Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом :: vuzlib.su

Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом :: vuzlib.su

17
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Особенности управления акционерными обществами с государственным
капиталом

.

Особенности
управления акционерными обществами с государственным капиталом

Акционерные
общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской
экономики. Это выдвигает задачу на­учиться управлять такими обществами с учетом
их специфики, сти­мулируя при этом в максимально возможной мере предприниматель­скую
активность. По критерию участия в капитале и влияния госу­дарства на управление
можно выделить три группы акционерных об­ществ: 1) со 100-процентным
государственным капиталом; 2) с при­надлежащим государству контрольным пакетом
акций; 3) с государ­ственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Смысл образования
акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в
переходе к организацион­но-правовой форме, создающей более широкие, нежели
унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчи­вости.
Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность
и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества
является не государ­ство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную
имущест­венную ответственность, что создает возможность обращения имуще­ства
такого предприятия на погашение его долгов. Право собственно­сти на имущество и
ответственность по своим долгам создают объек­тивные предпосылки рыночного
поведения соответствующих фирм.

Государство-акционер
непосредственно не управляет производст­вом, оно лишь ориентирует и
контролирует деятельность своих пред­ставителей в акционерном обществе. Все это
является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ
и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее
эффективность деятельности акционерного общества со 100-процент­ным
государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата
государственного управления на руководящие ор­ганы общества. Государственный
орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на
инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта,
или на вы­пуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспо­собность
таких предприятии падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея
создания подобного акционерного общества извращается.

Принципиальное
значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом
имеет правовой меха­низм взаимоотношений между государственными органами и орга­нами
управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом
существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном
законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным
государственным капи­талом, где государство выступает в качестве единственного
акционе­ра, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет
директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет
контролирует деятельность исполнительного органа об­щества, также назначаемого
(или утверждаемого) государством. Прин­цип, который должен быть реализован во
взаимоотношениях акцио­нерного общества с государственными органами, сводится к
разум­ному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с
достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства.

Более
перспективны акционерные общества, в которых государ­ству принадлежит
контрольный пакет акций. Такие общества пред­ставляют собой компании со
смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в
смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой
стоимостью ос­новных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное ко­личество
акций и создаются условия для широкого привлечения в эко­номику отечественного
и иностранного капитала. Во-вторых, сохра­няется возможность воздействия
государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях
обеспечения интересов об­щества.

Существуют
производства, перевод которых в частные акционер­ные общества недопустим либо с
точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным
мотивам. Они под­вергаются частичной приватизации. В таких обществах, где
государ­ственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль
государства в управлении возрастает.

Управление
акционерными обществами с государственным кон­трольным пакетом акций
осуществляется главным образом предста­вителями государства (как правило, это
государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание
акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное
боль­шинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, предста­вителям
государства приходится считаться с мнением других акцио­неров. В соответствии с
российским законодательством представитель государства назначается в любое
акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных
акций.

Роль
представителя государства трудно переоценить. Это не про­сто контролер, стоящий
на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления
акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании,
проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии разви­тия.
С помощью своих представителей государство оказывает влия­ние на объем и
направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества.

Функции и права
представителя государства, управляющего па­кетом акций, не являющимся
контрольным, имеют определенные от­личия, поскольку в данных условиях
возрастает роль других акционе­ров. Не всегда предлагаемые им решения
принимаются собранием акционеров или советом директоров.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ