§ 1. Владимиро-Суздальское княжество :: vuzlib.su

§ 1. Владимиро-Суздальское княжество :: vuzlib.su

94
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Владимиро-Суздальское княжество

.

§ 1. Владимиро-Суздальское княжество

Владимиро-Суздальское княжество расценивается как классичес­кий
образец русского княжества периода феодальной раздробленнос­ти. К этому есть ряд
оснований. Во-первых, оно занимало огромную территорию северо-восточных земель
— от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу.
Владимиро-Суздальская Русь стала со временем центром, вокруг которого
объединялись рус­ские земли, складывалось Русское централизованное государство.
На территории Владимиро-Суздальского княжества образовалась Моск­ва, ставшая со
временем столицей великого государства.

Во-вторых, именно во Владимиро-Суздальское княжество перешел
из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки
Мономаха — от Юрия Долгорукого (1125 —1157) вплоть до Даниила Московского (1276
— 1303) — носили великокняжеский ти­тул. Это ставило Владимиро-Суздальское
княжество в центральное положение по сравнению с другими русскими княжествами
периода феодальной раздробленности.

В-третьих, во Владимир была перенесена митрополичья кафедра.
После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену митрополиту — греку Иосифу
константинопольский патриарх поставил в 1246 г. в качестве главы русской православной церкви русского по происхождению мит­рополита Кирилла. В своих разъездах
по епархиям Кирилл явно отдавал предпочтение Северо-Восточной Руси. А уже
следующий за ним митрополит Максим в 1299 г., «не терпя насилья татарского», покинул митрополию в Киеве. В 1300 г. он уже окончательно «седе в Володимере и
со всем клиром своим». Максим первым из митрополи­тов присвоил себе титул
митрополита «всея Руси».

Ростов Великий и Суздаль — два древнейших русских города,
пер­вый из которых упоминается в летописи под 862 г., второй — под 1024 г. Эти важные северо-восточные русские центры издревле дава­лись великими
киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Влади­мир Мономах основал в 1108 г. г. Владимир на Клязьме и дал его в удел семнадцатилетнему сыну Андрею. Город вошел в состав
Ростово-Суздальского княжества, великокняжеский престол которого зани­мал
старший брат Андрея — Юрий Владимирович Долгорукий. Пос­ле смерти Юрия
Долгорукого его сын Андрей Боголюбский (1157 — 1174) перенес столицу из Ростова
во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

Следует сказать, что Владимиро-Суздальское княжество
недолгое время сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвы­шения
при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо (1176 —1212) оно стало
дробиться на мелкие княжества. В начале ХШ в. от него отделилось Ростовское
княжество, в 70-х годах того же века при младшем сыне Александра Ярославича
Невского (1252 — 1263) — Данииле — самостоятельным стало Московское княжество.

Общественный строй. Экономическое состояние Владимиро-Суз­дальского
княжества достигло своего расцвета во второй половине XII — начале XIII в. при
великих князьях Андрее Боголюбском и Все­володе Большое Гнездо. Могущество
Владимиро-Суздальской Руси символизировали два великолепных храма, воздвигнутых
во Влади­мире во второй половине XII в., — Успенский и Дмитриевский собо­ры, а
также церковь Покрова на Нерли, построенная на восточных подступах ко
Владимиру. Воздвижение подобных архитектурных сооружений было возможно лишь при
наличии хорошо налаженного хозяйства.

Русские люди, переселившиеся с юга, размещались на земле,
кото­рую издавна заселяли финские племена. Однако они не вытесняли древ­нее
население края, в основном мирно уживались с ним. Дело облег­чалось тем, что у
финских племен не было своих городов, а славяне строили города-крепости. Всего
в XII — начале XIII в. было возведе­но около ста городов, ставших центрами
более высокой культуры.

Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжест­ве
мало отличалась от киевской. Однако здесь появляется новая кате­гория мелких
феодалов — так называемые дети боярские. В XII в. по­является и новый термин —
«дворяне».

К господствующему классу относилось также и духовенство. Ду­ховенство
во всех русских землях было организовано по правилам Номоканона и по церковным
уставам первых христианских князей — Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Разрушив русские города и превратив Русь в подчиненное государство,
монголо-татары сохра­нили тем не менее организацию православной церкви. Так
легче было управлять покоренным народом. Привилегии церкви оформлялись
ярлыками, выдаваемыми ханами. Древнейший из дошедших до нас — ярлык хана
Менгу-Темира (1266 —1267). Согласно ханским ярлыкам гарантировались
неприкосновенность веры, богослужения и канонов русской церкви, подсудность
духовенства и других церковных лиц церковным судам, за исключением дел о разбое
и убийстве, освобож­дение от податей, повинностей и пошлин.

Политическая система. Владимиро-Суздальское княжество пред­ставляло
собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжес­кой властью. Уже первый
ростово-суздальский князь — Юрий Долго­рукий — характеризуется как сильный
монарх, сумевший покорить в 1154 г. Киев, где он посадил своего сына Андрея,
бежавшего, правда, оттуда через год. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь завоевал Киев, но не остался на киевском престоле, а вернулся во Владимир. Он су­мел
подчинить ростовских бояр, за что получил в русских летописях характеристику
«самовластца» Владимиро-Суздальской земли. Пос­ле смерти Всеволода Большое
Гнездо Владимиро-Суздальское княжес­тво стало дробиться на ряд более мелких,
однако владимирский стол на протяжении XIII—XIV вв. все же традиционно
расценивался как великокняжеский, первейший престол даже в пору монголо-татарского
ига. Монголо-татары оставили нетронутыми внутреннее государ­ственное устройство
и право русского народа, в том числе и родовой порядок преемства
великокняжеской власти.

Великий князь владимирский опирался в своей деятельности на
дружину, при помощи которой создавалось военное могущество княжества. Из
дружины, как и в киевские времена, формировался Со­вет при князе. В него
входили и представители духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры
во Владимир — сам митропо­лит. Совет сосредоточивал бразды правления всем
Владимиро-Суздальским княжеством, в него входили наместники-дружинники, управ­лявшие
городами.

Великокняжеским дворцом управлял дворецкий или дворский,
который являлся вторым по значению лицом в государственном ап­парате. Ипатьевская
летопись упоминает в 1175 г. о тиунах, мечниках и детских, которые также
относились к числу княжеских чиновников. Очевидно, что Владимиро-Суздальское
княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.

Местное управление было сосредоточено в руках наместников,
посаженных в городах, и волостелей — в сельской местности. Органы управления
вершили и суд в подведомственных землях. Как упомина­ет об этом Ипатьевская
летопись, посадники «многу тяготу людем сим створиша продажами и вирами».

До перенесения митрополичьей кафедры во Владимир во Влади­миро-Суздальском
княжестве было несколько епархий, возглавляв­шихся архиепископами или
епископами. Кандидаты в епископы изби­рались на соборах высшего духовенства при
участии великого князя и посвящались в сан митрополитами. Епархии делились на
округа во главе с церковными десятниками. Низшую единицу церковной орга­низации
составляли приходы во главе со священниками. К «черному» духовенству
принадлежали монахи и монахини во главе с настоятеля­ми монастырей. Монастыри
часто основывались князьями, летопис­цы с любовью отзывались о таких князьях,
как Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и др. Монастыри в Северо-Восточной
Руси появились уже в XI в, как, например, Авраамиевский монастырь в Ро­стове
Великом, и по сей день изумляющий нас своим величием и кра­сотой.

Право. К сожалению, до нас не дошли источники права
Владимиро-Суздальского княжества, но нет сомнения, что в нем действовали
общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система состояла
из источников светского права и церковно-правовых источников. Светское право
было представлено Русской Прав­дой, которая дошла до нас в большом количестве
списков, составлен­ных во Владимиро-Суздальском княжестве в XIII — XIV вв., что
сви­детельствует о ее широком распространении в Северо-восточной Руси.
Церковное право представляли общерусские уставы первых христи­анских князей —
Устав кн. Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, а также
Устав кн. Ярослава о церковных судах. Эти источники права дошли также в большом
количестве списков, со­ставленных во Владимиро-Суздальском княжестве.

Вероятно, великие князья владимирские конкретизировали общие
положения этих уставов применительно к конкретным епархиям, но нет сомнения,
что общие положения этих законодательных сводов были незыблемыми. Особое
значение они приобрели после перенесе­ния митрополичьей кафедры во Владимир.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ