Глава 1. Историческое введение в проблему обоснования и значения естественных наук, нуминозного опыта...

Глава 1. Историческое введение в проблему обоснования и значения естественных наук, нуминозного опыта и искусства :: vuzlib.su

56
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава 1. Историческое введение в проблему обоснования и значения
естественных наук, нуминозного опыта и искусства

.

Глава 1. Историческое введение в проблему обоснования и
значения естественных наук, нуминозного опыта и искусства

Когда мы нажимаем на стартер машины, мы предполагаем, что
двигатель заведется; когда в темноте щелкаем выключателем — ожидаем, что
зажжется свет; движение звезд может быть рассчитано; химические взаимодействия
всегда воспроизводятся одинаковым образом. Вся наша жизнь в индустриальном мире
тесно связана с техническими системами, частью которых являются постоянно
оправдывающиеся ожидания. И в основе всего этого лежит физика и физические
законы.

Однако физика — это не только постоянно используемые нами
законы. Она дает определенную интерпретацию явлениям как в физической
лаборатории, так и в повседневной жизни. Когда зажигается электрическая
лампочка, мы говорим: идет ток. Мы наблюдаем прилив и говорим: это проявление
гравитационной силы Луны. Когда мы видим свет, то говорим, что это
электромагнитные волны. Когда слушаем радио, то говорим: это голос из эфира.
Когда видим линию на фотографии из пузырьковой камеры, говорим, что это
изображение пути, пройденного элементарной частицей, и называем эту частицу
электроном. Во всех этих случаях физические теории внедряются в повседневный
язык современного человека как самоочевидные и принимаются им за истину. Однако
и существование физических законов, и истина физических теорий являются
(вопреки тому, что нам постоянно внушается) не самоочевидными, но, напротив,
представляют собой проблему.

Настоящая глава призвана дать представление о проблематичном
характере физических законов и теорий. Мы рассмотрим три классических примера.
Речь пойдет о Юме и его критическом эмпиризме; о Канте, представителе
трансцендентализма; и о Райхенбахе в данном случае как об операционалисте. Мы
покажем также, как в этих исторических примерах проявляет себя проблематика
нуминозного опыта и искусства.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ