ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§1. ДУАЛЬНОСТЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА
.
§1. ДУАЛЬНОСТЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Осознание двойственности своей
природы — фундаментальное событие в жизни человека. С одной стороны, как и
любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания,
но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием
свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости,
красоты и истины. Двойная детерминация человека задает динамическое напряжение,
питающее культуру, и “сублимируется” в форме ее основных оппозиций:
человек-животное, природа-общество, дух-тело, человек-бог, добро-зло и т.п.
Значение этих “больших” метафизических противоположностей состоит в том, что
они символизируют вечную загадку человека и стимулируют поиск своего назначения
и места в мире. Неверно думать, что как таковые метафизические представления о
человеке либо фантазии и утопии, либо идеологические двойники реальных
отношений между людьми, т. е. нечто такое, что в любом случае ненужно и
бесполезно: романтические утопии скрывают жестокую реальность, а идеологии ее
оправдывают. Как видно из истории, источником культурного взрыва являются не
только новые технологии, но и идеи, и прежде всего представления человека о
самом себе, его цели и идеалы, которые хотя и не выполняются полностью, однако
существенно определяют социальные, экономические и культурные завоевания
человека.
Вместе с тем, нельзя закрывать глаза
на историческую обусловленность и культурную относительность этих различий. Прежде
всего следует иметь в виду, что они не являются данностями. Какими бы
самоочевидными и естественными не казались противоположности человека и
животного, мужчины и женщины, духа и тела, тем не менее они не являются
извечными и в каждую эпоху понимаются и реализуются по-разному. Причиной тому
является не только недостаток знания, но и различные способы производства
человеческого, связанные
как с технологиями, так и проектами,
которые и составляют саму суть культуры. Человеком не рождаются, а становятся,
но что такое человек и кем он должен стать — эту загадку каждая историческая
эпоха решает по-своему. Разумеется существуют традиции, которых люди должны
придерживаться, чтобы выжить в ходе инноваций, однако именно изменения
окружающего мира заставляют искать новые возможности самоосуществления.
Важным методологическим вопросом
является обсуждение тех реальных функций, которые обеспечивают данные
различия: как и при каких условиях они возникают и каково их значение в системе
общественного порядка. Трудность решения вопроса о природе, происхождении и
реальных функциях данных различий связана с тем, что они развиваются как бы на
двух уровнях. С одной стороны, философия, а потом и наука пытаются уточнить эти
различия и дать им четкое определение. С другой стороны, пытаясь доказать
истинность и тем самым сделать определения действующими нормами поведения, мыслители
сталкиваются с тем, что их рассуждения оказываются как недоказуемыми, так и
невыполнимыми. Это вызвано тем, что различия природного и социального,
божественного и человеческого, мужского и женского, плохого и хорошего,
прекрасного и безобразного и т. п. складываются до познания и сами составляют
неявную основу любых рассуждений. В культуре существует значительное число
положений, которые, будучи самоочевидными и общепринятыми тем не менее не могут
быть доказаны научным путем, ссылками на опыт или логическое доказательство:
тот, кто сомневается в существовании внешнего мира, в наличии сознания и т. п.
всерьез, а не на философском диспуте не считается нормальным. И это не
случайно. Если сомневаться в этом, то недоказуемо и все остальное. История
подобных различений уходит корнями в некогнитивные практики, и поэтому ее
реконструкция должна опираться не только на определения, даваемые тем или иным
философом, но и выявлять реальные структуры, в рамках которых они складываются
и функционируют.
.