Глава 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества :: vuzlib.su

Глава 6. Технологии становления и развития корпоративного типа организации общества :: vuzlib.su

70
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава 6. Технологии становления и развития корпоративного типа
организации общества

.

Глава 6. Технологии становления и развития корпоративного
типа организации общества

В  данной   главе  будут  рассмотрены   следующие  основные
вопросы.

1. Сущность и принципы корпоративного метода хозяйст­вования.

2.   Программа социальной и экономической поддержки
интересов населения «СЭПИН» — универсальная тех­нология корпоративного
управления.

3.   Частные технологии научного обеспечения процесса
становления хозяйствования.

1. Страны и народы находятся в постоянном поиске прису­щих
им путей развития, соответствующих моделей социального поведения в контексте
постоянно меняющихся внешних и внут­ренних обстоятельств, возникающих новых
общественных по­требностей. Правильно выбранный путь позволяет трезво оце­нить
сложившуюся ситуацию и сконцентрировать средства и ресурсы на преодолении
возникающих трудностей, дисбалансов. И чем активнее в этот процесс вовлечены
интеллектуальные силы общества, тем демократичнее обсуждаются различные аль­тернативы
выхода из кризисного тупика.

Сегодня ясно, что не может быть старой России, но никто не
знает, как обустроить ее по-новому. Общество, принеся огром­ные жертвы, испытав
сокрушительные удары, убедилось, что возврата к прошлому нет так же, как и нет
дороги в «монетаристское» будущее.

Как и в любой другой кризисный период истории Отечества,
России нужна идея, способная мобилизовать все ресурсы — материальные,
организационные, а главное, духовные — для выхода из острейшего кризиса. Она
призвана найти свой само­бытный и перспективный путь общественного развития.
Таким правильным ориентиром общественного развития для России, который позволит
сконцентрировать ресурсы на оздоровляющем направлении прорыва, на наш взгляд,
является корпоратизм.

Само слово корпоратизм  происходит от лат.  corporatio —
объединение, сообщество. В литературе преимущественно до сих пор была известна
только как экономическая корпорация, т.е. такой вид взаимодействия людей,
который характеризуется ак­ционерными началами, где капитал образуется путем
продажи акций и облигаций.  Однако по мере развития и утверждения корпоративной
собственности  как одной из ведущих во всем мире многообразия ее форм  корпорация
все в большей мере рассматривается не только как определенный тип экономической
и социальной организации со своими нормами, специфическими интересами и целями
деятельности, но и как особый тип обу­стройства всей общественной жизни — экономической,
полити­ческой,   духовной.   Он   основан   на   принципах   совладения   и
сораспоряжения корпоративной собственностью, подлинно на­родного
самоуправления, договорных отношений между цент­ральной и местной властью,
возрождения духовности и культу­ры в каждом местном сообществе,  которому центр
делегирует все права распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуаль­ными.
Таким образом, корпоратизм сегодня понимается нами не только как способ хозяйствования,
но и как способ организации общественной   жизни,   при   котором   пирамида
общественной жизни  наконец  принимает устойчивое  положение;   не только
центр  инициирует  развитие,   но  и  сами  местные  сообщества, социальные
организации, хозяйственные субъекты, люди, про­живающие на территориях,
включаются в активную обществен­ную жизнь. Став совладельцем собственности,
акционерами, они сами создают властные структуры, зарабатывают на свои соци­альные
нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях и,  наконец,
сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необходимыми
полномочиями и ресурсами.

В этом смысле корпоратизм выдвигает основную цель разви­тия
общества, дает ясные ориентиры для граждан. Цель эта прежде всего социальная и
духовная. В экономике нельзя искать целевые установки: экономика — средство, а
не смысл цивили­зованного общества. Это нашло отражение и в Конституции России.
Конечно, реализация всего комплекса целей (духовных, нравственных, социальных,
политических) начинается с оздо­ровления экономики, но главные цели—результаты
— это по­вышение качества жизни граждан, рост их благосостояния. Приоритетная
из них — укрепление здоровья людей (физичес­кого и нравственного), создание таких
условий, когда средняя продолжительность жизни растет. Поэтому высшей целью кор­поративного
пути развития являются:

высокие доходы большинства населения;

постоянное улучшение сервиса и комфорта жизни, высокая
продолжительность жизни без заболеваний;

саморазвитие и творческое совершенствование личности как
высшая ценность;

перспективы для самореализации подрастающего поколения;

обеспечение высокого качества жизни как работающим граж­данам,
так и престарелым, инвалидам, многодетным семьям.

На наш взгляд, корпоративный способ хозяйствования орга­низаций
всей общественной жизни позволяет не декларировать эти цели, а действительно их
реализовывать. Почему? Прежде всего потому, что заботы на себя берет не только
государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления,
муниципальные образования. Население территорий, городов и районов, став совладельцем
финансовых институтов, коммерчес­ких организаций, само учится зарабатывать на
свои социальные нужды, рационально использовать многообразие ресурсов, чело­веческих
в том числе. Поэтому центр тяжести перемещается в муниципальные образования,
которые при корпоративном мето­де хозяйствования способны рационально решать
вопросы, обес­печивающие здоровый образ жизни для своих граждан.

Идейные истоки корпоратизма уходят в глубь мировой хозяй­ственной
жизни, их элементы известны с момента появления человеческого общества, когда в
процессе совместной деятель­ности люди вступали в отношения совладения
собственностью, объединяли усилия при решении общих задач, согласовании
интересов и т.п. Неумолимая логика исторического развития такова: усложнение
хозяйственной и социальной жизни объек­тивно требует объединения и координации
усилий всех членов общества. В разные исторические эпохи их формы выглядели
по-разному. Как показал мировой опыт, в современных условиях наиболее эффективной
формой такого взаимодействия, интегра­ции и координации усилий является
корпоратизм. Во многих странах мира корпоративные формы организации как хозяйст­венной,
так и социальной жизни стали ведущими.

Корпоратизм своими корнями уходит в глубь российской
истории. Именно Россия открыла миру корпоративный путь развития. Издревле
российское государство развивалось на кор­поративных началах, на основах
совладения собственностью, союза местных сообществ, трудовой демократии и
местного самоуправления. В странах Западной Европы к началу XX в. сложилась
модель  преимущественно общественного развития, которую условно можно назвать
«частной» или «индивидуалис­тической». Она была основана в
большей мере на индивидуаль­ном проявлении жизненных сил и интересов
(«каждый сам за себя»), поскольку складывалась в условиях крайнего
дефицита экономических ресурсов, значительного перенаселения и соот­ветствующего
типа культуры. Хозяйственная система, существо­вавшая в то время в России,
значительно отличалась от запад­но-европейской. Огромные территории и природные
богатства, многообразие климатических зон, этносов и народностей, там
проживавших,   были  важными  объективными  предпосылками для иного типа
организации хозяйственной и всей общественной жизни, экономической самостоятельности
мест, формирования национального характера и развития местного самоуправления,
что лежит в основе корпоративного способа жизнедеятельности, особого пути
развития общества.

Для социальной организации общества принципиальное зна­чение
имеют взаимоотношения между властью и обществом. При корпоративном способе
организации развитие демократических принципов идет «снизу», от
человека, муниципальных образова­ний,  городов,  районов,  которые  на основе
договора и  права добровольно отдают центральной власти ряд необходимых функ­ций
и ресурсов. Зато они имеют право спрашивать за состояние дел в результате распоряжения
ими в интересах всего общества. Корпоратизм   способен   перевернуть  существующую
властную пирамиду.  За центром закрепляются присущие ему функции, скажем,  координация
усилий,   защита безопасности  граждан, накопление ресурсов развития и т.п. А
остальные ресурсы и права передаются территориям, которые под свою ответствен­ность
и своими методами решают местные проблемы в интересах граждан. Только так может
быть сегодня организована эффек­тивная власть, способная приблизить
производителя к распоря­жению средствами производства и пользованию
результатами труда  и   ресурсами.   Следовательно,   включается  современная
мотивация людей к творческой деятельности, расширяются ус­ловия для
саморазвития сущностных сил человека.

Будущее российской экономики — в корпоративном методе
хозяйствования, а выход из кризиса видится прежде всего в ее оздоровлении.
Центральным звеном тут являются организацион­но-правовые основы развития
свободных социально-финансо­вых структур. Они представляют собой единственно
дееспособные и самостоятельные органы экономической жизни, сущест­вующие в
интересах населения страны, субъектов Федерации, города, района, местного сообщества.
Для выявления преиму­ществ, механизмов работы социально-финансовых групп необ­ходимо
проанализировать баланс интересов:
население-власть-производство-финансы-торговля.

Корпоративный метод хозяйствования как раз и характери­зуется
сбалансированным взаимодействием центральной власти и органов самоуправления,
рациональным распределением ре­сурсов, в том числе и финансовых, распоряжением
и использо­ванием собственности, в том числе и муниципальной, на основах
согласия и договора. По существу корпоративные формы хозяй­ствования создают
благоприятные предпосылки для создания среднего класса собственников-совладельцев
природных ресур­сов, совместного капитала. Только тогда общество в целом и
каждый гражданин получают дивиденды от коммерческого ис­пользования природных
ресурсов. Рента и экспортные пошлины распределяются по счетам не только частных
лиц, но и членов корпорации, общества как ассоциации корпоративных образова­ний.
Только при этом возможно рациональное, правильное использование материальных
средств, в том числе и финансо­вых. Часть из них идет на личное потребление,
обеспечивая материальную основу прав человека, его экономическую, поли­тическую
и духовную независимость, остальные распределяются по фондам развития и
социального обеспечения федерального и регионального значения. Вместо
громоздкой системы социально­го обеспечения включается мощный механизм оздоровления
экономики: распределение ресурсов через корпоративные банки, коммерческие
структуры, словом, корпоративные финансово-промышленные группы населения. Как
показывает мировой опыт, это магистральный путь выхода из экономического кризи­са,
который позволяет сделать большинство населения хозяева­ми средств
производства, субъектом рынка или создать для этого соответствующие условия.

Корпоратизм составляет суть российской объединяющей идеи.
История развития общества — это не только история хозяйственной жизни,
политических событий, но и история идей. Различного рода идеи, теории,
доктрины, выражающие коренные интересы людей, направляющие их действия, опреде­ляющие
цели и выбор средств их достижения, на всех поворотах истории для России имели
особое значение. В центре проблемы — желание определить свое место в окружающем
мире, понять характер и основы взаимосвязей с цивилизациями Запада и Востока,
найти разумное сочетание между курсом на вхождение в мировую цивилизацию,
приобщением к общечеловеческим ценностям и естественным желанием сохранить свою
историчес­кую и национальную самобытность.

Сегодня Россия как бы растворяется в мировой цивилизации.
Для нее поиск особой самобытной модели общественного разви­тия с учетом  ее
исторического пути является определяющим. Конечно, России предстоит и дальше
«встраиваться» в мировое пространство, осваивать рыночные отношения,
современные тех­нологии, но рыночный либерализм и весь уклад жизни России
(хозяйственный, социальный, духовный) несовместимы. У Рос­сии другой путь и он
должен быть сделан с учетом национальных особенностей, собственного
исторического опыта, сознательного выбора российских граждан.  Мировой опыт
свидетельствует: преодоление монополии одной формы собственности, частной в том
числе,   —   необходимое условие более полной реализации творческих потенциалов
людей, отдельных регионов, трудовых объединений. Под влиянием управленческой и
научно-техничес­кой революций в конкурентном поле разных видов собственнос­ти
все большее значение приобретает корпоративная,  которая позволяет   более
полно   связывать  результаты   хозяйственной деятельности   с   ее   социальным
смыслом,   лучше  мотивирует людей к труду.  В некоторых странах она (в разных
формах) составляет от 60 до 70%.

В целом у России есть все предпосылки для освоения корпо­ративного
метода хозяйствования и способа организации всей общественной жизни: уже
действуют практически первые образ­цы такой организации хозяйства, есть опыт,
«школа» социализма и капитализма, разработаны высокие технологии,
имеются фун­даментальная наука, образованное население. По существу рож­дается
новая  общественная  формация,  утверждающая  баланс интересов в обществе (национальных,
групповых, частных) и открывающая простор инициативе разных субъектов социально­го
действия. Корпоратизм — это синтез новейших достижений капиталистического и
социалистического образа жизни, вбираю­щий в себя жизнеспособные элементы двух
способов производ­ства (и частного, и общественного).

Именно Россия открыла миру «третий путь» — модель
народотворческого развития. Это открытие проверено исторической практикой
многих стран (Германии, Японии, Южной Кореи и др.), разработавших и реализовавших
прорывные проекты вы­ведения стран из разрухи и кризиса.

Взяв на вооружение идеологию корпоратизма и ноосферного
развития, Россия имеет хорошие перспективы на достижение прочного гражданского
согласия, своего рода общественного договора, базирующегося на столь
необходимом нашему обще­ству единстве совести и разума.

И еще, что очень важно подчеркнуть, ноосферно-корпоративная
культура позволяет создать в будущем современный тип управленческой и
организационной культуры. При такой куль­туре управления даже кризисные явления
могут быть обращены на пользу граждан и обновление их жизни, если интеллектуаль­ные
силы общества включены в осмысление его причин, найдены пути адекватного
воздействия на созревшие перемены. Есть основания считать, что Россия превратится
в страну, быстро реагирующую на внутренние и внешние трудности, своевременно
разрешающую нарастание конфликтов, в страну высоких образ­цов технической,
управленческой и экологической культуры, опирающуюся на приоритет нравственных
ценностей.

Выбрав свой путь, совершенствуя свои цивилизационные истоки,
Россия имеет хорошие шансы на стабилизацию положе­ния, а потом и на развитие. В
этом ей следует в большей мере опереться на свой исторический выбор, отклонения
от которого всегда приносили России беды и невзгоды.

Еще в начале XX в., по оценке К. Маркса, Россия находилась
первой среди европейских стран на стадии экономического роста. Поэтому
россиянам начать свое возрождение необходимо с хорошо забытых уроков своих
предшественников. Необходимо внимательно приглядеться к каждой стадии
возрождения «рос­сийского могущества», ориентируясь на собственный и
мировой исторический путь развития корпоратизма.

Первой является стадия стабилизации во всем ее огромном
экономическом и социально-политическом многообразии, с очень важной,
характерной для всех вариантов чертой — отсут­ствием (или наличием
незначительного) экономического роста. Особенно интересны необходимые условия,
определяющие дви­жение вперед, с этой первоначальной стадии (Россия середины
60-70-х годов XIX в. и Россия середины 90-х годов XX в.). В Японии и Германии
(как и в России в начале 80-х годов XIX в.) эти условия определялись факторами
технологического и соци­ально-политического порядка, характеризующими
становление корпоративного механизма развития.

При установлении необходимых для развития корпоративных
отношений стабильное общество вступает во вторую стадию — стадию устойчивого
роста экономики.

На третьей стадии («взлета») корпоративные
интересы и отношения занимают господствующее положение в обществе, развитие экономических
сил и рост экономики становятся устой­чивым процессом (например, среднегодовой
рост ВНП в России в период с 80-х годов XIX в. по 1914 г. составил около 10%).

Четвертая стадия — «зрелость» — характерна для
передовых индустриальных государств (Япония, Германия, США, Швеция). Экономика
России в эту стадию своего развития перейти не смогла: помешали первая мировая
война — 1914 г., затем 1917 г. и длительный период социалистического
эксперимента. Стадия «зрелости» достигается только после стадии
«взлета», примерно через 10-15 лет, как показала мировая практика
(Япония, Германия, Швеция), благодаря динамике накопления капитала, а также
способности не только создавать, но и прежде всего осваивать современную
технологию.

Население России должно сделать свой выбор исходя из
сложившейся ситуации и исторической предрасположенности российского
менталитета.

Внедрение корпоративного метода хозяйствования обеспечи­вается
реализацией организационных принципов корпоратизма, в число которых входят:

свободное волеизъявление населения при выборе метода хо­зяйствования;

удовлетворение личных и корпоративных интересов посред­ством
развития договорных отношений;

равноправное владение собственностью местного сообщества;

реализация интересов индивидуума через единство интересов
сообщества;

корпоративная демократия как результат неформального ра­венства
возможностей каждого члена сообщества при ведущей роли способностей;

предприимчивость;

самоуправление и самофинансирование.

2. Программа «СЭПИН» представляет собой одно из
направ­лений структурной перестройки экономики местных сообществ и обеспечивает
реальное повышение жизненного уровня населения не за счет зарплаты, а благодаря
реализации новых органи­зационно-финансовых технологий, основанных на корпоратив­ном
методе хозяйствования. Она направлена на:

увеличение доходов населения (бюджета семьи), в первую
очередь пенсионеров, ветеранов, инвалидов, многодетных семей и малоимущих (к
малоимущим отнесены граждане, которые после оплаты коммунальных услуг расходуют
из бюджета семьи более 50% средств на продукты питания);

рост качества жизни,  выражающегося  в создании условий
комфортности и инфраструктуры сервиса; увеличение продолжительности жизни;
увеличение доходной части местного бюджета; перекрытие оттока денежной массы из
города (района), за­пуска механизмов аккумулирования и участия денежных средств
в финансировании социально-экономических программ развития местного сообщества;

предупреждение банкротства предприятий и организации
конкурентного производства;

сокращение безработицы и открытие новых рабочих мест;
снижение  общественной  напряженности  и  антисоциальных проявлений;

увеличение числа собственников — совладельцев финансо­вых
институтов и коммерческих образований;

формирование собственной финансовой инфраструктуры, ра­ботающей
на интересы населения местного сообщества;

расширение социальной базы реформ и смещения электораль­ных
настроений в пользу их ускоренного завершения.

Программа «СЭПИН» построена по матричному
принципу, охватывает все уровни управления, создает условия саморегули­руемого
развития рынка и позволяет консолидировать различ­ные умонастроения партий,
движений и блоков.

Предлагаемая Программа разработана как системная модель
реформирования общества в соответствии с объективными тре­бованиями современной
науки и знанием исторических условий развития российского общества.

Она реализуется с учетом конкретных условий и специфики
экономического, организационного, социально-политического уровней и структуры
развития того или иного региона, местного сообщества, являясь основой
корпоративного метода хозяйство­вания, отражает новую философию действий на
современном этапе развития, способна использовать огромный опыт истори­ческой
памяти и вовлечь творческие резервы в процесс обустрой­ства и возрождения экономики
России.

Предлагаемый Программой комплексный подход позволяет
администрациям городов (районов) создать собственную соци­ально-финансовую
инфраструктуру и реализовать систему соци­альной, экономической, экологической
и правовой защиты насе­ления местных сообществ.

Эффективность реализации Программы «СЭПИН»
определя­ется изменением качества жизни каждого человека.

Население каждого города (района) можно подразделить на
категории и социальные группы: дети, пенсионеры, взрослые (работающие и др.),
многодетные, инвалиды и др.

Роль конкретного человека в современном обществе и прояв­ление
его интересов разнообразны: как налогоплательщика; как собственника; как
работодателя; как наемного работника; как потребителя (покупателя); как жителя
города (района); как акционера; как инвестора и т.д.

Защищающих эти интересы социальных программ имеется много,
но есть один, объединяющий их знаменатель, который можно выразить двумя словами
— «жить лучше!».

Мы все хотим (+)

Никто из нас не хочет ( — )

1. Продолжительность жизни

Увеличение продолжительности своей жизни: 80-90 лет и
более → 120

Сокращение продолжительности своей жизни 58 лет → к
уменьшению

2. Доход (структура расходов)

Иметь высокооплачиваемую работу, когда менее 10% доходов
расходует­ся на питание

Жить в бедности и нищете, когда 80% доходов тратится на
питание

3. Занятость

5-3% и менее безработных (естественная безработица)

Быть безработным (более 5% без­работных)

Всех людей объединяет:

стремление к здоровью. Все хотят жить долго. Никто не хочет
преждевременной смерти. Жить здоровым до 90-100 лет вполне реально, но не в
нынешних российских условиях. Для активизации резервных возможностей организма
необходим определенный уро­вень общей культуры человека. И особенно культуры
физической, умения применять полученные знания во благо собственному телу и
духу. Поддержание индекса соматического здоровья на уровне более 4,5 условной
единицы (по 6-балльной шкале оценки) позво­ляет продлить каждому жизнь до 90
лет и более;

стремление к высокому уровню достатка и обеспеченности.
Ученые давно установили общую для всех людей закономер­ность. Если из своего
бюджета семья ежемесячно тратит на питание более 80%, то наступает постепенная
деградация чело­века как личности, он становится антисоциальным;

стремление к безопасности. Человек не должен жить в состо­янии
страха: он имеет право на надежную, единую для всех систему социальной,
экономической и правовой защиты.

Это — единство стремлений и желаний людей, объединяю­щий их
«стержень», определяется как Программа социально-эко­номической
поддержки интересов населения городов (районов), сокращенно — Программа
«СЭПИН».

Можно выделить три составляющие стратегии управления
внедрения Программы «СЭПИН»:

1. Разработка, включающая этапы обучения, приспособле­ния,
выработки алгоритма реализации программы.

2. Легитимизация статус-кво, принятие решения о целесооб­разности
внедрения «СЭПИН».

3. Сопровождение, включающее этапы: обратной связи; оцен­ки
эффективности; координации действий; разработки правил; управления изменениями.

Первая часть стратегии требует волевых усилий, времени,
знаний, свободных ресурсов и поддержки населения. Необходи­мо учитывать
различные уровни культуры, образования, элемен­ты психологической неготовности
к нововведениям, а также и то, что люди осуществляют действия для достижения
определен­ных личных целей. Получить поддержку не так легко. Статус-кво
Программы сформируется не сразу. Никто не любит плохих новостей. Человек скорей
согласится с тем, что имеют место некоторые негативные моменты, нежели с
положением, что «так жить нельзя».

Вторая часть стратегии требует легитимизации статус-кво
Программы.

Как это осуществляется? Путем выработки правил, которые
можно использовать для объяснения сущности Программы и практики ее реализации:
почему, что и как вы делаете?

Парадокс при реализации любой инновационной программы
заключается в том, что в тот самый момент, когда нужны решительные действия и
коренные изменения, бюрократический аппарат, боясь ошибок, усиливает формальный
подход, что приводит к обычной рутине. Руководствуясь «благими намере­ниями»
и считая, что выполняют свои задачи комплексно, чиновники устанавливают процедурные
правила, которые, по их мнению, делают работу более эффективной. Ведется много
раз­говоров о целесообразности и еще больше — нуждах и интересах широких слоев
населения, о необходимости защиты этих инте­ресов и т.д., но мало что практически
делается.

Почему это происходит? Потому что формальное следование
правилам обеспечивает как легитимность поведения, так и за­щитную стратегию. Кроме
того, практика показывает, что пра­вила не всегда применяются и что исключения
из правил явля­ются нормой в любой бюрократической системе (организации). По
сути дела, исключения из правил — это то, что делает бюрократию преуспевающей,
это источник дополнительной вы­годы.

Какой же в этом случае есть выход? Предлагаем разработать
для бюрократии новые правила игры — Программу «СЭПИН».

Нам нужны такие правила, чтобы действовать корпоративно, на
благо и с учетом интересов сообщества. Правила игры Про­граммы
«СЭПИН» требуют переквалификации бюрократа-чи­новника в
администратора-менеджера.

Нам нужны правила о языке, о процедурах договора, обмена и
выполнения обязательств. Если изменения качества жизни населения, его
благосостояния зависят от инновации и творчест­ва, то люди, занимающиеся
реализацией этих инноваций, требу­ют большей степени свободы.

Поэтому для изменения существующих правил нам нужны
основания, позволяющие это сделать. Какие же основания нам нужны?

Нам нужны критерии, которые позволяют установить, что
необходимы изменения.

Нам нужны полномочия, позволяющие обойти существующие
правила, а также нужны временные общественные властные структуры, позволяющие
провести пилотный проект и модифи­цировать существующую структуру. Это могут
быть неформаль­ные организации.

Мы должны иметь возможность формализовать то, чего мы
достигли. Совместные шаги требуют соглашений. Мы должны согласиться, что
изменения необходимы. Мы должны согласить­ся действовать, создавая структуры,
и, наконец, использовать для действий новые подходы.

Можно ли это сделать сверху или без поддержки населения?
Нет, потому что информация и полномочия действий рассредо­точены по структурам,
людям и их окружению. Только те, кто информирован о положении дел внизу и
потребностях людей, занимается решением реальных практических задач,
располагает необходимыми полномочиями, временем, знанием и ресурсами, имеют
объективную возможность попытаться реализовать Про­грамму «СЭПИН» и
получить необходимую поддержку населе­ния местных сообществ.

Существует несколько вариантов перспективного развития.
Первый — когда нет желания учитывать интересы многочислен­ного населения в
угоду узкоместническим, невозможно достиг­нуть соглашения или достигнутые
договоренности не выполня­ются, когда продолжается поляризация жизненного
уровня на­селения и обострение обстановки вплоть до социального взрыва.

Здесь помочь ничем нельзя. Программа «СЭПИН»
работать не будет.

Второй — когда на основе всего многообразия интересов
достигается общественное соглашение, когда люди выходят из индивидуальной
«защитной скорлупы», когда население стано­вится восприимчивым к
нововведениям и создаются предпосыл­ки реализации корпоративного экономического
механизма.

Здесь Программа «СЭПИН» незаменима. Есть и третий
путь — ничего не менять. Но тогда будет упущено время, а реформами займется уже
другая команда. Однако не следует рассчитывать на автоматическое принятие идеи
«СЭПИН». Для этого необхо­димо признать культуру местного сообщества,
его организаций и использовать соответствующую культурную модель.

Универсальная технология реализуется с помощью пакета
частных технологий: экономических, финансовых, организаци­онных, которые
наиболее эффективно решают конкретные про­блемы всех участников корпорации.

Кроме того, используются частные технологии: технология
создания и функционирования фонда «СЭПИН», социально-фи­нансовых
групп, конкретных социально-финансовых институ­тов, технологии работы с
населением и т.п. Их тщательная проработка осуществляется, как правило, в
процессе инноваци­онных семинаров. Такие семинары — также своеобразная инно­вационная
технология. В процессе многодневных семинаров с руководством и активом местных
сообществ происходит их обучение основам корпоратизма, формируется команда,
способ­ная работать в новых условиях, осуществляется привязка типо­вых
технологий, «правил игры» к конкретным местным услови­ям. Инновационный
семинар — это весьма эффективная форма и научного сопровождения Программы
«СЭПИН», и научного консультирования.

3. Для внедрения Программы «СЭПИН» необходим научный
инструментарий, позволяющий отслеживать динамику показате­лей в области
качества жизни, наличие или отсутствие резервных возможностей семьи, каждого
человека с точки зрения состояния их здоровья и богатства (доходов) в каждом
местном сообщест­ве. Для этих целей авторским коллективом ученых разработаны
методы социологического исследования, которые позволяют осу­ществить диагностику
в этой области в режиме мониторинга.

Еще Г. Галилей писал, что «одна из основных задач науки
— измерить то, что измеримо, сделать измеримым то, что еще неизмеримо».

В определении социально-экономического состояния местно­го
сообщества значительное место отводится социальным, эко­номическим,
политическим, экологическим, демографическим и девиантным факторам.

Социально-экономическое состояние местного сообщества
представляет собой комплекс показателей, относящихся как к каждому жителю, так
и к сообществу как системе.

Основные показатели социально-экономического состояния
местного сообщества, включенные в мониторинг территориаль­ных программ
«СЭПИН», представлены ниже.

1. Экология, здоровье и питание населения.

1.1. Уровень соматического здоровья (по 6-балльной шкале
оценок).

1.2. Продолжительность жизни и заболеваемость.

1.3. Двигательная активность и рациональное, сбалансиро­ванное
питание.

1.4. Загрязнение среды обитания.

2. Доходы и материальная обеспеченность населения.

2.1. Затраты из бюджета семьи на питание после оплаты
коммунальных услуг.

2.2. Объем корпоративной собственности в расчете на одного
человека.

3. Хозяйственная деятельность.

3.1. Эффективность.

3.2. Рентабельность.

3.3. Производительность капитала.

3.4. Производительность труда.

4. Социально-экономические отношения.

4.1. Валовой муниципальный продукт.

4.2. Доля ввозимых продуктов питания в структуре потреб­ления
населения.

4.3. Доля валового муниципального продукта, направляемая в
социальную сферу.

4.4. Уровень преступности.

4.5. Степень осознанности поддержки населением
«СЭПИН».

4.6. Занятость.

Отбор признаков (показателей) для формирования индекса
социально-экономического состояния Jсэс) местного сообщества производится по
критериям их способности точно передать не только и не столько производственную
активность, сколько активность формирования новой социально-экономической сис­темы.

Для каждой системы существует своя мера, единицы измере­ния
и шкалы оценок процесса формирования, функционирова­ния и ее развития.

Индикаторы состояния: стабильность (функциональная ус­тойчивость),
кризис (отсутствие резервных возможностей — нужда) и развитие (наличие
резервных возможностей).

Основными задачами мониторинга социально-экономическо­го
состояния местного сообщества являются:

наблюдение за общественно-политической ситуацией, с тем
чтобы иметь возможность своевременно установить и нейтрали­зовать отрицательное
воздействие происходящих изменений;

информационное обеспечение разработки с последующей кор­рекцией
Программы «СЭПИН», новых инновационных, соци­альных, организационных,
экономических, финансовых и дру­гих технологий, а также разработки основ
законодательства, нормативно-правовых актов, которые пришли на смену устарев­шим,
не способствующим защите социально-экономических ин­тересов населения;

оценка эффективности реализуемых управленческих решений и
целесообразности принимаемых решений по устранению дейст­вия негативных факторов:
социальных, экономических, полити­ческих, экологических, девиантных,
демографических и др.;

разработка стандартов состоятельного (высокий уровень до­статка)
уровня жизни населения, соответствующего характеру и степени
социально-экономических преобразований.

Цели и задачи мониторинга определяют подход к объекту
исследования. Им является ежегодная, организованная по опре­деленной методике
сертификация совокупной выборки населе­ния в каждом местном сообществе.

Информационной базой мониторинга являются:

данные государственной централизованной, отраслевой и тер­риториальной
отчетности;

социально-экономические паспорта территорий и регионов;

данные специальных социологических опросов;

материалы по сертификации состояния здоровья населения;

контент-анализ документов, решений и программ органов
управления территориального и регионального уровней.

Общий объем работы по сертификации исходного состояния
составляет 20-30% трудоспособного населения (женщины от 16 до 58 лет и мужчины
от 16 до 63 лет) в зависимости от возможностей и особенностей местных условий.

Мониторинг проводится по единой системе социально-эконо­мических
показателей, индикаторов роста качества уровня жизни человека и
социально-экономического развития местного сообщества. Система показателей содержит
следующие разделы:

качество уровня жизни населения;

социальные и демографические характеристики населения;

характеристики экономики местного сообщества;

политическая активность населения.

Сбор данных и первичная обработка информации осущест­вляются
территориальными фондами «СЭПИН» на основе раз­работанного
инструментария сбора данных и технической про­граммы обработки информации.

Информация и полученные на ее основе результаты поступа­ют в
банк данных территориальных фондов «СЭПИН» для использования их в
целях разработки и коррекции территори­альных программ «СЭПИН». По
результатам мониторинга гото­вится сертификат, который представляется
территориальному органу власти. Сертификат включает анализ основных норма­тивно-правовых
актов, решений территориальной исполнитель­ной власти по проблемам
социально-экономического развития местного сообщества.

Ниже приведена укрупненная структура сертификата социаль­но-экономического
состояния местного сообщества (схема 2).

Словом, наличие перспективной корпоративной идеи, ее тех­нологическая
проработка позволяют утверждать, что те пробле­мы, с которыми сегодня
встретилась Россия, имеют пути реше­ния:

а) при наличии политической воли в изменении ситуации к
лучшему;

б) при непременном включении в практику социального управления
тех инновационных разработок, которые существу­ют в коллективном интеллекте
России, ее отечественной науке, в частности в области инновационных социальных
технологий.

Схема 2

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ