Приложение 5. :: vuzlib.su

Приложение 5. :: vuzlib.su

96
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Приложение 5.

.

Приложение 5.

Словарь управленческих терминов

АДАПТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — технологии, обеспечиваю щие
воспроизводство процессов включения личности в группы, коллекти­вы, в новые
условия — социальной среды, деятельности, отношений. А.т. характеризуются
согласованием желаемого субъектом с его возможностями и с реальностью
социальной среды, тенденциями их развития. Основные процедуры технологии адаптации.
Процедура первая: цели совместной деятельности субъектов данной технологии.
Операции: диагностика инте­ресов и потребностей субъектов; выявление и анализ
степени совпадения и различий; прогноз совместимости действий (среда — экономическая,
социальная, правовая, психологическая, материально-техническая и др.);
временной интервал; степень устойчивости; влияние последствий совмест­ных
действий на интересы и потребности субъектов. Процедура вторая: разработка
программы совместных действий. Операции: характер социаль­ных действий,
нормативы (тенденции) сближения социальных характерис­тик; направления,
показатели изменения среды совместной деятельности; определение объема затрат
субъектов. Процедура третья: организация адаптационного процесса. Операции:
самоорганизация и управление; диа­гностика процесса, анализ эффективности
процесса адаптации, коррекция.

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ   — способы
непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управ­ляемый объект.
А.у.т. основаны на полномочиях, праве руководителя, авторитете власти субъекта
управления отдавать распоряжения, на прин­ципе обязательного и точного их
выполнения подчиненными. А.у.т. нахо­дят свое выражение в конкретных решениях, принятие
которых управлен­ческим органом, руководителем предполагает вместе с
осуществлением ими своей правовой функции глубокие знания, полное, достоверное
представ­ление о состоянии объекта, понимание последствий принимаемых решений и
отдаваемых распоряжений, обеспечение взаимодействия людей и одно­временно
самореализация их сущностных сил.

ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — рациональные способы
решения общечеловеческих проблем, связанные с оценкой не только внутренних, но
и мировых тенденций развития, комплексной оценкой ситуа­ции. Они отличаются
высокой наукоемкостью, прогнозированием конечного результата и получают
приоритетное значение в период обновления социаль­ных систем. Особое значение в
механизме выработки и реализации глобаль­ных технологий имеет вопрос о
сбалансированности инновационных и стаби­лизационных технологий. В переходные
периоды, когда особенно необходимы подобные технологии, поспешный отказ от традиционных
не позволяет подготовить механизм прорыва. Реализация глобальных технологий модер­низации
предполагает выделение ряда этапов:

1. Инвентаризация, оценка имеющихся социальных ресурсов с
целью их сохранения, обогащения, оптимизации, а не разрушения. Здесь активно
используются технологии оценки социально-экономической, политической и духовно-культурной
ситуации (технология социальной диагностики).

2. Выявление возможных вариантов социального развития и
прогнозов на будущее, вероятных моделей и пакетов отечественных и мировых
технологий их реализации.

3. Подготовка общественного сознания (технологии
социально-психо­логической поддержки населения) для восприятия инноваций, смены
сис­темы ценностных ориентации, выдвижение лидеров-новаторов, несущих в себе
элементы будущего, «возмутителей спокойствия», способных перевес­ти
требования завтрашнего дня на язык реальностей сегодняшней действи­тельности.

ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ — сложный и динамичный
процесс перевода теоретических концепций по воспроизводству социальных качеств,
характеристик, явлений, отношений на язык практи­ческих действий. Он состоит из
следующих операций: профессиональной подготовки исполнителей; организации их
работы (в соответствии с объ­емом, определенным технологическим регламентом
СТ); координации раз­личных субъектов (отдельных исполнителей или групп);
оказания научно-методической помощи специалистам; контроля деятельности
субъектов внедрения СТ; социальной диагностики его результатов; анализа процесса
технологизации; корректировки целей (при необходимости); организации информационного
обслуживания процесса внедрения и др.

Факторы, влияющие на внедрение СТ:

Объективные:

1. Степень экономической, социальной самостоятельности
организации.

2. Уровень наукоемкости используемых технологий.

3. Степень стабильности процессов.

4. Эффективность использования потенциалов организации —
техни­ческого, технологического, организационного, экономического, социально­го,
духовного.

Субъективные:

1. Интересы и потребности субъектов социальной деятельности
— их характер, степень удовлетворения.

2. Социальный потенциал личности: уровень его использования
в конкретных условиях жизнедеятельности.

3. Степень включенности личности в систему
заинтересованности в конечных результатах.

Освоение технологий, основанных на новейших достижениях
науки и техники (программирования, моделирования, электронно-вычислительной
техники; методов диагностики и контроля за процессами и т.д.), требует высокого
уровня знаний, соблюдения ряда условий: 1. Любая технология имеет свои главные,
ключевые операции, реализации которых и будет предопределять успех в целом. 2.
Активность ядра организации. 3. Умение преодолевать и разрешать возникшие в
ходе реализации технологических операций конфликты (например, нежелание должностных
лиц изменить свой стиль управления, познать новый смысл работы с персоналом,
сле­дующий из внутренней потребности технологизации социальных процес­сов). 4.
Учет нравственных особенностей СТ: они не должны превращать­ся ни в
манипулирование людьми, ни в своеобразное «прокрустово ложе». 5.
Сочетание рационального и ситуационных подходов.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ — одна из разновидностей СТ,
которая изучает, инновирует механизм расселения. Расселение — распределение
поселений на территории и размещение людей в границах поселения. Для Д.т.
принципиально важно, что расселение обусловлено развитием производительных сил,
т.е. развертыванием отношений в систе­ме общество-природа, и характером общественных
отношений, т.е. сущ­ностью связей и отношений в системе общество-природа.
Расселение становится категорией социологии управления вследствие трех причин:
во-первых, к определенному историческому рубежу оно носит
социально-дифференцированный характер, во-вторых, факторы социально-экономи­ческого
характера обусловливают функционирование расселения как об­щности
территориально-локализованных поселений; в-третьих, соединение людей и
окружающих условий их жизни, т.е. проживание в тех или других поселениях,
становится предпосылкой для их спецификаций в социальной общности особенного
рода и тем самым для превращения в объект социо­логии управления его части —
социальных технологий.

ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — инноваци онная
деятельность, в результате которой создаются и материализуются нововведения
общества, инициативы, вызывающие качественные измене­ния в разных сферах жизни,
рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.
И.с.т. выступают прежде всего как важный элемент и результат человеческого
творчества, направленного на улучшение механизма, повышение эффективности и
качества труда, обще­ственного производства, устойчивого социально-экономического
развития страны. И.с.т. бывают радикальные и модификационные. Особое значение
И.с.т. приобретают в кризисные, переходные периоды, когда практически полностью
меняются технологии социальных процессов и возникает острая потребность в
усовершенствовании управления, обновлении экономичес­кой, политической и
духовной сфер общественной жизни, в их инновировании.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК — метод прогнозирования, осно­ванный
на достижении согласия группой экспертов. Широко применяется в теории и
практике социальных технологий для уточнения социальной проблемы, выбора
приоритетов технологизации пространства, коррекции технологического
воздействия.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ  СОЦИАЛЬНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ   — включает
теоретические, методические и процедурные аспекты деятельнос­ти объектов.
Теоретический — связан с определением цели, объекта технологизации; выявлением
сущности и принципов воспроизводства со­циальных процессов; раскрытием роли
формализации социальных явле­ний, состояний, диалектики их познания, управления
ими; анализом влияния социальных норм и нормативов на объективность СТ и их
эффек­тивность; исследованием СТ как объекта и субъекта самоуправления;
познанием сущности и функций отражения социальных явлений в формах практической
деятельности и др. Методический — выбор методов, средств и получения
информации, ее обработки, анализа, принципов трансформа­ции информации в
конкретные выводы и рекомендации в ходе разработки и использования СТ.
Процедурный — организация практической деятель­ности по разработке СТ.

МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (разновидность СТ)
— направлен на улучшение процесса общения и обмена социальной информацией, который
носит целенаправленный харак­тер. М.д.с.к. подразделяются по характеру
воздействия на сознание, волю и интересы людей. М.д.с.к. как специфический
механизм достижения социального общения с исторической точки зрения есть
объективный процесс культуронаследия, с точки зрения актуальности — трансляций
информации внутри данного социума.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ —
система организации профессионального обучения, осно­ванная на активном
использовании достижений науки в целях получения нового качества знаний
обучаемого, его свойств и характеристик. При использовании П.т.п.о. следует руководствоваться
следующими принципа­ми: 1. Принципом личностного подхода. Его сущность состоит
во вклю­чении обучаемых в ситуации, где они могут проявить и реализовать себя
как личности. 2. Принципом конкретизации системы действий, состоящим в
детальном описании действий, использовании алгоритмов умственной и практической
деятельности по достижению целей технологизации. 3. Прин­ципом функционального
назначения, благодаря которому достигается оптимальность и экономичность
действий педагога с целью получения ожидаемого результата.

Условиями построения оптимальных педагогических технологий
явля­ются: прогнозирование процесса обучения с учетом его цели; срока;
категории обучаемых; содержания обучения; конструирования самого учеб­ного
процесса на основе теории и практики; принципах его организации; использования
нормативной базы оценки деятельности преподавателей и обучаемых. При классификации
технологий следует различать информа­ционные, игровые, модульные.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — на­правлены на
развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их
творческих способностей. И.с.т. — это не простая сумма индивидуальных
интеллектов, а целостная система их информаци­онного взаимодействия. При этом
информационные связи понимаются как передача и получение знаний.

Возникает проблема системного взаимодействия, которая имеет
значи­тельно больший эффект, чем сумма индивидуальных интеллектов. А для этого
нужна всесторонняя рационализация социально-политических и ду­ховных отношений,
обеспечение компьютерной грамотности, развития культуры всех членов общества и
творческих начинаний. Теоретическую базу такой рационализации составляет
социальная когнитология — наука, изучающая принципы и механизмы социального
(коллективного) творче­ства, их превращения в движущую силу прогресса.
Социальная когнито­логия дополняет личную когнитологию, изучающую
закономерности инди­видуального творчества.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — способ оптимизации
информационного процесса, система его воспроизводства. Их разработка и
внедрение осуществляются на основе применения методов как социального
моделирования, проектирования, так и современных вычис­лительных средств сбора,
анализа и хранения социальной информации.

И.с.т. — способы сообщений сведений об окружающем нас мире,
отношениях между людьми, о развитии социальных процессов, условиях
жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп,
основными характеристиками которых являются количество, цен­ность, содержание,
правдивость, адекватность, вероятность, точность, опе­ративность, надежность,
наукоемкость.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — вид СТ, которая трактуется,
во-первых, для обозначения реального процесса развития общества в целом, а
также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни. Во-вторых, как
наука, изучающая этот процесс во всей его конкретности и разнообразии. В
понимании истории как реального процесса прежде всего отображается сущность
исторического развития, его закономерности, соот­ношения разных сфер и
элементов общественной жизни. Прогресс истории как науки происходит при условии
решения ряда гносеологических и методологических вопросов о специфике
исторического познания, о мето­дологических особенностях истории и ее
взаимоотношениях с другими общественными науками. Историческая наука является одним
из элементов самосознания человеческого общества, частью общественного сознания.
История как реальный процесс и история как наука развиваются как две
неразрывные составляющие одной и той же эволюции, само историческое знание является
универсальной технологией по отношению к изучаемому прошлому опыту и одним из
оснований для прогнозирования будущего.

КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ — институт контроля за
выполнением операций и процедур конкретных СТ. Позволяет выявить фактическое их
состояние. К.т.к. содержит основные показатели социального состояния на каждой
операции процесса технологизации. Это позво­ляет использовать К.т.к. как
инструмент в процессе диагностики, коррек­ции состояния социальных процессов,
явлений, отношений. К.т.к. разра­батывается одновременно с СТ.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ — распреде-ление их по
видам, уровням, сферам применения. Наиболее часто встре­чаются и используются
технологии поиска стратегии управления, социаль­ного моделирования и прогнозирования;
информационные внедренческие, обучающие инновационные, технологии прошлого
опыта. По характеру решаемых задач они могут быть частными и универсальными.
Особое место в оптимизации социального управления принадлежит универсальным тех­нологиям
стратегии управления, инновационной деятельности и техноло­гизации прошлого
опыта, разработка и внедрение которых в наибольшей мере связаны с активизацией
интеллектуальной, теоретической деятельнос­ти и не требуют детальной
технологизации, без чего никакое решение частных задач невозможно, более того,
лишается смысла.

НАУКОЕМКОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ — определяет ся качеством
современных научных данных (технических и гуманитар­ных), используемых в
процессе разработки и внедрения социальных технологий. Низкий уровень
наукоемкое™ в операциях, процессах приво­дит: к подрыву технологизации
социальных процессов; СТ оказывается нежизнеспособной; усложняет процесс управления,
так как в нем усилива­ются элементы стихийности; возрастает взаимное отчуждение
работника, ставшего жертвой такого уровня управления. СТ являются эффективными
при последовательном наращивании их наукоемкости. Сегодня от 20 до 80% уже
известных разработок в области социологии, социальной психо­логии, физиологии и
психологии труда, производственной педагогики, служебной этики остаются пока
нереализованными.

Одной из причин такого состояния является отсутствие
специалистов — социальных технологов, которые потребляют наукоемкие разработки
и пере­водят их на язык практики социального управления. Решить эту проблему
можно не только за счет наращивания темпов подготовки новых специалистов, но и
создания научно-методической базы для самообразования тех, кто непосредственно
участвует в управлении специалистов, работающих в усло­виях аренды, кооперации,
подряда, акционерных объединений.

ОБЪЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ — выступают как социальные от­ношения,
социальные процессы, так и система инструментальных техни­ческих средств.
Технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной
степени мерой развития человека. Технология выступает в виде стандартов,
запретов, правил, норм, а также апробиро­ванных средств, способов и приемов
целесообразной человеческой деятель­ности, позволяющих достигнуть заданных
результатов.

По мере расширения прикладных функций научного знания
появляется возможность технологизировать те виды деятельности, которые прежде
были этому недоступны. Поэтому в последнее время получили распростра­нение
такие термины, как «технология управления», «технология
общения» и др. Объектом технологизации могут стать самые разные сферы
челове­ческой деятельности, в том числе межличностные отношения. Через призму
технологизации можно рассмотреть всю совокупность используемых обще­ством
средств эффективного функционирования от высших органов власти до специфических
социальных институтов.

Технолог — это импресарио и интерпретатор знаний, в которые
ему надо вложить свой ум, опыт, умение и навыки. Он апеллирует и к предметной
сфере своей науки, и к широкому практическому опыту, к уже достигнутому уровню
технологии, к квалификации других специалистов, тех, кто, как ожидается, будет
использовать созданную им технологию.

Критерии эффективности разработанной технологии — простота
(она не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или
операции), гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке), надеж­ность (наличие
некоторого запаса прочности, дублирующего механизма), экономичность (технология
может быть эффективной, но неэкономичной), удобство эксплуатации (прекрасно
разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей,
которым придется с ней работать).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — как объект О.т. чаще всего
появляется тогда, когда достижение совместных целей становится возможным только
через гармонизацию разных целей или же когда дости­жение индивидуальных целей
становится возможным только через выдви­жение и достижение совместных целей. В
первом случае организовываются трудовые организации (предприятия и учреждения),
во втором — возни­кают общественные (союзные) организации. Таким образом,
определяю­щей приметой О.т. является цель. О.т. выступает как целевая общность.
Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и
управление.

О.т. возникла как инструмент решения общественных заданий,
средст­во достижения цели. С этой точки зрения на первый план выходят
организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и
стимулирование персонажа и др. Организация утверждается как челове­ческая
общность, специфическая социальная среда. С этой позиции орга­низация имеет вид
совокупности социальных групп, статусов, норм, отно­шений лидерства,
сплоченности, конфликтности. Организация объективи­руется как безличностная
структура связей и норм, детерминированная административными и культурными
факторами. Предметом анализа в этом значении выступает социальная транспортность,
построенная на началах взаимодействия с внешней средой. Главная проблема здесь
— равновесие, самоуправление, разделение труда, руководство. Все эти свойства
имеют относительную самостоятельность, т.е. между ними нет резких границ, и
технологический аспект в том смысле, что могут быть сами разделены на этапы, операции,
процедуры.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ — методы решения политических
проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления деятельнос­ти.
Необходимы универсальные и частные технологии цивилизованного взаимодействия
общества и государства на основе как глубокой демокра­тизации и существенного
развития политической культуры масс, так и существенного повышения профессионализма
политиков. В этой связи очень важно сформировать новое поколение политиков,
опирающихся на современные нормы и принципы политики, умеющих профессионально
использовать механизмы реализации политической власти (согласование интересов,
конкуренцию политических партий, формирование лидерства, демократических
выборов и др.).

ПРЕДЕЛЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ — все имеет свои пределы, даже
демократизация общественной жизни, которая при определенных условиях может
привести к анархии и неуправляемости. Опыт показывает, что любая социальная
инновация может быть доведена до абсурда, если процесс ее разработки и
внедрения осуществляется в условиях низкой управленческой культуры, стагнации
развития системы и господства догматического стиля мышления.

Одно ясно, что технологизация управления социальными
процессами в инновационной среде позволяет решать ряд конструктивных позитивных
задач:

зафиксировать перечень оптимально необходимых операций,
обеспечи­вающих регулирование социального процесса;

обеспечивать стандартизацию процесса управления за счет
сокращения числа операций, снижения издержек на подготовку персонала;
нахождение оптимальных форм объединения действий заказчиков и исполнителей;
сокращение времени на выполнение отдельных задач и т.п.;

четко определить границы действия каждого исполнителя,
использо­вать механизмы стимулирования и ответственности, максимально сокра­тить
число спонтанных и ошибочных действий;

создавать постоянные информационные потоки, осуществлять их
вывод на ЭВМ;

по мере освоения первоначально поставленных в технологии
задач наращивать сложность и развивать их в меру возможностей субъекта
управления;

измерить и определить алгоритм социальных действий,
создающий устойчивость социальных процессов;

повысить уровень социологической культуры, создать
объективные условия вовлечения людей в социальное управление.

Наряду с позитивными изменениями, последствиями
непродуманная практика использования СТ может вызвать негативные тенденции:

увеличение консерватизма мышления, укрепление стереотипов в
пове­дении и управлении;

противостояние новым, творческим идеям, решениям и др.

Отсюда необходимо постоянное обновление процедур, что
позволяет концентрировать в них постоянно накапливаемый новый опыт, новые идеи
и современные достижения научной мысли.

Поэтому необходимо понимать СТ не столько как жесткую
регламента­цию в организации и развитии социальной системы, сколько как
средство стимулирования ее к саморазвитию и самосовершенствованию. Главной
особенностью П.т. является совместное взаимодействие индивидов, кото­рые
создают в результате этого соответствующие социальные общности.

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ — включение со­циальных
регуляторов, направленных на смену определенных социальных явлений или
отношений. В соответствии со структурой социальной сферы можно вычленить
следующие типы П.с.т.:

формирование и развитие социальных общностей, усиление или,
напро­тив, ослабление социальных связей в них, т.е. процессы их интеграции или
дезинтеграции, исчезновение тех или иных из них;

изменение   в   характере социальных отношений между этими
общностями;

изменение различных социальных качеств, характеристик
общностей и охватываемых ими индивидов, рост или, напротив, снижение
образователь­ного и культурного уровней, общественной активности и т.д.;

изменения в условиях жизни людей, тех или иных социальных
общнос­тей; улучшение, ухудшение или иные преобразования в них;

изменения потребностей и интересов людей, социальных
общностей, их образа жизни;

возникновение, развитие, исчезновение, преобразование
социальных институтов, усиление степени их организованности или дезорганизации,
функциональности или дисфункциональное, возникновение, развитие и исчезновение
социально-организационных структур;

изменения в социально-психологических структурах, улучшение
или ухудшение социально-психологического климата в тех или иных социаль­ных
группах;

возникновение, изменение, исчезновение социальных норм;

возникновение, развитие, усиление, ослабление, исчезновение
социаль­ных движений;

изменения в системе отношений между социальными общностями и
отдельными личностями, усиление или ослабление социального контроля и
социальной помощи и защиты со стороны общества;

изменения социального статуса людей;

изменения в общественном мнении, в оценках людьми различных
сторон и явлений общественной жизни, в отношении к ним.

Связующий процесс в управлении — это процесс, необходимый
для осуществления планирования, организации, мотивации и контроля. Основ­ные
связующие процессы — это принятие решений и общение (коммуни­кация).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ — вид СТ, учитывающий особенности
и специфику психологических процессов, качеств, явлений, отношений,
возможностей их технологизации. Предметом технологизации являются:
психологические качества и характеристики личности — уста­новки, характер,
реакции, воля, отношения. Овладение П.т. позволяет последовательно и
целенаправленно формировать и использовать навыки деловой и межличностной
коммуникации, выбирать оптимальные приемы преодоления стрессов, принимать
взвешенные решения по разрешению профессиональных, внутриличностных и
межличностных конфликтов в условиях рыночных отношений.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ — вид СТ, позволяющий
изменять параметры процесса, происходящего внутри человека при тех же самых
возмущающих факторах. В результате освоения П.т. индивид способен: адекватно
реагировать на изменение определенных личных качеств, защищать себя от
накопления отрицательных эмоций; эффективно использовать внутренние психофизиологические
ресурсы; мо­тивировать себя на достижение цели и др.

Предлагается три П.т., позволяющие изменить себя и других:
первая П.т. — изменение внутреннего психофизиологического состояния личности
путем использования главных сигналов доступа. Функционирование тех­нологии
основано на изменении стратегии мышления личности при воспо­минании приятных и
неприятных событий в собственной жизни. Воспоми­нание о событиях в прошлом, наблюдение
происходящего в настоящем, планирование будущего отражают временную линию
состояния личности. Она оказывает существенное влияние на форму отношений участников
совместной трудовой деятельности; методы и стиль управления руководи­теля;
выработку системы мотивации на достижение желаемой цели. Вторая П.т ориентирована
на обучение технологии оценки реальной значимости личности путем проведения самооценки
в трех измерениях: оценить себя на основе личных представлений о собственном
имидже — взгляд внутри себя (ассоциированное состояние); оценить себя на основе
мнений о вас других — «взгляд со стороны» (диссоциированное
состояние); построить оценочные шкалы значимых для вас качеств личности на
основе сопостав­ления внутренних и внешних показателей самооценок, провести
самокор­рекцию личного развития и поведения.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ изучают за­кономерности
территориальной организации социальной жизни и плано­мерных изменений
социального вида регионов. Социальный вид региона любого ранга представляет
собой специфические проявления наиболее общих черт социального вида общества в
целом и вместе с более богатой общностью сиоих конкретных черт. Задачи региональных
исследований — раскрыть механизм взаимодействия общих закономерностей и
специфичес­ких особенностей территориальной организации социальной жизни в ре­гионе.
При этом необходимо учитывать, что социальный вид региона отображает,
во-первых, территориальную организацию материальной и

экономической базы социальных отношений общества; во-вторых,
демогра­фические, этнические, хозяйственные и другие особенности населения,
которое проживает на его территории.

Задачи региональной социологии — обосновать пути и формы
обеспе­чения социальных условий жизни населения в различных регионах страны.
Отсюда вытекают характерные черты Р.с.т., как научного направления. Во-первых,
это научное обоснование оптимальных пропорций и темпов создания условий,
необходимых для повышения благосостояния и куль­турного развития населения всех
регионов, их сближение, что требует не только глубокого изучения исторических,
социально-экономических, природно-климатических, культурных и других особенностей
региона, кото­рый  изучается,   но  и  сравнения  по  основным  параметрам  социального
развития с другими территориальными системами такого же уровня слож­ности.
Во-вторых, научное обоснование оптимальных путей комплексного решения
социальных проблем внутреннего характера, а также региональ­ной политики их
решения, что особенно актуально для долгосрочного социального прогнозирования,
планирования  и управления.   В-третьих, разработка социальных разделов
комплексных планов социально-экономи­ческого развития региона, а также
региональных программ в пределах общегосударственного плана развития страны.

РУТИННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — такие методы воз действия
на социальные процессы, которые отличаются малой наукоемкоетью, отражают
вчерашний день социального воздействия, не мотивируют социальную систему на
перемены. Они соответствуют такому типу соци­альной организации и типу
управления, которые находятся в стадии регрессии, замкнутости, оторванности от
изменений внутренней и внешней среды, консервации ресурсов развития, когда нет
потребности в инноваци­ях. В таких случаях мы обычно имеем дело с рутинными
технологиями, но и они вводятся медленно, действует механизм их невосприятия,
тормо­жения. Это зависит от многих причин: от политики, проводимой государ­ством
в той или иной сфере жизни (экономической, социальной, научно-технической,
экологической и т.п.), от финансовых возможностей, от уровня интеллектуального
и профессионального потенциала персонала управления и т.п.

При таком положении дел и сами разработчики социальных
технологий стоят на точке зрения организационного консерватизма и стремятся
подла­дить предлагаемые технологии к существующим неинновационным, застыв­шим
структурам таким образом, чтобы последние сохраняли «статус-кво». Это
помогает руководителям организаций сохранять свои позиции или улучшать их, а
разработчикам — транслировать верхние команды, нередко противоречащие целям
развития социальной системы.

СИТУАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕХНОЛОГИ­ЗАЦИИ —
сформировался под влиянием общего ситуационного подхода в управлении, а также
активно развиваемой игротехнической методологии. Ключевым положением здесь
выступает рассмотрение процесса управления как непрерывной цели уникальных,
неповторимых управленческих ситуа­ций, с которыми сталкивается руководитель,
призванный их решать. Конкретная ситуация и каждый тип организации предъявляют
к управляе­мой подсистеме свои требования. Соответствие состояния
диагностируемо­го объекта специфике ситуации явно или скрыто принимается в качестве
нормы. В рамках данного подхода, если речь идет, в частности, об экономике,
предпринимаются попытки создания типологии управленчес­ких ситуаций. Особое
распространение в организационной социологии и управленческом консультировании
получило направление, базирующееся на рассмотрение управленческой ситуации как
уникального сочетания проблем, возникающих на различных уровнях организации по
поводу целедостижения или в ходе инновационной деятельности.

СОГЛАСИЯ ТЕХНОЛОГИЯ — методы, пути достижения согласия
значительного большинства людей в решении наиболее важных актуальных вопросов
общественной жизни, их взаимного действия. Такое согласие в мыслях и
согласованность в действиях необходимы для любой формы социального общения. До
начала XXI в. социологический механизм С.т. не был предметом социального
анализа, так как в поле зрения социальных мыслителей находились скорее
психологические факторы создания С.т., которые подытоживались в просветительном
тезисе: «Мысли правят миром». Одной из первых попыток такого анализа
стала гегелевская поставка вопроса о механизме обеспечения взаимного
«признания» людьми друг друга. Позже понятие «С.т.» активно
разрабатывается социологами Дюркгеймом, Вебером. В американской социологии
проблематика С.т. анализировалась Кули, Мидом и Шилзом. Последний указывал, в
частнос­ти, что «полных» С.т. практически невозможно достигнуть для
всех «великих обществ» из-за ограниченности коммуникативных
процессов, связывающих центр и периферию. И все-таки все общества имеют доста­точные
С.т., чтобы в конкретный период не развязывались гражданские войны и революции.
В период нормального развития общества на его макроуровне большинство процессов
совершается вне С.т. Роль С.т. растет в условиях нестабильности социальных
процессов и революционных пре­образований.

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — 1) специально организованная область
знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в
условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обнов­ления общественных
процессов; 2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального
расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и
синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения; 3) метод
управления социальными про­цессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в
определенных параметрах — качества, свойства, объемы, целостности деятельности
и т.п. С.т. — элемент человеческой культуры, возникает эволюционно либо
создается искусственно. Появление С.т. связано с потребностью быстрого и
крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности. Построение
С.т. осуществляется за счет разделения деятельности на отдель­ные операции,
процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой
развертывается практика. В целом сущность С.т. может быть понята как
инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов
социальной системы получения оптимального социального результата при наименьших
управ­ленческих издержках.

Использование тех или иных С.т. определяет эффективность
социаль­ного управления, регулирования социальных процессов, устойчивость со­циальной
организации и всего социального пространства. С.т. в известной степени
определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных
или революционных процессов, а также разновиднос­тью жизненных сил социальных
субъектов, их индивидуальной и социаль­ной субъективностью как накопленной
способностью к воспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека.

В этом смысле С.т., с одной стороны, учитывают характер или
опира­ются на эффективность развития глобальных процессов современного мира
(развитие средств коммуникации, информации, компьютеризацию, интер­национализацию
научной, культурной, образовательной практики, рост взаимозависимости
производственно-экономической жизни и др.), а с другой — на учет специфики
национально-культурного развития населе­ния, региональные особенности образа
жизни людей, их общественной организации, традиций взаимодействия в исторически
определенных соцкультурных условиях. Важнейшей задачей С.т. является выявление
закономер­ностей оптимальной самоорганизации и управления социально-экономичес­кими
процессами, использование их с целью создания благоприятных условий
жизнедеятельности людей.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ —
определение конкретной совокупности социально-пси­хологических факторов,
обеспечивающих воспроизводство социальных качеств, явлений, процессов. Такой
подход особо подчеркивает зависи­мость стабильности, устойчивости и динамики
общественного организма от взаимоотношения традиций и инноваций. Недопустим
простой перенос на иную почву другой культуры социальных технологий, иной
ментальное.™, что вызывает самые неожиданные социальные, политические,
экономичес­кие и психологические реакции.

Инновационные социальные технологии выявляют свои регулирующие
возможности в самоорганизации общества, предполагают нахождение и применение
путей и методов эффективного социально-психологического обеспечения процесса
внедрения новых, необычных с точки зрения тради­ционной психологии в данной
культуре методов социального проектирова­ния, изменений в социальном
пространстве.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНКРЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ — максимальные
возможности конкретной социальной организации, процес­са, явления, отношений в
процессе их воспроизводства.  С.п.к.т. всегда конкретен, рассчитан на
определенные параметры воспроизводства качест­ва, отношений, состояний. Емкость
не может превышать того, что «зало­жено», сформулировано, развито в
человеке социальной организации.

При разработке СТ следует учитывать основные факторы,
влияющие на эффективность проявления социального потенциала:

мотивацию на раскрытие личного «Я»;

состояние среды;

уровень привлекательности объективных и субъективных
стимулов при воспроизводстве качеств, состояний, отношений.

Отсутствие СТ в практике социального управления привело к
возрас­танию диспропорции между техническим, экономическим, социальным
потенциалами производства, снизило его эффективность.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ — представляет собой такую разновид­ность
программы, где отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но
уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на
основе глубокого изучения исходного уровня развития объекта и использования
социальных нормативов. Проект характеризуется глубокой проработкой социальных
задач и включает меры не только социально-диагностического, но и организационно-управленческого
(тех­нологического) обеспечения.

СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГ — специалист, владеющий теорети­ческими
знаниями, методикой и практическим опытом разработки и внед­рения социальных
технологий. Основные обязанности С.т.: 1) разработка структуры конкретных
технологий, в которых нуждается потребитель СТ; 2) диагностика потенциалов,
имеющихся у потребителя С.т., необходимых для достижения конечных целей технологизации
— социальных, экономи­ческих, нравственных, организационных, правовых,
информационных и др.; 3) диагностика степени готовности социальной организации
к функ­ционированию в условиях С.т.; 4) определение уровня организационных и информационных
связей, необходимого для внедрения С.т.; 5) разработ­ка норм, нормативов, показателей,
которые обеспечивают функционирова­ние технологического процесса — отдельных
операций, процедур и др. С.т. выступает не только в качестве разработчика (или
организатора разработ­ки) С.т., но и консультанта по ее внедрению. Функции
организации внедрения СТ, контроля за ее применением включаются непосредственно
в систему деятельности всех звеньев управления.

СТРУКТУРА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ дает представление о
том аналоге, следуя которому социальный технолог может технологизировать сам
процесс моделирования и разработать требуемые СТ. В литературе представлены
несколько структурных моделей СТ. Приведем одну из них, разработанную
профессором М. Марковым, кото­рая позволит дать оптимальную модель
моделирования самого процесса технологизации. Структура модели СТ:

Первая процедура: формирование цели. Операции: диагноз;
прогноз; формирование конечной цели; стратегия действия; конкретные задачи.
Вторая процедура: принятие решения. Операции: выявление проблемной ситуации;
обоснования вариантов действия; выбор оптимального варианта; утверждение
решения. Третья процедура: организация социального дей­ствия. Операции: распределение
задач между исполнителями; идеологи­ческое обеспечение; координация и регулирование
процесса исполнения; контроль. Четвертая процедура: анализ результатов. Операции:
сопостав­ление запланированных и достигнутых результатов; открытие новых про­блемных
ситуаций; первоначальное формирование новой цели.

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — процесс оптимизации соци­ального
пространства, преодоления его разбалансированности на основе инновационного
метода освоения социальной действительности, активного воздействия на развитие
социальных систем с использованием социальных технологий (глобальных, внедренческих,
обучающих, информационных и др.), которые позволяют включать в процесс его
усвоения не только познание, методы социальной диагностики, но и активные
способы его изменения; мотивизации, обучения, инновирования как субъектов управ­ления,
так и социальных систем в целом.

Возможности инновационного метода освоения социального
простран­ства, его активной гармонизации, исключения деструктивных процессов
неограниченны.

Широкое внедрение инновационного метода в социальном
управлении мировой и отечественной наукой подготовлено.

Конечно, не все его структурные элементы разработаны в
полной мере и готовы для внедрения. Но процесс этот будет ускоряться по мере
расширения социального запроса на его активное использование в деятель­ности
субъектов управления, государственных органов и политических лидеров. Главная
задача — сформировать новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения
в социуме (в том числе и политическо­го). Это исключает из механизма его
функционирования волевые, спонтан­ные, командно-административные действия и
заменяет их управленческими решениями, основанными на нравственной
ответственности. Это поможет преодолеть социальное противоречие между
накопленным интеллектуаль­ным опытом цивилизации, созданным огромным творческим
потенциалом саморазвития социальных систем и низким уровнем управленческих воз­действий,
которые пока носят спонтанный хаотический характер.

ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. tchn — искусство, мастерство,
умение…) — совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки…
Описание производственных процессов, инструкции по выполнению, тех­нологические
правила, требования, карты, графики.

Проблему Т. исследует К. Маркс. Он выделяет два уровня: 1)
естест­венную Т.; 2) Т., рожденную целенаправленной деятельностью человека.
Первый отражает процесс образования растительных и животных организмов,
закономерности их воспроизводства. Второй — образование произво­дительных
органов общественного человека.

Термин «Т.» широко используется в теории и
практике управления. Здесь Т. часто связывают с методами действия, особенно с
теорией реше­ния, теорией информации, эвристическими методами,
программированием и исследованием операций. Данное понятие используется при решении
проблем инженерно-психологического проектирования. В ряде случаев даже инженерную
психологию или эргономику называют психотехноло­гией.

Термин «Т.» охватывает широкий круг вопросов,
связанных с отноше­ниями Т., науки и управленческой практики.

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (алгоритм) — строго
последовательное и четкое изложение правил (предписаний), кото­рым необходимо
следовать, чтобы преобразовать исходные данные в искомый результат решения
управленческой задачи. Основными характе­ристиками Т.с.у. являются
детерминированность — однозначность резуль­тата преобразования исходных данных;
дискретность — расчлененность Т.с.у. на отдельные элементарные операции;
массовость — используемый Т.с.у. может обеспечивать решение любой задачи из
класса однотипных задач и исходных данных. Т.с.у. связан с определением процедуры
выра­ботки управленческого решения.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — часть организационных
проблем управления, связанных с решением прикладных во­просов.

Они связаны с обеспечением выполнения трех функций:
организацион­ного проектирования и реконструкции; подбора, расстановки и
продвиже­ния кадров; использованием механизмов самоорганизации коллектива и
личности для решения целевых задач организации; с поддержкой социаль­ной
целостности коллектива и соблюдением норм и требований, предъяв­ляемых работнику
со стороны общества. Выделение таких функций позво­ляет более четко определить
социологические границы социоинженерной деятельности, установить, какие
средства нужно относить к собственно социальным технологиям.

Известны примеры таких разработок, связанных с реализацией
тради­ционных программ, направленных на повышение интеграции коллектива,
удовлетворенности и социального комфорта работников. Довольно много социальных
технологий создано для подбора, расстановки и продвижения кадров.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — органическая часть общей
культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достиже­ния
технических и гуманитарных наук, применять интегрированные прин­ципы не только
к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в
соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого
существования. Характерным компонентом этой

культуры является инновационный тип мышления, вытекающий из
сущ­ности инновационного метода, каковым является метод технологизации социального
пространства. Он характеризуется конструктивностью мыш­ления наряду с
абстрактным освоением жизни. Акцент в мышлении, поведении и практическом
действии смещается в плоскость получения, конечный социальный результат, каким
методом и средствами оптимизи­ровать социальные действия, правильно
использовать творческие возмож­ности, имеющиеся потенциалы (общества,
социальной организации, лич­ности и др.). XXI в., по прогнозам экспертов,
должен стать гуманитарным. Т.к., механизм формирования открывают пути
органического вхождения «гуманности» в естественнонаучное
пространство, в хозяйственную жизнь общества, управленческие структуры и
обеспечивает взаимообогащение разных видов культуры. Важнейшим компонентом
этого механизма явля­ется изменение стиля мышления, который постепенно
становится концеп­туальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным,
технологи­ческим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социаль­ных
задач.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — структурные элементы социальной
организации общества, которые обеспечивают социальные связи между субъектами
общественных отношений. Эти отношения упорядочены в пределах социальной
организации; группируются в соответствии с соци­ально-экономической структурой
общества и образуют сложную координи­рованную систему. Социальные связи между
субъектами общественных отношений, которые устанавливаются по поводу
обеспечивающих социаль­ных функций, образуют определенные пункты перекрещивания
в широком поле общественных отношений. С этой точки зрения социальная организа­ция
общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы Т.в.,
вследствие которых индивиды становятся членами общества, гражданами
государства.

ТЕХНОЛОГИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА — отношения между молодыми и
старшими коллегами, которые оцениваются молодыми как полезные, помогающие им в
их личном совершенствовании. Т.н., регулирующая отношения между подопечным и
наставником, стимулирует процесс соци­ализации и адаптации молодежи к новым
ценностям культуры и жизни, их освоения и ускорения на этой основе социальной
зрелости молодого поколения.

ТЕХНОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ КАРЬЕРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ   — осуществляется
с помощью различного рода технологий:

а) профессиональной диагностики руководителя — системы
процедур выявления личностных и деловых характеристик (качеств), специальных
знаний и умений руководителя;

б) построения служебной карьеры по стадиям;

путь карьеры — последовательность позиций деятельности, по
которым предприятие продвигает своего работника;

середина карьеры — это точка, достигнутая в стадии
«взрослости», когда человек ощущает себя застывшим и
непрогрессирующим так, как ему бы этого хотелось;

стадии карьеры — отдельные стадии, через которые люди
проходят в течение свой карьеры, обычно стадия до работы, стадия первоначальной
работы, стадия стабильной работы и пенсия.

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ — решение
вопроса о содержании (или предмете) оценки является одним из исходных. В
качестве предмета оценки выступают: деловые и личностные качества (свойства,
черты) руководителей; характеристики их поведения в различных ситуациях;
качество выполнения управленческих функций; характеристики применяемых средств
руководства; показатели результа­тов организаторской деятельности; успешность
установления и достижения руководителями целей управления конкретными
коллективами. Распро­странена также комплексная оценка, содержание которой
включает раз­личные комбинации из названных предметов. Процесс принятия решений
о руководителе в ходе аттестации предполагает три этапа: 1) получение первичной
информации о деятельности аттестуемого за отчетный период; 2) обработка и
анализ информации и представление ее в аттестационную комиссию; 3) принятие
комиссией решений на основе представленной информации.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — система
необходимых для успешного ведения собственного дела, которая включает:

право заниматься предпринимательской деятельностью,
создавать пред­приятия, приобретать имущество для их функционирования и
развития;

юридическую и социальную защиту интересов и прав субъектов
пред­принимательской деятельности, недопущение дискриминации со стороны
государства, управленческих органов, должностных лиц;

равное право доступа субъектов предпринимательской
деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и
природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий незави­симо от
видов собственности и организационно-правовых норм;

свободный выбор предпринимателем сферы деятельности
предприятия в пределах, установленных законодательством и положениями его
устава, определение объемов производства, порядка и условий сбыта продукции,
распределение прибыли на развитие предприятия;

экономическую, правовую, научно-техническую поддержку
предприни­мательской деятельности;

недопущение монопольного положения на рынке отдельных
предпри­ятий и недобросовестной конкуренции;

возможность страхования предпринимательского риска
страховыми учреждениями.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ — система логически
последовательных методологических, методических и ор­ганизационно-технических
процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные
данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в
практике социального управления.

Классический тип социологических исследований имеет
последователь­ный ряд этапов: 1) теоретико-методологическое обоснование темы,
раскры­тие проблемной ситуации, определение предмета и объекта (объема единиц
выборочной совокупности), цели и задачи, рабочих гипотез, инструмента­рий сбора
и обработки социологической информации; 2) сбор социологи­ческой информации
(полевая деятельность); 3) обработка полученной социологической информации; 4)
анализ данных и обобщение результатов социологических исследований, формулировка
выводов и практических рекомендаций.

Проблема методологии в социологических исследованиях
возникает в связи с вопросами: на каких основаниях строится исследование,
каковы его замыслы, концепция и гипотезы; как отбирается спектр методов в целях
реализации всего комплекса задач? Для социолога применяемая им мето­дология
становится руководящим началом в разработке и осуществлении исследовательского
проекта, в организации и регуляции процесса исследо­вания.

ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ — понятие, введенное в научный
оборот профессором В.М. Шепелем, который считает: творя самих себя, мы
предрешаем свою судьбу. Чем благороднее наши мирские и духовные запросы, тем
ярче личностные качества, выступающие в повседневных действиях.
Человекотворчество лучшим образом проявляет­ся в сознательной и гуманной
деятельности. Технологии человековедческие, гуманитарные — это технологии самовыражения,
самореализации их интеллектуальных качеств.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — осуществляемая системой
управления последовательность действий по выбору целесообразных про­цедур и
выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных
воздействий, соотнесенных со свойственными такому же классу технологическими
ситуациями. Выполнение этих процедур и воз­действий обеспечивает преобразование,
перевод социальной системы в желаемое состояние. Методы решения проблемной
ситуации средствами У.т. — реагирование на ситуацию; поиск аналогов состояний;
исследование состояния; выбор процедур преобразования в данной ситуации. Упорядо­ченность
системы в управлении — непротиворечивость деятельности ее подсистем и элементов,
т.е. то, насколько их частные функции не мешают, не противодействуют друг
другу. В социальной системе степень упорядо­ченности в конечном счете зависит
от характера направленности, взаимной непротиворечивости особых интересов с
общими интересами. Повышение степени упорядоченности увеличивает устойчивость
системы, но снижает способность к эволюции.

Основная функция У.т. состоит в обеспечении научной и
функциональ­ной взаимосвязи процесса управления с конкретными СТ: планирования,
организации, мотивации и контроля.

ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ. Технологизация в сфере социальной
практики и управления проходит три этапа:

теоретический — определение цели, объекта технологизации;
расщеп­лением социального объекта на составляющие и выяснением социальных
связей;

методический — выбор методов, средств получения информации,
ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и
рекомендации;

процедурный — организация практической деятельности по
разработке социальных технологий.

Совокупность теории, методики, процедуры представляет
систему раз­работки социальных технологий. Она включает в свою очередь ряд
проце­дур, каждая из которых представляет совокупность конкретных операций.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ — конечный социальный
результат, полученный при наименьших издержках в опти­мальные сроки. Его
получение с помощью социальных технологий возмож­но при условиях:

а) СТ должны обладать определенными свойствами:

привлекательностью цели;

простотой ее обоснования;

гибкостью внедрения процедур и операций;

надежностью теоретического и методического обеспечения,
профессио­нальной грамотностью и практическим опытом;

экономичностью достижения цели воспроизводства (социальная,
соци­ально-психологическая, организационная, экономическая и др.);

непротиворечивостью между ними: процедурами и операциями
конкрет­ной СТ, уровнями качества их воспроизводства; объектом и субъектом в
процессе технологизации и др.;

б) налицо должны быть все признаки технологизации:

разграничение;

разделение;

расчленение социального процесса на связанные между собой
этапы, фазы;

координация и поэтапность действий;

однозначность выполнения операций и процедур;

возможность многократного применения отработанных
стандартных алгоритмов деятельности для решения типовых задач социального управ­ления.

Процедура — набор действий (операций), с помощью которых
осущест­вляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть

данной технологии. Операция — непосредственно практический
акт реше­ния определенной задачи в рамках данной процедуры. Переход одной
операции в другую — ступень развития, становления качества и свойства
социальных характеристик объекта технологизации;

в) необходимо соблюдение ряда условий технологизации: объект
технологизации должен обладать определенной степенью слож­ности;

известны все элементы его структуры, особенности их строения
и закономерности функционирования;

процессы (состояния, явления, отношения и др.) должны быть
форма­лизованы и представлены (выражены) системой операций, процедур;

каждая операция, процедура должна иметь систему конкретных
пока­зателей (нормативов), диагностических приемов изучения их состояния,
управления ими.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ