Истоки проблематики :: vuzlib.su

Истоки проблематики :: vuzlib.su

69
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Истоки проблематики

.

Истоки проблематики

История развития подразделений, занимающихся выполнением тех
или иных функций в области управления людьми, теряется в глубине веков. Еще
Геродот пишет о ста тысячах рабочих, которые были собраны для строительства
пирамиды Хеопса (2575-2465 гг. до Р.Х.) и расположенных рядом с ней сооружений.
Очевидно, что реализация подобного проекта требовала решения проблем заня­тости,
распределения работ, рабочего времени, довольствия и оп­латы труда, санкций за
проступки и т.д., то есть тех вопросов в области управления ЧР, которые
актуальны и по сей день.

Современные западные учебники начинают отсчет истории уп­равления
персоналом с английского средневековья. Ремесленники там объединялись в
гильдии, которые использовали для улучшения условий труда, совершенствования
взаимоотношений хозяев и ра­ботников, разрешения внутренних конфликтов. Эти
гильдии стали предвестниками профсоюзов. Однако, на наш взгляд, хотя подоб­ные
функции и можно прямо сопоставить с задачами, решаемыми современными службами управления
ЧР, но делать заключение о начальной точке развитии лишь на основании такого
соответствия не следует. Более целесообразным видится поход к обнаруже­нию
истоков управления ЧР в примерах решения проблемы эф­фективного задействования
трудового потенциала, которые суще­ствовали в далеком прошлом. И не стоит
обращать особого внима­ния на форму решения этой проблемы. Здесь важно наличие
по­добной проблематики, являющейся сущностью управления ЧР и в прошлом, и
сейчас.

Подтверждением вышесказанного может служить такой истори­ческий
памятник, как «Книга правителя области Шан» — один из наиболее
значительных образцов общественно — политической мысли древнего Китая. В нем
излагается учение Шан Яна (IV в. до н.э.) — основателя школы легистов,
отстаивающих деспотическую форму правления. Трактат оказал большое влияние на
формиро­вание бюрократической системы управления в Китае, профунк­ционировавшей
без каких-либо существенных изменений до начала XX века. Особое внимание в
трактате уделяется эффективной, с точки зрения стоящих перед правителем целей,
практике управле­ния ЧР (в нашем современном понимании).

Знаменательными фактами история подтверждает, что пробле­матика
управления людьми если и не стара как мир, то, как мини­мум, возникает
приблизительно в одно и тоже время с организаци­ей, как социальным феноменом.

Тысячи лет принципы управления передавались как ценнейшее
тайное знание от поколения к поколению правителей в царствующих династиях. Так
было в древнейших обществах — Шумере, Египте, Вавилоне, Древней Греции и
Древнем Риме. Известно, что жрецы занимались не только религиозной практикой,
но также заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, принимали
активное участие в регулировании бюджета. В результате среди служителей культа сформировался
определенный слой, ко­торый профессионально занимался экономическими и управлен­ческими
процедурами: планированием, контролем и учетом. Так, например, в Шумере была
учреждена сложная система учета с периодической отчетностью главному жрецу.

И по сей день многие считают управление искусством, дости­жение
вершин которого доступно единицам. Распространение зна­ний, рост уровня
образования позволяют более широкому слою людей успешно осваивать
управленческие навыки. Однако в древ­нем мире, с его преимущественно
религиозным образованием, воз­можности глубокого постижения принципов
управленческой дея­тельности были ограничены. Связь религии и управления
придавала последнему особый оттенок магического, священного действия;
искусства, пути религиозного продвижения к истине.

Сооружение пирамид в Древнем Египте дало сильный толчок
развитию планирования в хозяйственной деятельности и в управле­нии
человеческими ресурсами. Достаточно сказать, что блоки, из которых строились
пирамиды, весили по две с половиной тонны каждый. Причем изготовлялись они
далеко от места строительства, их перевозка и установка требовали детального
планирования. Да и само управление сотней тысяч рабов, занятых на
строительстве, длившемся более двадцати лет, требовало массы усилий.

Известно также, что при строительстве храма Соломона в Иеру­салиме
в начале первого тысячелетия до нашей эры применялась организация труда,
аналогичная вахтенному методу, имеющему сейчас довольно широкое распространение
в добывающей про­мышленности. Семьдесят тысяч подносчиков и восемьдесят тысяч
каменщиков, труд которых контролировался тремя тысячами над­смотрщиков, после
месяца труда на строительстве храма заменя­лись и на два месяца распускались по
домам.

Большой вклад в развитие управленческой практики был сделан
в Вавилоне. Прежде всего это относится к Кодексу Хаммурали, в котором 4000 лет
тому назад были юридически оформлены мно­гие вопросы оплаты труда, в том числе
вопросы минимальной за­работной платы, контроля и ответственности. Спустя
полторы ты­сячи лет на текстильных фабриках этой страны стала применяться
прогрессивная система заработной платы, а также система контроля за движением
сырья и материалов, напоминающая современ­ные способы кодирования.

Большое значение для развития современной науки управления
имело философское наследие Древней Греции. В Афинах мы на­ходим истоки
демократии, а в Спарте — тоталитаризм и способы управления, основанные на
жесткой дисциплине, подчинении и сис­тематическом
терроре.                                                         

В Спарте, как известно, существовало три сословия:
спартиаты, пириеки и илоты. Спартиаты были потомками завоевателей — дорян;
пириеки и илоты — завоеванных ахейцев. Спариаты прави­ли и воевали, пириеки
занимались ремеслами, илоты — сельским хозяйством. Покоренные народности
платили спартиатам дань и страшно их ненавидели. Спартиатов было девять тысяч
семейств, илотов — в десять раз больше. Все земельные угодия Лаконии были
разделены для спартиатов на девять тысяч равных наделов. Никаких иллюзий
относительно своей безопасности они не питали и практически не расставались с
оружием. Все статуи в Спарте были вооружены, даже статуя богини красоты
Афродиты.

Постоянная опасность заставляла спартиатов искать эффектив­ные
формы организации (прежде всего военной). Именно спар­тиаты изобрели и
отработали знаменитую фалангу — специаль­ный боевой строй, с помощью которого
Александр Македонский впоследствии завоевал мощные государства и территории,
несо­измеримые с Македонией. Фаланга давала колоссальный эффект в коллективных
боевых действиях.

Соблюдение дисциплины и порядка было в Спарте высшим эти­ческим
и правовым требованием. Покинуть место в строю, чтобы броситься на врага или
бежать, считалось одинаковым преступлением. Спартанец Леоним в бою занес меч
над врагом, но услышал отбой и отдернул меч: «Лучше оставить в живых
врага, чем ослу­шаться команды». Мальчик Исад убежал на войну и храбро
бился — ему дали венок за храбрость и высекли розами за нарушение дисциплины.

В соответствии с принципами «ликургова строя» все
полноп­равные граждане Спарты официально именовались «равными». Все
спартиаты, независимо от происхождения и общественного поло­жения, жили в
совершенно одинаковых условиях, как солдаты в казармах, носили одинаковую
простую одежду и ели пищу за общим столом. Практически все пути к накоплению
богатства для граждан этого государства были закрыты. В такой атмосфере
постепенно заглохли, а затем и исчезли поэзия, философия, наука. Экономика
вернулась к стадии натурального хозяйства и продол­жила деградировать, Спарта
превратилась в реакционное и крайне агрессивное государство.

Стандарты высокой организации получили свое продолжение в
Древнем Риме. Много проявлений этого можно найти и на Восто­ке. Сильная
организация и дисциплина были основой побед извес­тных восточных полководцев
Чингисхана и Тимура.

Все образцы управленческой мысли, включая знаменитую сис­тему
территориального управления Диоклехтиана в Древнем Риме и административную
организацию Римской католической церкви, использовавшую принципы функционализма
уже во втором столе­тии, существенно обогащали практику управления, но
разделялись между собой огромными, в масштабе человеческой жизни, про­межутками
времени. Терялись важные детали в осуществлении тех или иных управленческих
процедур, менялись условия, каза­лось, что прежний опыт уже не имеет никакой
ценности. Однако огромное значение управления и прежде всего управления людь­ми
осознавалось высшими слоями общества во все времена.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ