§1. ДУАЛЬНОСТЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА :: vuzlib.su

§1. ДУАЛЬНОСТЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА :: vuzlib.su

11
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§1. ДУАЛЬНОСТЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

.

§1. ДУАЛЬНОСТЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Осознание двойственности своей
природы — фундаментальное со­бытие в жизни человека. С одной стороны, как и
любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания,
но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает соз­нанием
свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости,
красоты и истины. Двойная детерминация человека задает динамическое напряжение,
питающее культуру, и “сублимиру­ется” в форме ее основных оппозиций:
человек-животное, природа-общество, дух-тело, человек-бог, добро-зло и т.п.
Значение этих “боль­ших” метафизических противоположностей состоит в том, что
они символизируют вечную загадку человека и стимулируют поиск своего назначения
и места в мире. Неверно думать, что как таковые метафи­зические представления о
человеке либо фантазии и утопии, либо идео­логические двойники реальных
отношений между людьми, т. е. нечто такое, что в любом случае ненужно и
бесполезно: романтические уто­пии скрывают жестокую реальность, а идеологии ее
оправдывают. Как видно из истории, источником культурного взрыва являются не
толь­ко новые технологии, но и идеи, и прежде всего представления чело­века о
самом себе, его цели и идеалы, которые хотя и не выполняются полностью, однако
существенно определяют социальные, экономи­ческие и культурные завоевания
человека.

Вместе с тем, нельзя закрывать глаза
на историческую обуслов­ленность и культурную относительность этих различий. Прежде
всего следует иметь в виду, что они не являются данностями. Какими бы
самоочевидными и естественными не казались противоположности человека и
животного, мужчины и женщины, духа и тела, тем не менее они не являются
извечными и в каждую эпоху понимаются и реализу­ются по-разному. Причиной тому
является не только недостаток зна­ния, но и различные способы производства
человеческого, связанные

как с технологиями, так и проектами,
которые и составляют саму суть культуры. Человеком не рождаются, а становятся,
но что такое чело­век и кем он должен стать — эту загадку каждая историческая
эпоха решает по-своему. Разумеется существуют традиции, которых люди должны
придерживаться, чтобы выжить в ходе инноваций, однако именно изменения
окружающего мира заставляют искать новые воз­можности самоосуществления.

Важным методологическим вопросом
является обсуждение тех ре­альных функций, которые обеспечивают данные
различия: как и при каких условиях они возникают и каково их значение в системе
обще­ственного порядка. Трудность решения вопроса о природе, происхо­ждении и
реальных функциях данных различий связана с тем, что они развиваются как бы на
двух уровнях. С одной стороны, философия, а потом и наука пытаются уточнить эти
различия и дать им четкое оп­ределение. С другой стороны, пытаясь доказать
истинность и тем са­мым сделать определения действующими нормами поведения, мыс­лители
сталкиваются с тем, что их рассуждения оказываются как не­доказуемыми, так и
невыполнимыми. Это вызвано тем, что различия природного и социального,
божественного и человеческого, мужско­го и женского, плохого и хорошего,
прекрасного и безобразного и т. п. складываются до познания и сами составляют
неявную основу любых рассуждений. В культуре существует значительное число
положений, которые, будучи самоочевидными и общепринятыми тем не менее не могут
быть доказаны научным путем, ссылками на опыт или логиче­ское доказательство:
тот, кто сомневается в существовании внешнего мира, в наличии сознания и т. п.
всерьез, а не на философском дис­путе не считается нормальным. И это не
случайно. Если сомневаться в этом, то недоказуемо и все остальное. История
подобных различе­ний уходит корнями в некогнитивные практики, и поэтому ее
рекон­струкция должна опираться не только на определения, даваемые тем или иным
философом, но и выявлять реальные структуры, в рамках которых они складываются
и функционируют.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ