ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
20.1. Финансы предприятий и бюджет
.
20.1. Финансы предприятий и бюджет
Финансы предприятий — исходное звено всей финансовой системы
государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются
валовой внутренний продукт общества, первичные денежные накопления,
поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных
средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы.
Финансирование развития предприятий сферы материального
производства осуществляется за счет собственных средств (в основном — прибыли и
амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка,
ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. В консолидированном бюджете РФ
на 1999 г. предусмотрено выделить примерно 19% всех расходов на сферу
материального производства.
За последние годы в структуре источников финансирования
предприятий возросла доля собственных источников при значительном сокращении
ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы предприятий
основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и
самофинансирования. Это предопределяет организацию взаимоотношений предприятий
с бюджетной системой по принципу бюджета-нетто.
Расчетный баланс доходов и расходов — основной документ,
который определяет размеры и источники бюджетного финансирования.
В балансе доходов и расходов предприятия отражаются в денежной
форме их доходы, расходы и финансовые результаты по основной и другим видам
деятельности, внереализационные доходы и расходы, платежи в бюджет и
ассигнования из бюджета.
Баланс доходов и расходов предприятия состоит из двух разделов
— «Доходы и поступления» и «Расходы и отчисления».
В разделе «Доходы и поступления» отражаются:
• выручка от реализации;
• средства, мобилизуемые при капитальном строительстве;
• средства поступающие в порядке долевого
участия в строительстве;
• долгосрочные кредиты и займы;
• прочие поступления.
В раздел «Расходы и отчисления» включаются:
• текущие затраты;
• затраты на расширенное воспроизводство, на
содержание социальной сферы, научно-исследовательские работы;
• погашение долгосрочных кредитов и займов и
уплата процентов по этим займам;
• прочие расходы.
В соответствии с действующей бюджетной классификацией в
состав расходов включаются расходы на материальное производство,
жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения.
В последние годы основной объем бюджетных ресурсов направляется
на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и
выдачу предприятиям разного вида дотаций.
Сокращение объема бюджетного финансирования затрат в сфере
материального производства связывается со следующими причинами:
1) постепенным прекращением дотирования предприятий в связи
с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за
выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;
2) сокращением участия государства в производственных инвестициях
за счет уменьшения централизованных капитальных вложений и приватизации
предприятий;
3) отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по
большинству продовольственных и промышленных товаров;
4) жесткой экономией в расходовании бюджетных средств, достигаемой
не только исключением из состава расходов любых затрат, непосредственно не
связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития, но и
контролем за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований.
С переходом на рыночные отношения система расходования
бюджетных средств претерпела существенные изменения. Бюджетные ассигнования
призваны обеспечивать решение наиболее крупных и важных государственных задач:
• финансирование приоритетных мероприятий, связанных с развитием
ключевых отраслей экономики, способных наладить производство
высокотехнологичной продукции и сделать ее конкурентоспособной на мировом
рынке, среди которых авиастроение, производства, обеспечивающие
функционирование космических программ, атомная промышленность,
энергомашиностроение и др.;
• сохранение научно-технической и кадровой базы российского
ВПК, создание экономических условий для совершенствования технологий военного
и двойного назначения, позволяющих увеличить на этой основе экспортный
потенциал страны;
• поддержка реализации высокоэффективных и быстроокупаемых
инвестиционных проектов, оказываемая как путем выделения бюджетных средств,
так и путем предоставления государственных гарантий для этих проектов;
• сосредоточение инвестиционных расходов на вводимых
объектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации
объектов незавершенного строительства;
• оказание поддержки агропромышленного комплекса на базе
рыночных механизмов в целях обеспечения его устойчивой работы, направленной на
сохранение плодородия почв, преодоление спада сельскохозяйственного
производства;
• создание финансовых возможностей для совершенствования
производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
За последние годы доля затрат на финансирование промышленности,
энергетики и строительства в расходах федерального бюджета снизилась более чем
в четыре раза (табл. 20.1).
Таблица 20.1 Доля затрат на финансирование промышленности,
энергетики и строительства в расходах федерального бюджета.
Показатели |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Расходы федерального |
||||||
бюджета — всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||
в том числе: |
||||||
Промышленность, энергетика и строительство |
23,2 |
12,6 |
11,4 |
9,4 |
5,5 |
|
из них: |
||||||
базовые отрасли промышленности |
4,1 |
3,1 |
1,7 |
1,3 |
1,1 |
|
Прочие отрасли |
9,1 |
1,3 |
1,3 |
2.0 |
0,1 |
|
Строительство, архитектура и градостроительство |
10,0 |
8,2 |
8,4 |
6,1 |
3,8 |
Сокращение бюджетных ассигновании сопровождалось и снижением
объемов промышленного производства, ростом числа убыточных предприятий. К основным
причинам кризисного положения можно отнести:
1) изъятие капитала предприятий через рынок государственных
и муниципальных облигаций;
2) высокие темпы инфляции издержек, которые привели к
обесценению оборотного капитала, росту взаимных неплатежей и расширению сферы
бартера;
3) недоступность кредитных ресурсов для многих промышленных
предприятий из-за высоких процентных ставок, превышающих рентабельность
вложений.
Для преодоления негативных тенденций в реальном секторе
экономики в 1998 г. была принята Программа финансово-экономической
стабилизации, которая предусматривает:
• снижение общего объема налоговых платежей с предприятий;
• снижение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и
оптовых цен на газ и электроэнергию для промышленных потребителей;
• реструктуризацию задолженности предприятий при условии
уплаты текущих платежей в бюджет;
• разрешение предприятиям продавать продукцию ниже
себестоимости;
• поддержку российского экспорта.
Реальное преодоление кризисного состояния базовых отраслей
экономики возможно только за счет увеличения реальных инвестиций, т. е.
капитальных вложений.
* * *
Предприятия производственной сферы, являясь главной финансовой
базой формирования бюджетных доходов, всегда находились в центре исследований
российских ученых-финансистов.
Проблемы развития финансов и взаимоотношений предприятий промышленности
с бюджетом исследовались в следующих работах.
• Н.С. Трифонов. Финансовое положение общесоюзной промышленности
(1927);
• В.М. Батырев, В.К. Ситнин. Организация и планирование финансов
социалистической промышленности (1940);
• П.Н. Жевтяк. Финансы промышленного предприятия (1963);
• Д.С. Моляков. Финансирование промышленности (1971);
• М.В. Романовский, М.А. Корасик. Финансы предприятий и
объединений (1974);
• А.А. Тишина. Прибыль в промышленности и пути
ее повышения (1975);
• Г.В. Базарова. Прибыль и хозрасчет в
условиях НТП (1979);
• А.Т. Чеблоков. Финансовое планирование в промышленности
(1983);
• И.А. Акодис. Финансовый аспект управления рентабельностью
и ассортиментом (1985);
• В.Д. Штундюк. Финансово-кредитный механизм производственных
объединений (1987);
• Н.Л. Марголина, Р.Г. Попова. Управление финансами предприятия
в условиях АСУ (1990).
Финансы сельского хозяйства отражены в следующих работах:
• Г. Бронштейн. Как организовать финансовую работу колхоза
(1935);
• М. Несмий, В. Соколов. Организация финансов колхозов
(1955);
• С.Н. Мотов. Финансирование и кредитование совхозов
(1968);
• К.Д. Карпов. Финансово-кредитные отношения с колхозом
(1971);
• Е.А. Кириллов. Проблемы финансов сельского хозяйства
(1974);
• А. С. Либкинд. Анализ доходов и накоплений в колхозах
(1969);
• И.Л. Ким, А.Ф. Пацан. Финансы государственных
сельскохозяйственных предприятий (1976);
• С. И. Кованов. Анализ формирования и использования
прибыли в совхозах (1976);
• В.Н. Семенов. Финансово-кредитный механизм в развитии
сельского хозяйства (1983);
• С.Н. Корюнов, Г. Т. Гойгел и др. Финансирование развития
сельского хозяйства (1984);
• Н.С. Майзус. Финансы агропромышленных объединений (1988);
• МЛ. Лишанский, И.Б. Маслова. Финансы в сельском
хозяйстве (1999).
.