пробуждения некоторые из них рассказывали, что их «сознательный мозг»
фактически был активен, и только выключенный «рептилиальный переключатель»
разобщил мозг  и тело — они не могли установить контакт с другими.
Биополитическая проблема касается норм обращения с такими кажущимися
«овощами».  В наше время финансовых трудностей администрации госпиталей могут
оказывать давление в сторону урезания расходов на их жизнеподдержание, уповая
на то, что во многих случаях шансов на пробуждение практически может не быть.

Относящиеся к рептилиальному модулю базальные ганглии
переднего мозга контролируют питание, копуляцию, самооборону и целый ряд форм
примитивного социального поведения. Данные формы связаны с отношениями доминирования-подчинения и с территориальным поведением. Рептилиальный модуль мозга
позволяет, например, ящерицам совершать угрожающие демонстрации по отношению к
конкуренту за место или социальный ранг. Ящерица встает на все четыре ноги и
поворачиваясь боком к конкуренту, делает несколько шагов. Такое поведение очень
сходно с демонстрацией угроз у шимпанзе  и даже заставляет вспомнить о позах
людей во время ритуальных демонстраций военной мощи (парадов). Эти формы
поведения включают различные формы стереотипных самодемонстраций и поэтому,
возможно, имеют отношения к модам и всякого рода церемониям и в человеческом
обществе. Причем, как у ящериц, так и у людей многократное повторение
какого-либо стереотипного сигнала повышает эффективность его влияния на других.
(«Я тебе в сотый раз повторяю одно и то же», сетует школьный учитель, и до
ученика наконец доходит смысл учительского объяснения).  По данным Р. Мастерса,
побеждающий кандидат на президентских выборах в США чаще других демонстрирует
себя с телеэкрана (Masters, 1989).

У млекопитающих и тем более человека социальное поведение
управляется не только рептилиальным модулем, но и более эволюционно молодыми модулями
головного мозга. Они берут под свой контроль рептилиальный модуль, творчески
усложняют выполняемый им поведенческий репертуар и добавляют к нему качественно
новые элементы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ