ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§ 1. Владимиро-Суздальское княжество
.
§ 1. Владимиро-Суздальское княжество
Владимиро-Суздальское княжество расценивается как классический
образец русского княжества периода феодальной раздробленности. К этому есть ряд
оснований. Во-первых, оно занимало огромную территорию северо-восточных земель
— от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу.
Владимиро-Суздальская Русь стала со временем центром, вокруг которого
объединялись русские земли, складывалось Русское централизованное государство.
На территории Владимиро-Суздальского княжества образовалась Москва, ставшая со
временем столицей великого государства.
Во-вторых, именно во Владимиро-Суздальское княжество перешел
из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки
Мономаха — от Юрия Долгорукого (1125 —1157) вплоть до Даниила Московского (1276
— 1303) — носили великокняжеский титул. Это ставило Владимиро-Суздальское
княжество в центральное положение по сравнению с другими русскими княжествами
периода феодальной раздробленности.
В-третьих, во Владимир была перенесена митрополичья кафедра.
После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену митрополиту — греку Иосифу
константинопольский патриарх поставил в 1246 г. в качестве главы русской православной церкви русского по происхождению митрополита Кирилла. В своих разъездах
по епархиям Кирилл явно отдавал предпочтение Северо-Восточной Руси. А уже
следующий за ним митрополит Максим в 1299 г., «не терпя насилья татарского», покинул митрополию в Киеве. В 1300 г. он уже окончательно «седе в Володимере и
со всем клиром своим». Максим первым из митрополитов присвоил себе титул
митрополита «всея Руси».
Ростов Великий и Суздаль — два древнейших русских города,
первый из которых упоминается в летописи под 862 г., второй — под 1024 г. Эти важные северо-восточные русские центры издревле давались великими
киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир Мономах основал в 1108 г. г. Владимир на Клязьме и дал его в удел семнадцатилетнему сыну Андрею. Город вошел в состав
Ростово-Суздальского княжества, великокняжеский престол которого занимал
старший брат Андрея — Юрий Владимирович Долгорукий. После смерти Юрия
Долгорукого его сын Андрей Боголюбский (1157 — 1174) перенес столицу из Ростова
во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.
Следует сказать, что Владимиро-Суздальское княжество
недолгое время сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения
при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо (1176 —1212) оно стало
дробиться на мелкие княжества. В начале ХШ в. от него отделилось Ростовское
княжество, в 70-х годах того же века при младшем сыне Александра Ярославича
Невского (1252 — 1263) — Данииле — самостоятельным стало Московское княжество.
Общественный строй. Экономическое состояние Владимиро-Суздальского
княжества достигло своего расцвета во второй половине XII — начале XIII в. при
великих князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Могущество
Владимиро-Суздальской Руси символизировали два великолепных храма, воздвигнутых
во Владимире во второй половине XII в., — Успенский и Дмитриевский соборы, а
также церковь Покрова на Нерли, построенная на восточных подступах ко
Владимиру. Воздвижение подобных архитектурных сооружений было возможно лишь при
наличии хорошо налаженного хозяйства.
Русские люди, переселившиеся с юга, размещались на земле,
которую издавна заселяли финские племена. Однако они не вытесняли древнее
население края, в основном мирно уживались с ним. Дело облегчалось тем, что у
финских племен не было своих городов, а славяне строили города-крепости. Всего
в XII — начале XIII в. было возведено около ста городов, ставших центрами
более высокой культуры.
Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжестве
мало отличалась от киевской. Однако здесь появляется новая категория мелких
феодалов — так называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин —
«дворяне».
К господствующему классу относилось также и духовенство. Духовенство
во всех русских землях было организовано по правилам Номоканона и по церковным
уставам первых христианских князей — Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Разрушив русские города и превратив Русь в подчиненное государство,
монголо-татары сохранили тем не менее организацию православной церкви. Так
легче было управлять покоренным народом. Привилегии церкви оформлялись
ярлыками, выдаваемыми ханами. Древнейший из дошедших до нас — ярлык хана
Менгу-Темира (1266 —1267). Согласно ханским ярлыкам гарантировались
неприкосновенность веры, богослужения и канонов русской церкви, подсудность
духовенства и других церковных лиц церковным судам, за исключением дел о разбое
и убийстве, освобождение от податей, повинностей и пошлин.
Политическая система. Владимиро-Суздальское княжество представляло
собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Уже первый
ростово-суздальский князь — Юрий Долгорукий — характеризуется как сильный
монарх, сумевший покорить в 1154 г. Киев, где он посадил своего сына Андрея,
бежавшего, правда, оттуда через год. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь завоевал Киев, но не остался на киевском престоле, а вернулся во Владимир. Он сумел
подчинить ростовских бояр, за что получил в русских летописях характеристику
«самовластца» Владимиро-Суздальской земли. После смерти Всеволода Большое
Гнездо Владимиро-Суздальское княжество стало дробиться на ряд более мелких,
однако владимирский стол на протяжении XIII—XIV вв. все же традиционно
расценивался как великокняжеский, первейший престол даже в пору монголо-татарского
ига. Монголо-татары оставили нетронутыми внутреннее государственное устройство
и право русского народа, в том числе и родовой порядок преемства
великокняжеской власти.
Великий князь владимирский опирался в своей деятельности на
дружину, при помощи которой создавалось военное могущество княжества. Из
дружины, как и в киевские времена, формировался Совет при князе. В него
входили и представители духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры
во Владимир — сам митрополит. Совет сосредоточивал бразды правления всем
Владимиро-Суздальским княжеством, в него входили наместники-дружинники, управлявшие
городами.
Великокняжеским дворцом управлял дворецкий или дворский,
который являлся вторым по значению лицом в государственном аппарате. Ипатьевская
летопись упоминает в 1175 г. о тиунах, мечниках и детских, которые также
относились к числу княжеских чиновников. Очевидно, что Владимиро-Суздальское
княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.
Местное управление было сосредоточено в руках наместников,
посаженных в городах, и волостелей — в сельской местности. Органы управления
вершили и суд в подведомственных землях. Как упоминает об этом Ипатьевская
летопись, посадники «многу тяготу людем сим створиша продажами и вирами».
До перенесения митрополичьей кафедры во Владимир во Владимиро-Суздальском
княжестве было несколько епархий, возглавлявшихся архиепископами или
епископами. Кандидаты в епископы избирались на соборах высшего духовенства при
участии великого князя и посвящались в сан митрополитами. Епархии делились на
округа во главе с церковными десятниками. Низшую единицу церковной организации
составляли приходы во главе со священниками. К «черному» духовенству
принадлежали монахи и монахини во главе с настоятелями монастырей. Монастыри
часто основывались князьями, летописцы с любовью отзывались о таких князьях,
как Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и др. Монастыри в Северо-Восточной
Руси появились уже в XI в, как, например, Авраамиевский монастырь в Ростове
Великом, и по сей день изумляющий нас своим величием и красотой.
Право. К сожалению, до нас не дошли источники права
Владимиро-Суздальского княжества, но нет сомнения, что в нем действовали
общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система состояла
из источников светского права и церковно-правовых источников. Светское право
было представлено Русской Правдой, которая дошла до нас в большом количестве
списков, составленных во Владимиро-Суздальском княжестве в XIII — XIV вв., что
свидетельствует о ее широком распространении в Северо-восточной Руси.
Церковное право представляли общерусские уставы первых христианских князей —
Устав кн. Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, а также
Устав кн. Ярослава о церковных судах. Эти источники права дошли также в большом
количестве списков, составленных во Владимиро-Суздальском княжестве.
Вероятно, великие князья владимирские конкретизировали общие
положения этих уставов применительно к конкретным епархиям, но нет сомнения,
что общие положения этих законодательных сводов были незыблемыми. Особое
значение они приобрели после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир.
.