Кейнсианская революция и институционализм. :: vuzlib.su

Кейнсианская революция и институционализм. :: vuzlib.su

13
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Кейнсианская революция и институционализм.

.

Кейнсианская революция и институционализм.

На начальном этапе развития капитализма классики и
неоклассики не без оснований считали: стихийная рыночная экономика, состоящая
из частнособственнических хозяйств, способна самостоятельно, без всякого вмешательства
государства предотвращать глубокие спады производства и массовую безработицу, а
предложение товаров на рынке как бы автоматически порождает равный ему по
объему спрос покупателей, что обеспечивает устойчивый рост национального
хозяйства.

Но в XX столетии экономика западных стран во, многих
отношениях изменилась — быстро укрупнялись частные хозяйства, свободная
конкуренция на рынке вытеснялась гигантскими монополиями-хозяйственными
объединениями, устанавливающими цены по своему произволу, и др. В результате
усилилась хаотичность всего хозяйственного развития. И вот в 1929 — 1933 гг.
разразился небывало разрушительный мировой экономический кризис, выход из
которого нельзя было найти с позиций неоклассицизма.

Радикальный способ избавления от пагубных кризисов и
массовой безработицы дала кейнсианская революция, названная по имени
выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946 гг.). В
своем главном произведении — книге «Общая теория занятости, процента и
денег» (1936 г.) Дж.Кейнс изложил совершенно новые принципы регулирования
национального хозяйства. К ним относятся следующие важнейшие положения.

Во-первых, решающая роль в предотвращении кризисов и
безработицы должно играть государство. Оно вмешивается в распределение всего
дохода общества и сосредоточивает в своих руках значительные денежные и другие
ресурсы в целях активного воздействия на экономику.

Во-вторых, чтобы обеспечивать полную занятость работников,
нужно ориентироваться не на предложение товаров (что предлагали неоклассики), а
напротив, всемерно развивать спрос. То есть расширять покупательную способность
населения и покупку предпринимателями новых средств производства. Для этого
государство должно наращивать объемы новых капитальных затрат в производство и
увеличивать расходы на другие социально-экономические цели, используя повышение
размеров налогов и выпуск большего количества денег.

В-третьих, для государственного управления экономикой
требуется разработать такие экономико-математические модели, которые раскрывают
количественные зависимости между основными показателями национального
хозяйства. Использование этих моделей позволяет поставить регулирование всей
хозяйственной деятельности на строго научную основу (теория Дж.Кейнса будет
подробно рассмотрена).

Наряду с кейнсианством существенную роль в преодолении
односторонности некоторых воззрений неоклассиков сыграл институционализм
(лат.institutio — указание, наставление). Институционализм — течение в
экономической теории, которое возникло в США и других странах в конце XIX-начале
XX вв. Оно обусловлено переходом от господства частной капиталистической
собственности и свободной конкуренции к усиленному обобществлению хозяйства,
его монополизации и огосударствлению. Сторонники этого течения под
«институциями» понимали разнообразные социально-экономические
процессы: в XX в. обновлялась и укрупнялась техническая база производства,
совершался переход от индивидуалистической к коллективистской психологии,
вводился «социальный контроль над производством» и «регулирование
экономики».

Одним из видных представителей институционализма является
американский экономист профессор Джон Гэлбрейт (родился в 1908 г.). В своих книгах «Индустриальное общество» (1967 г.), «Экономические теории и цели общества» (1973 г.) и др. он исследовал тенденции укрупнения
промышленного производства, которые привели к образованию гигантских
корпораций. Он показал, что корпорации достигают наивысших производственных
успехов, потому что используют новейшую технику и технологию, а к руководству
предприятиями пришли технические специалисты-администраторы. С этим связано
усиление планирования, которое, по мнению Дж-Гэлбрейта, идет на смену рыночным
отношениям. В итоге в обществе складываются две системы — рыночная система,
охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и планирующая система, куда
входят корпорации, взаимодействующие с государством.

Исходя из качественно изменившихся в XX в. объективных
условий хозяйствования, Дж. Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные
положения неоклассицизма, превратившиеся для многих экономистов в догму
(положение, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства,
некритически, без учета конкретных условий). К числу таких догм были отнесены,
в частности, положения: о подчинении целей экономической системы интересам
только отдельного человека, о свободной конкуренции мелких
товаропроизводителей, о преимуществах хозяйствования единоличных собственников,
о высокой результативности рыночного саморегулирования национальной экономики.

Стало быть, представители кейнсианства и институционализма
по существу отрицали всеохватывающую регулирующую роль рынка и возлагали эту
роль на государство и крупные хозяйственные объединения. Однако жизнь показала:
хотя государственное вмешательство в экономику и приносит положительные результаты,
оно не в состоянии полностью предотвратить периодически повторяющиеся спады
производства и безработицу. Последнее обстоятельство послужило причиной
реанимации  (оживления) прежних взглядов неоклассиков в отношении роли
государства в экономике.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ